Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет»
Санкт-Петербург
Кафедра технологии и управления
ДОКЛАД
По дисциплине: Менеджмент
Тема: Акционерные общества как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности
Выполнил:
Студент 1 курса
дневного отделения
группы № О53611
Петровская Анастасия Александровна
Проверил:
Старший преподаватель
кафедры технологии и управления
Поздняков П.В.
Школа научного управления: Фредерик Тейлор, Фрэнк и Лилия Гилбрет
Ежели людей по работе ценить, тогда лошадь лучше всякого человека
Максим Горький
Наука «управление персоналом» начала формироваться на стыке XIX и XX веков. 100 лет – это внушительный отрезок времени для того, чтобы успела сформироваться не только теория, но и практика.
Теоретической основой для данного научного процесса послужила школа научного управления, в рамках которой и исследовались многие вопросы, которые сегодня принято относить к системе управления персоналом. Дальнейшее развитие науки управления персоналом вплоть до середины 1980-х годов было неразрывно связано с процессом эволюции основных теорий менеджмента, а само управление персоналом рассматривалось в качестве одной из функций общего менеджмента. Сегодня все больше и больше авторов склоняются к тому, что управление персоналом — это скорее не функция менеджмента, а самостоятельная управленческая система особого типа.
Однако толчком к развитию научной мысли о процессах управления послужила так называемая «Пятая управленческая революция» (конец XIX — начало XX в.), основными результатами которой явились: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности класса управленцев. В этих достаточно непростых условиях и сложилась первая «серьезная» школа менеджмента — школа научного управления.
|
Идеологом и родоначальником данной школы является Фредерик Тейлор. В основу своей теории научного управления Тейлор заложил три принципиальных положения:
1. рационально-организованный труд рабочих;
2. наличие формальной структуры организации;
3. поиск механизмов сотрудничества управляющего и управляемого.
Максимальный уровень производительности труда рабочих — вот основной объект исследования и цель Тейлора, для достижения которой он разработал оптимальные методы выполнения трудовых операций. По сути, управление персоналом, по Тейлору, сводится к управлению трудом рабочих с целью максимизации его производительности исключительно на основе ускорения и совершенствования производственно-технического процесса. В этих условиях система заработной платы приняла строго индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от выполнения установленных норм (система прямой сдельщины).
Именно эта сторона учения Тейлора нашла широкое применение на промышленных предприятиях. Положение же о сотрудничестве между администрацией и рабочими и равномерное распределение ответственности между ними, как отмечал сам Тейлор, достигнуты не были.
|
Значительный вклад в становление школы научного управления внесли также Фрэнк и Лилия Гилбрет, которые в начале 1900-х гг. начали изучать рабочие операции,
используя кинокамеру и микрохронометр.
Важным вкладом этой школы в теорию управления персоналом было систематическое использование технологий стимулирования с целью обеспечения заинтересованности работников в повышении производительности их трудовой деятельности. Основные идеи представителей данной школы менеджмента относительно управления персоналом в комплексном виде представлены в общих принципах управления, сформулированных Тейлором:
1) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, миграций, усилий и других факторов;
2) строгое соблюдение утвержденных стандартов;
3) работник должен работать на том рабочем месте, где он будет приносить наибольшую пользу;
4) оплата труда напрямую зависит от результатов деятельности рабочих;
5) привлечение к управлению профессиональных менеджеров, осуществляющих
контроль по специализированным направлениям;
6) формирование исключительно дружеских и вместе с тем профессиональных отношений между менеджерами и рабочими.
Теорию научного управления можно считать переломным этапом, благодаря которому начали четко прорисовываться многие аспекты управления персоналом: подбор квалифицированных кадров, формирование дружеских отношений в коллективе, нормирование труда и многое другое.