Разработка урока литературного чтения во 2 классе
Седлова Светлана Михайловна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов», город Нижнекамск, Республика Татарстан
Жанр – эмоционально окрашенное стихотворение
Художественная задача текста – привлечь внимание к тому, что всем окружающим необходима душевная теплота
Тема урока – «Мечта о дружбе и душевной теплоте в стихотворении Ю.Мориц "Слониха, слонёнок и слон"»
Цели урока:
1. Организовать введение в раздел "Сказка – ложь, да в ней намёк…", работу с новым произведением "Слониха, слонёнок и слон".
2. Содействовать формированию типа правильной читательской деятельности
3. Способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений.
Тип урока: урок работы с новым текстом.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, рисунки детей, кукла.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Начинаем работу. Внимание на экран. Слайд 1
Дети, какую музыку вы сейчас прослушали? - Мы прослушали колыбельную.
II. Проверка домашнего задания.
- Какие колыбельные песни вам известны? (Народные и авторские). Мальчики организовали выставку рисунков на эту тему. А с девочками мы проведём игру "Дочки-матери". Представьте тёмную ночь, себя на месте своей мамы, у вас маленькая дочка. Какую колыбельную песню вы ей споёте? Слайд 2. Самооценка.
III. Введение в раздел.
Слайд 3 - Как вы думаете, куда спешит Афанасий? (Афанасий спешит открыть дверь.)
- Куда ведёт эта дверь? – Предположения учащихся
- А сейчас откройте учебник на стр. 53, прочитайте название раздела. - Сказка – ложь, да в ней намёк… Слайд 4
|
- Кто может продолжить эти строки? Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок. Слайд 5
- Кто автор этих строк? - Александр Сергеевич Пушкин.
- Из какого произведения эти строки? - "Сказка о золотом петушке".
Что значит намёк? (подсказка)
- Как вы понимаете смысл этого предложения?
Как вы думаете, какие сказки мы будем читать в этом разделе? Как это можно определить?
Откройте содержание (стр. 157). Прочитайте заголовки произведений, фамилии авторов. Теперь легче ответить на этот вопрос? - Это сказки о животных.
Их называют анималистические сказки.
- Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на у с? (Предположения учащихся).
А так ли это, мы попробуем ответить после того, как прочитаем все произведения этого раздела.
IV. Работа над стихотворением Ю. Мориц "Слониха, слонёнок и слон…"
Слайд 6
Работа с текстом до чтения
Прочитайте фамилию автора и название произведения, которое открывает этот раздел.
Слайд7. Юнна Мориц "Слониха, слонёнок и слон…"
- Вспомните, какие произведения Ю. Мориц вы читали? - "Попрыгать – поиграть", "Ванечка – пастух", "Ворона", "Что над чем", "Дом гнома, гном – дома"…
- В чём особенность этих произведений? - В них чувствуется любовь автора к детям, животным, они весёлые и очень добрые.
У Юнны Мориц есть свой сайт, на котором можно найти все ее произведения, иллюстрации, отзывы читателей.
Работа с текстом во время чтения
а) Чтение стихотворения про себя.
- Ребята, о чём это стихотворение? - О том, как слоны путешествовали.
|
- Какие картины вы себе представляли? (Высказывания детей).
б) Чтение стихотворения по строфам с комментариями.
- Читаем первую строфу.
- Почему слон, слониха, слоненок уплыли на байдарке в море? - Им было скучно, они устали стоять в зоопарке.
- Как выглядит байдарка? (лодочка) Представьте, как слоны дружно гребут. Покажите, как это у них получается.
Подберите строчки из стихотворения к данной иллюстрации. Слайд 8
- Читаем вторую строфу.
- Как вы себе представляете волны? - Мягкие, пушистые.
- С кем подружились слоны? С чего это началось? - С улыбки.
- Скажите, а "детская улыбка" – это какая? - Добрая, открытая.
Подберите строчки из стихотворения к этой иллюстрации. Слайд 9
Прочитайте 3 строфу.
- Как вы понимаете выражение "глоток задушевности нужен "?- Это, значит, пообщаться сердечно, искренне.
Подберите строчки из стихотворения к этой картинке. Слайд 10
- Молодцы! Читаем 4 строфу.
- Как сложились отношения между дельфинами и семьей слона? - Они подружились.
- Из каких слов это видно? - Любили, как братья.
- Что, значит, заключили в объятья? - Обняли на прощание.
- Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют?
- Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки.
«Подпишите» эту иллюстрацию. Слайд 11
V. Физкультминутка.
- А сейчас давайте отдохнём.
Здравствуй, друг. (Здороваются за руки)
Как ты тут? (Похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (Грозят пальчиком)
Я скучал. (Складывают руки на груди крест накрест и склоняют голову)
Ты пришёл! (Расставляют руки в сторону, раскрывая свои объятия)
Хорошо! (Обнимают друг друга)
|
- Вот мы и подошли к следующей строфе.
- Что означает "в обнимку растаяли в дымке "?- Исчезли в тумане, пропали.
- А что осталось на память дельфинам? На память остался снимок.
Подберите подпись к картинке. Слайд 12
Читаем следующую строфу.
- Почему слоны вернулись? - Наверное, потому, что здесь их дом, у них здесь остались малыши. Да, кстати, байдарка причалила к речному вокзалу в городе Химки, который находится недалеко от Москвы.
- Что привезли с собой слоны? - Они привезли с собой подарки
- А вы любите получать подарки? А что любите больше - получать или дарить? (Когда вы повзрослеете, то поймете, что дарить подарки приятнее вдвойне. Ведь таким образом вы можете доставить радость близким вам людям).
Какие строчки соответствуют этой картинке. Слайд 13
Кто из вас желает прочитать следующую строфу?
- Кто такой слоновод? Уточнить значение этого слова поможет задание в рабочей тетради на с. 39, задание 2.(Выделить корни в словах). Слайд 1 4
- Человек, который ухаживает за слонами.
- Почему слонов встречал "слоновод знаменитый", да еще устроил им праздник? - Наверное, потому, что их любили и соскучились по ним.
Подберите строчки из текста. Слайд 15
Следующие две строфы объединим в одну.
- По кому и по чему скучают слоны? - Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте.
- А где они могут попробовать морскую капусту? - Наверное, только во сне.
- Вот мы подошли к последней строфе стихотворения.
Работа с текстом после чтения.
Когда вы читали стихотворение, чьё присутствие вы ещё ощущали? - Чувствуется присутствие автора.
Из какой строчки в каждой строфе это видно?
- Попробуйте прочитать последние строчки каждой строфы с тем чувством, которое автор постарался вложить в них. Что можно сказать об авторе? - Он тоже мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей.
- О чем это стихотворение? (Задание 3.) Слайд 16
Найдите подтверждение своего ответа в последней строфе.
- "…и нам напевают (слониха, слониха, слоненок и слон) Да-да! О мечте! О мечте!"
- Да, о мечте. Это веселая добрая фантазия-мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком.