Занитие 4. «Психологические особенности молодости»




Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Профессиональное самоопределение человека на этапе молодости.

2. Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи.

3. Содержание профессионально обусловленных противоречий человека на этапе молодости и способы их преодоления.

4. Психологическое сопровождение человека на этапе молодости

 

 

Занитие 5. « Профессиональное становление личности»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие личностные качества позволяют Вам быть успешным в учебно-профессиональной деятельности.

2. Какие качества и свойства личности Вам необходимо развивать у себя в ближайшие 2–3 года с целью благополучного трудоустройства и успешного овладения профессией?

3. Разработайте определенную систему методов, процедур, приемов и техник, которые позволят Вам развить в себе профессионально значимые личностные характеристики.

Занятие 6. «Психология развивающего профессионального образования»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Значение развивающей диагностики в организщации управления учебным процессом.

2. Использование тренингов в профессиональном обучении.

3. Возможности организационно-деятельностных игр в профессиональном самоопределении учащихся.

4. Развивающее значение проектировочной деятельности учащихся.

5. Методы формирования социально-профессиональных компетенций в учебном процессе.

Занятие 7 «. Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравните понятия «обучаемость» и «обучение».

2. Какую роль играет обучаемость для личности в процессе овладения ею специальностью и в ходе профессиональной деятельности?

3. Проанализируйте какие общие способности могут входить в структуру обучаемости?

4.Назовите важнейшие психические процессы, которые должны быть обязательно включены в разрабатываемую методику диагностики обучаемости для технических специальностей

5Попытайтесь представить, с какими трудностями Вы можете столкнуться в первый год своей работы по специальности. Что Вам необходимо сейчас предпринять, чтобы этих затруднений не возникло?

6. Какие качества личности, на Ваш взгляд, помогают Вам в преодолении профессиональных затруднений?

7.Заполните самостоятельно табл.

Таблица 4.1.

Анализ проблемных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности

Проблемная ситуация в учебно-профессиональной деятельности Негативные личностные качества Позитивные личностные качества Пути преодоления проблемной ситуации
       

 

Занятие 8. «Психологические особенности последипломного образования»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Особенности профессиональной аттестация, как фактор стимулирования последипломного образования.

2. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов.

3. Технологии профессионального самосохранения личности.

Занятие 9. Педагог как субъект профессионального развития

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте содержание понятия “профессиональная деформация”.

2.Определите основные деформации, свойственные представителям Вашей профессии

 

Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Контрольная работа по дисциплине «Психология профессионального образования» носит характер реферата. Номер темы контрольной работы соответствует последним двум или одной цифре в номере зачетной книжке.

Темы контрольных работ

1. Профессионально важные качества педагога профессиональной школы (системы НПО, или СПО).

2. Психологические факторы затрудненного педагогического общения.

3. Роль коммуникативной культуры в деятельности педагога профессиональной школы.

4. Психологические проблемы информатизации профессионального образования.

5. Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО (или СПО).

6. Внимание и его учет в процессе профессионального обучения.

7. Возрастные кризисы становления личности.

8. Психологические особенности возрастного развития личности.

9. Психологические особенности повышения квалификации (переобучения) взрослых.

10. Влияние индивидуально-психологических характеристик (темперамента, характера) личности на эффективность профессионального обучения.

11. Психологические особенности выбора профессии.

12. Профессиональные деформации педагога.

13. Кризисы профессионального становления личности.

14. Творческое мышление и особенности его развития.

15. История становления психологии профессионального образования.

16. Условия формирования профессиональных умений и навыков.

17. Характеристика деятельности педагога профессиональной школы.

18. Современные проблемы профессионального образования.

19. Роль памяти в профессиональном обучении.

20. Психологические условия формирования системы профессиональных знаний.

21. Вклад психологических школ (бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и др.) в понимание феномена «обучение».

22. Сравнительный анализ основных педагогических концепций обучения.

23. Психологическая характеристика деятельности мастера производственного обучения.

24. Профильное обучение как начальный этап непрерывного профессионального образования.

25. Личностные качества педагога профессиональной школы.

 

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, включающая теоретический раздел работы; заключение; литература; приложения.

К вышеобозначенным элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования:

1.Оформление титульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении.

2.Во введении обозначается тема работы, ее актуальность и обосновываются мотивы ее выбора.

3. Основной раздел работы содержит развернутое описание психологического феномена, который будет подлежать изучению, в самостоятельно выбранной студентом теме, исходя, например, из профессиональной и/или личностной заинтересованности. В качестве изучаемого психического явления могут выступать профессиональные деформации педагога, психологические особенности педагогического общения и т.д.

Описание психологического феномена может включать следующие вариативные элементы: определение понятия, теоретические подходы к его изучению в историческом аспекте, современное состояние исследуемой проблемы, и т.д.

Название параграфов в теоретической части работы студент формулирует самостоятельно, опираясь на описание выбранного психологического феномена.

4. В заключении работы приводятся выводы, полученные в результате теоретического анализа и/или эмпирического исследования, а также указывается подтвердилась или нашла опровержение сформулированная гипотеза.

5. Литература. Библиографический список литературы должен включать только те работы, которые проработаны автором (студентом) и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники даются в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией. Пример приведен в приложении 3.

6. Оглавление в ключает название всех разделов и параграфов Вашей работы с указанием нумерации страниц.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет и объект психологии профессионального образования.
Задачи психологии профессионального образования.

2. Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина.

3. История становления и развития психологии профессионального
образования.

4. Связь психологии профессионального образования с другими областями прикладной психологии.

5. Методы: понятие о методе и методологии.

6. Классификация методов исследования психологии профессионального образования.

7. Опросные методы психодиагностики. Анкетирование: правила со­
ставления анкеты.

8. Опросные методы психодиагностики. Интервью: методика подго­
товки к интервью. Психологические особенности проведения интервью и требования у. условиям его организации.

9. Наблюдение как метод изучения личности. Методика: «Поведен­
ческий портрет по данным наблюдения».

10. Онтогенез: понятие и сущность. Роль социальной ситуации разви­
тия и ведущей деятельности в становлении личности.

11. Мир детства: краткая характеристика младенчества, раннего дет­
ства, дошкольного и младшего школьного возраста.

12. Возрастные кризисы детского возраста.

13. Психологические особенности познавательной готовности к школе.

14. Психологические особенности подросткового возраста: социаль­
ная ситуация развития, физическое развитие, «чувство взрослости».

15. Типы акцентуаций подросткового возраста и пути их коррекции.

16. Молодость, особенности жизнедеятельности и основные психоло­
гические новообразования.

17. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Краткая ха­
рактеристика зрелости.

18. Понятие геронтогенеза. Психологические особенности пожилого и старческого возраста.

19. Сущность профессионального самоопределения личности. Мотивы выбора профессии: материальные и духовные мотивы.

20. Сущность профессионального самоопределения личности как оп­
ределение личностью своего места в мире профессий.

21. Профессиональное самоопределение как условие самореализации личности. Уровни профессионального самоопределения личности: в конкретной трудовой функции, трудовом посту, специальности, профессии, профессиональное жизненное самоопределение, личностное самоопределение, самоопределение личности в культуре.

22. Профессиональное самоопределение на разных стадиях онтогене­
тического развития личности.

23. Этапы профессионального становления личности: основные пси­
хологические новообразования каждого этапа: выбора профессии, профессиональной подготовки, адаптации, профессионализации, мастерства.

24. Психологическая характеристика стадии оптации.

25. Психологическая характеристика стадии профессиональной подго­
товки.

26. Психологическая характеристика стадии профессиональной адап­
тации.

27. Психологическая характеристика стадии профессионализации.

28. Психологическая характеристика стадии профессионального мас­
терства.

 

29. Сущность процесса обучения.

30. Психологические основы теоретического и производственного
обучения.

31. Мотивы обучения и профессиональной деятельности.

32. Психологические основы профессионального воспитания.

33. Методы, формы и средства воспитательной работы.

34. Коллектив учащихся и его роль в формировании личности.

35. Диагностика индивидуальных особенностей и коррекция поведе­
ния учащихся.

36. 11сихологические особенности личностно ориентированного про­
фессионального образования, социально-психологические условия его воз­
никновения.

37. Психологическая структура личности педагога: направленность,
компетентность, профессионально важные качества.

38. Профессиональные деформации педагогов: авторитарность, педа­
гогический догматизм, педагогический консерватизм, педагогическая агрессия и т. д.

39. Аттестация как фактор стимулирования профессионального роста
педагога: цели и задачи аттестационной процедуры. Особенности экспертной
оценки педагогической деятельности, оценка методической работы и про­
фессиональной компетентности педагога.

40. Психолого-педагогический консилиум: предмет, цели, задачи и
функции.

41. Понятие о ценностных ориентациях, влияющих на профессио­
нальные намерения личности.

42. Возрастные особенности развития профессиональных намерений.

43. Вопросы психологии профессионального образования в трудах
отечественных и зарубежных психологов.

44. Психологические закономерности выбора профессии: психофи­
зиологические особенности личности, профессиональные интересы, склон­
ности, намерения.

45. Ипдинидуально-психологические свойства личности необходимые
для успешного освоения разных типов профессий: человек-человек, человек-
знак, человек-техника, человек-художественный образ, человек-природа.

46. Факторы, определяющие выбор профессии: социально-
экономические, психологические, медико-физиологические.

47. Классификация профессий Е. А. Климова по ведущему предмету
труда и уровню профессиональной активности личности.

48. Личностно ориентированное содержание профессионального обра­
зования.

49. Психологические особенности обучаемости. Роль обучаемости в
профессиональной деятельности.

50. Психологические особенности юности: социальная ситуация раз­
вития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования
возраста.

 

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная

1. 3еер Э.Ф. Психология профессионального образования. М. 2008. 518 с.

2. Зеер Э.Ф. Личностно развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006, 170 с..

Дополнительная

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы тео­рии и практики. Тюмень, 1997.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.

3. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. М; Воронеж. 2004.

4. Битянова Н.П. Психология личностного роста. М, 1995.

5. Бодалева А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. М., 1993.

6. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО "Модэк", 2005. 204 с.

7. Громкова М.Т. Андрогогика: Теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие. М., 2005. 495 с.

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

9. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М., 2005.

10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006.

11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования. М., 2005.

12. Зимняя И.С. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

13. Kузьмина H.B. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.

14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­гогических поисках. - М., 1994.

15. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.

17. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: развитие человека ме­жду детством и старостью. Калуга, 1994.

18. Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обуче­ния. М., 1990.

19. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.

20. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002.

21. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997.

22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

23. Общая психодиагностика / Под ред. А.Г. Шмелева. М.: Ростов н/Д, 1996.

24. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М., 1994.

25. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.; Воронеж, 2004.

26. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологиче­ская перестройка кадров. М., 1991.

27. Патралов Б.С, Гейджан Н.Ф. Профессиональное воспитание уча­щихся. Курс лекций. СПб., 1994.

28. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996.

29. Смирнов И.П.. Теория профессионального образования. М., 1996.

30. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб., 2006. 288 с.

31. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. М., 2003.

32. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М., 2005.

33. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М., 2005.

34. Фрулин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития. //Вопр. психологии, 1993. № 1.

35. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

мультимедийные средства

 


 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Психология профессионального образования»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: