Лекция 1
«Цели и задачи моделирования сложных систем»
Содержание лекции:
1.Цель, задачи и основное содержание дисциплины
Основные понятия и определения из теории моделирования
Цели и задачи моделирования при разработке и внедрении в практику автоматизированных систем обработки информации и управления
1.Цель, задачи и основное содержание дисциплины
Целью изучения курса "Системное моделирование" является знакомство с идеями и методами исследования сложных систем, а так же изучение аналитических и имитационных методов их моделирования.
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
принципы системного подхода при исследовании сложных систем;
методы и приемы исследования сложных систем;
методы анализа процессов в системах и подсистемах;
методы моделирования систем и подсистем;
методыанализа устойчивости сложных систем;
методыоценки качества сложных систем;
методысинтеза сложных систем;
методы сокращения размерности моделей сложных систем;
уметь:
применять методы и приемы исследования сложных систем в процессе решения конкретных задач;
владеть:
навыками постановки задачи системного моделирования, разработки моделей систем и их подсистем и оценки результатов моделирования;
иметь представление:
о перспективных направлениях развития теории и методов исследования сложных систем;
иметь опыт:моделирования сложных систем.
Основные разделы дисциплины:
1.Основные положения теории моделирования сложных систем
2.Математические модели систем
3.Формализация и алгоритмизация процессов функционирования систем
4.Статистическое моделирование систем
|
5.Программно-аппаратные средства моделирования систем
6.Планирование машинных экспериментов
7.Методы обработки и анализа результатов моделирования
8.Использование методов моделирования в автоматизированных системах обработки информации и управления
Основные понятия и определения из теории моделирования
В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Особенно это относится к сфере управления различными системами, где основными являются процессы принятия решений на основе получаемой информации. Остановимся на основных понятиях и определениях из теории моделирования таких как: объект, гипотеза, аналогия.
Все то, на что направлена человеческая деятельность, называется объектом (лат. objectum — предмет). И эта деятельность направлена прежде всего на получение и обработку информации об объектах, которые существуют вне нашего сознания и взаимодействуют между собой и внешней средой.
В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, т. е. определенные предсказания, основывающиеся на небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Быстрая и полная проверка выдвигаемых гипотез может быть проведена в ходе специально поставленного эксперимента. При формулировании и проверке правильности гипотез большое значение в качестве метода суждения имеет аналогия.
Аналогией называют суждение о каком-либо частном сходстве двух объектов, причем такое сходство может быть существенным и несущественным. (Необходимо отметить, что понятия существенности и несущественности сходства или различия объектов условны и относительны. Существенность сходства (различия) зависит от уровня абстрагирования и в общем случае определяется конечной целью проводимого исследования).
|
Современная научная гипотеза создается, как правило, по аналогии с проверенными на практике научными положениями. Таким образом, аналогия связывает гипотезу с экспериментом.
Гипотезы и аналогии, отражающие реальный, объективно существующий мир, должны обладать наглядностью или сводиться к удобным для исследования логическим схемам, макетам, установкам и т.п.. Такие логические схемы (макеты, установки), упрощающие рассуждения и логические построения или позволяющие проводить эксперименты, уточняющие природу явлений, называются моделями. Другими словами, модель (лат. modulus — мера) — это объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала.
Определение моделирования. Замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели называется моделированием. Таким образом, моделирование может быть определено как представление объекта моделью для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью. Теория замещения одних объектов (оригиналов) другими объектами (моделями) и исследования свойств объектов на их моделях называется теорией моделирования.
Определяя гносеологическую роль теории моделирования, т. е. ее значение в процессе познания, необходимо прежде всего отвлечься от имеющегося в науке и технике многообразия моделей и выделить то общее, что присуще моделям различных по своей природе объектов реального мира. Это общее заключается в наличии некоторой структуры (статической или динамической, материальной или мысленной), которая подобна структуре данного объекта. В процессе изучения модель выступает в роли относительного самостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить при исследовании некоторые знания о самом объекте.
|
Если результаты моделирования подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования процессов, протекающих в исследуемых объектах, то говорят, что модель адекватна объекту. При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых критериев.
Следует отметить, что с точки зрения философии моделирование — эффективное средство познания природы. Процесс моделирования предполагает наличие:
объекта исследования;
исследователя, перед которым поставлена конкретная задача;
модели, создаваемой для получения информации об объекте и необходимой для решения поставленной задачи.
Причем по отношению к модели исследователь является, по сути дела, экспериментатором, только в данном случае эксперимент проводится не с реальным объектом, а с его моделью. Такой эксперимент для инженера-системотехника есть инструмент непосредственного решения организационно-технических задач.
Надо иметь в виду, что любой эксперимент может иметь существенное значение в конкретной области науки только при специальной его обработке и обобщении. Единичный эксперимент никогда не может быть решающим для подтверждения гипотезы, проверки теории. Поэтому инженеры (исследователи и практики) не должны забывать, что именно экспериментальное исследование, опыт, практика являются критерием истины.
Цели и задачи моделирования при разработке и внедрении в практику автоматизированных систем обработки информации и управления
При разработке и внедрении в практику автоматизированных систем обработки информации и управления возникают задачи:
оценки количественных и качественных характеристик систем и подсистем;
оценки закономерностей процессов функционирования систем;
проведения структурного, алгоритмического и параметрического синтеза систем.
Решение этих задач немыслимо без использования различных видов моделирования.
К особенностям АСОИУ как сложным системам относятся:
сложность структуры и стохастичность связей между элементами;
неоднозначность поведения при различных условиях;
большое количество параметров и переменных;
неполнота и недетерминированность исходной информации;
разнообразие и вероятностный характер внешней среды и т.д.
Ограниченность возможностей экспериментального исследования АСОИУ (на полной реальной системе) делает актуальной использования математических методов моделирования таких систем.
Однако при разработке методов моделирования сложных систем необходимо учитывать понятия, методы, научные основы и принципы системологии – как научной методологии исследования сложных систем.
Этому будут посвящены 2 последующие лекции.