Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 100)
Задание 2 (с. 100)
Было —?
Взяли — 3230 кг.
Осталось —?, на 2120 кг больше.
(3230 + 2120) + 3230 = 8580 (кг).
(Вычисления выполняются в столбик.)
Закрепление изученного материала
Задание 3 (с. 100)
1)12:2 = 6 (см) — длина;
2) (6 + 2) • 2 = 16 (см) — периметр.
Задание 8 (с. 101)
Задание 9 (с. 101)
Сначала уравнения упрощаются: выполняются действия с числами. Затем решаются по правилам нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания.
24+ 16 + х = 57
40 + х = 57
х = 57-40
х=17
24 + 16 + 17 = 57
57=57
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 10, № 11 (ст. 1,2), стр. 101
МАТЕМАТИКА
Тема: Сложение многозначных чисел с переходом через разряд
Цели: закрепить алгоритм сложения многозначных чисел с переходом через разряд; отрабатывать навыки преобразования величин.
Организационный момент
Устный счёт
На доске записаны числа:
Вариант I
120, 180, 70, 40, 110, 100, 90.
Увеличьте числа в 8 раз.
Вариант II
120, 180, 130, 160, 140, 150, 190.
Увеличьте числа в 4 раза.
Математический диктант:
• увеличьте 160 в 6 раз;
• уменьшите 2 500 на 510;
• увеличьте 700 в 2 раза;
• уменьшите 480 в 2 раза;
• во сколько раз 480 больше 10?
• во сколько раз 19 меньше 1 900?
• запишите число, которое следует за числом 6 899;
• запишите наибольшее трехзначное число;
• запишите наименьшее пятизначное число;
• запишите наибольшее однозначное число;
• запишите число, предшествующее числу 700 000.
Преобразуйте величины:
7 т 8 ц =... ц
3500 см =...м
4 т 20 ц =...кг
6 км 70 см =... дм
230 см =... мм
8 т 200 кг =... ц
Задание 6 (с. 103)
S = а • а. Сторона квадрата — множитель, площадь — произведение. Если
каждый множитель увеличить в 2 (или 3) раза, произведение (площадь) увеличится в 4 (или 9) раз. Рассматриваются конкретные примеры.
|
Задание 8 (с. 103)
Путем подбора или способом сведения к равенству можно найти значения букв, при которых неравенства будут верными. Например: х · 6 < 90; х · 6 = 90; х = 90: 6; х = 15.
Неравенство будет верным при х < 15 и т. д.
Задание 5 (с.102)
Весы уравновешены. Снимем слева и справа сначала по 1 кг, а потом по 200 г. Равновесие сохранится. Слева останется дыня, а справа — 3 кг 800 г. Дыня весит 3 кг 800 г.
Задание 4* (с. 102)
На рисунке сплошные стрелки обозначают «сильнее», а пунктирные — «младше».
Из условия видно, что Вова сильнее Кирилла и Саши. Все стрелки отошли от Вовы, значит, он сильнее всех.
Таким же образом ответим на вопрос: «Кто из мальчиков самый младший?» Все стрелки на рисунке подошли к Кириллу, значит, он самый младший.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 102)
В таблице показан механизм переноса 10 единиц низшего разряда в виде одной единицы следующего высшего разряда в этот высший разряд. Пользуясь таблицей, ученики должны разъяснить сложение приведенных в качестве примера чисел.
1. Пишем единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.
2. Складываем единицы: 7 ед. + 6 ед. = 13 ед.; 13 ед. — это 1 дес. и 3 ед.; 3 ед. пишем под единицами. 1 дес. переносим в разряд десятков.
3. Складываем десятки: 4 дес. + 2 дес. = 6 дес.; 6 дес. и 1 дес. — 7 дес. Пишем под десятками.
4. Складываем сотни: 8 с. + 4 с. = 12 с.; 12 с. — 1 тыс. и 2 с.; 2 с. пишем под сотнями, а 1 тыс. переносим в разряд тысяч.
5. Складываем тысячи: 2 тыс. + 1 тыс. = 3 тыс.; 3 тыс. и 1 тыс. — 4 тыс.
Читаем ответ: 4273.
|
Аналогично объясняется сложение чисел 504 083 и 636 148.
Задание 2 (с. 102)
Закрепление изученного материала
Задание 7 (с. 103)
Задание 3 (с. 102)
Во сколько раз увеличилось количество овса, во столько же раз увеличится количество ячменя.
1) 120: 4 = 30 (раз);
2) 3 • 30 = 90 (кг).
Задание 9 (с. 103)
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 10, № 11, стр. 103
Урок 51
Тема урока. Сложение многозначных чисел с переходом через разряд.
Цели урока: 1) перенести алгоритм сложения двух чисел на сложение трех и больше чисел;
2) повторить понятие «доля».
(у) Задания 5, 4, 6*.
Задание 4. 8 = а • Ъ. Один множитель (длину) увеличили в 3 раза, а второй (ширину) — в 4 раза. Таким образом, площадь прямоугольника (произведение) увеличится в 12 раз. Это можно проверить на конкретных примерах.
Задание 5.
о |
о |
кг; 1 кг= ц; 1 кг= т; 1 ц =
оо
= Нт;1м=Жо км;1ч=^сут.
Задание в*. Если бы у Вани было на 4 яблока боль-Ше> то вместе у мальчиков было бы также на 4 яблока больше.
1) 26 + 4 = 30 (ябл.) — было бы вместе.
При этом удовлетворялось бы условие:
три одинаковые части составляют 30 яблок.
2) 30: 3 = 10 (ябл.) — было у Пети;
3) 26 - 10 = 16 (ябл.) — было у Вани.
(П) Задания 3, 1, 2, 8, 9, 7.
Задание 2. Нужно найти сумму трех чисел: 4220 + 2548 + 1230 = 7998 (кг). Сложение можно выполнить в столбик.
Задание 3.
а) 49 998; 49 999; 50 000; 50 001; 50 002;
б) 30 001; 30 000; 29 999; 29 998; 29 997.
Задание 9. Из пунктов А и В, расстояние между которыми 168 км, навстречу друг другу отправились одновременно пешеход и велосипедист. До встречи пешеход прошел 28 км со скоростью 4 км/ч. С какой скоростью ехал велосипедист?
Способ I.
1) 28: 4 = 7 (ч) — время до встречи;
|
2) 168 • 7 = 24 (км/ч) — общая скорость (скорость
сближения);
3) 24 - 4 = 20 (км/ч) — скорость велосипедиста.
Способ П.
1) 28 : 4 = 7 (ч) — время до встречи;
2) 168 - 28 = 140 (км) — проехал велосипедист;
3) 140 : 7 = 20 (км/ч) — скорость велосипедиста.
(ц) Задания 10, 11.
Задание 10. Вычисления можно делать разными способами.
I II III
48291—————,—————I—————,
25211-
3884 ь
1) 4829 - 2521 = 2308 — второе число;
2) 4829 - 3884 = 945 — третье число;
3) 2308 + 945 = 3253 — сумма второго и третьего
чисел;
4) 4829 - 3253 = 1576 — первое число.
Урок 52
Тема урока. Сложение величин. Цели урока: 1) познакомить с приемами сложения величин;
2) отрабатывать алгоритм сложения многозначных чисел. (у) Задания 8, 7, 9, 5*.
Задание 5*. Тетради, которые были в стопке сначала, составляют одну часть, а положенные 10 тетрадей образуют две части. 10 '• 2 = 5 (т.) — одна часть.
Задание 7. Ученики должны увидеть отличие в выражениях и использовать это для сравнения значений без вычислений. Например:
459 - 240 - 148 < 459-(240-148), потому что в первом выражении из числа 459 вычесть нужно 240 да еще 148 (сумму этих чисел), а во втором — разность этих чисел. Где больше вычитаемое, там меньше разность.
145-3-4 = 145-(3-4)
Задание 8. Из автобуса вышло больше человек, чем вошло. Значит, количество пассажиров в автобусе Уменьшилось. На сколько? (На 4; 12-8 = 4.)
Задание 9. Применяется метод подбора и сведение к равенству:
а + 333 < 800; а + 333 = 800, а = 467;
а < 467 (О, 1, 2, 3, 4,..., 466);
а - 333 > 800, а > 1133; а - 800 > 333, а > 1133; а • 8 < 25 000, а < 3125; 782 - а > 750, а < 32; 2°0-а<4500; а < 23.
© Задания 3, 1, 4, 6, 2.
Задание 2. Анализируется рисунок и записывается решение. Способ I.
1) 70 • 2 = 140 (км) — расстояние до первой остановки;
2) 70 • 4 = 280 (км) — расстояние между остановками;
3) 140 + 280 = 420 (км) — все расстояние.
Способ П.
1)4:2 = 2 (раза) — больше времени затратил поезд
на вторую часть пути;
2) 70 • 2 = 140 (км) — первая часть пути;
3) 140 • 2 = 280 (км) — вторая часть пути;
4) 140 -ь 280 = 420 (км) — все расстояние.
Способ III.
1) 2 + 4 = 6 (ч) — был в дороге поезд;
2) 70 • 6 = 420 (км) — все расстояние.
Задание 3. Нужно обратить внимание учеников на
разный порядок действий с одинаковыми числами,
а) (58 + 107) • 6 = 990; б) 58 + 107 • 6 = 700;
в) 58-6 + 107 = 455.
ведение которых равно 100. |
Задание 4. Нужно подобрать пары чисел, произ
) Задания 10, 11.
Задание 10. 175: 5 • 9 = 315 (км).
МАТЕМАТИКА