Задание 2 (с. 116)
1 т 900 кг; 2 кг 075 г; 2 ч 45 мин; 861 г; 441 кг; 20 мин 54 с.
Задание 4 (с. 116)
4237, 8628, 13 822, 267 657.
Задание 7 (с. 117)
Ответить на вопрос помогает рисунок.
_________________________
______________
Длина одной части — 3 см.
Тогда первый отрезок — 6 см, второй — 3 см.
Ученики в тетради рисуют эти отрезки.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 9, № 10 (ст. 2), стр. 117
МАТЕМАТИКА
Тема урока: Трудные случаи вычитания
Цели урока: повторить алгоритм вычитания многозначных чисел; рассмотреть трудные случаи вычитания.
Организационный момент
Устный счёт
Решите примеры:
24+15·2
29 + 31·2 - 18
90-6·9 + 28
500: 10:2
45·2-18·3
47 + 19-8-6
600: 15 + 92:4
84:4·3-16
73 - 51: 3
27 + 91: 7
23 • 3 + 90: 5
46 + 32-7·4
Задание 6 (с. 119)
Вычислительная машина работает так:
а = 100; 100 + 2000 = 2100; 2100 < 10 000? — Да;
2100 + 2000 = 4100; 4100 < 10 000? — Да;
4100 + 2000 = 6100; 6100 < 10 000? — Да;
6100 + 2000 = 8100; 8100 < 10 000? — Да;
8100 + 2000 = 10 100; 10 100 < 10 000? — Нет;
в = 10100 и т. д.
Решите задачи:
а) Спортсмен взял высоту 2 м 20 см, это на 50 см больше его роста. Какой рост спортсмена?
б) В трех бидонах было по 40 л молока. За день продали 72 л. Сколько литров молока осталось?
в) Дети собрали 350 кг желудей. 180кг они разложили в мешки, а остальные — в 50 одинаковых пакетов. Сколько килограммов желудей было в одном пакете?
Задание 7 (с. 119)
(7 • 6): 3 = 14 (м2) — отводится на каждого человека.
Задание 4* (с. 119)
28 - 4 =24 (игры) — команда выиграла или проиграла.
Теперь условию задачи соответствует чертеж.
Пр.————— 24 игры
В.———————————————
Ответ: команда выиграла 18 игр.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1(с. 118)
По таблице ученики объясняют процесс дробления единицы разряда десятков тысяч в единицы низших разрядов и следующее поразрядное вычитание числа 92: из 0 единиц нельзя вычесть 2 единицы, нужно взять одну единицу соседнего разряда, однако единицы соседнего разряда отсутствуют и т. д. Поэтому берем 1 десяток тысяч (чтобы не забыть, ставим точку над 1). В одном десятке тысяч — 10 тыс.: берем 1 тыс., а 9 тыс. оставляем; в одной тысяче — 10 с.: берем 1 с., а 9 с. оставляем и т. д. Дальше выполняем поразрядное вычитание:
10 ед. - 2 ед. = 8 ед., 9 дес. - 9 дес. = 0 дес. и т. д.
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 118)
Масса одного ящика | Количество ящиков | Общая масса | |
Яблоки Груши | 40кг 50кг | Одинаковое | 810кг |
1) 50 + 40 - 90 (кг) — весит пара ящиков (с яблоками и грушами);
2) 810: 90 = 9 (пар) — вывез фермер на рынок;
3) 2 • 9 = 18 (ящиков) — вывез фермер на рынок.
Дополнительные вопросы к задаче:
1) Сколько килограммов яблок вывез фермер? 40 • 9 = 360 (кг)
2) Сколько килограммов груш вывез фермер? 50 • 9 = 450 (кг) или 810 - 360 = 450 (кг).
3) На сколько килограммов больше вывез фермер груш, чем яблок?
450 - 360 = 90 (кг) или 50 - 40 = 10 (кг) и 10 • 9 = 90 (кг).
Задание 3 (с. 119)
Задание 5 (с. 119)
18: 2 = 9 (см) — полупериметр (длина и ширина).
¾ Какие числа в сумме дают 9? (1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 4 и 5.)
Всего можно построить 4 разных прямоугольника. Ученики строят любых два и вычисляют их площадь.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 8, № 9 (ст. 2), стр. 119
МАТЕМАТИКА
Тема: Трудные случаи вычитания
Цели урока: закрепить алгоритм вычитания чисел в трудных случаях; составлять уравнения к текстовым задачам.
Организационный момент
Устный счёт
Решите примеры:
44:22·18 88:44·25
(14-6)·80 51:17·19
84:3·2 (15-9)·90
Игра "Кто быстрее найдет"
Учитель записывает на доске примеры, ученики решают их и подсчитывают количество определенных ответов, например ответа 500 (700).
50 · 10
5000: 1
50 · 100
7 · 10
1 000 - 500
1 000 – 300
5000: 10
500 + 20
1000: 5
7000: 10
100 + 600
200 + 500
1000: 2
700: 1
500 · 1
Задание 5 (с. 120)
1) Вычитаемое нужно увеличить на 10.
2) а) уменьшить на 4;
б) увеличить на 19;
в) увеличить на 12.
Задание 8 (с. 121)
Примеры со звездочками записываются на доске.
20544+756+1852=23152
35078+47596+6781=89455
60184+37945+44154+6450=148733
Решите задачи
а) Люда купила 7 заколок и 4 булавки по одинаковой цене. За заколки она заплатила 2 800 рублей. Сколько Люда заплатила за булавки?
б) Длина коридора 12 м, а ширина в 4 раза меньше. Найдите периметр и площадь коридора.
Задание 9 (с. 121)
1) х - 48 = 82, х= 130;
2) х + 34 = 200, х = 166;
166 - 130 = 36.
Задание 7* (с. 121)
Ударов 6, а промежутков между ними — 5:
1) 30: 5 = 6 (с) — длится один промежуток между ударами;
2) 12 - 1 = 11 (промежутков);
3) 6 • 11 = 66 (с) — часы отбивают 12 ударов.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 120) – устно
Ученики объясняют вычитание чисел. Из 1 единицы вычесть 9 единиц нельзя. Нужно взять одну единицу в разряде десятков. Однако там отсутствуют единицы. Берем 1 единицу в разряде тысяч (ставим точку, чтобы не забыть), 1 тыс. = 10 с.; берем 1 сотню, а 9 сотен оставляем в разряде сотен, 1 с. = 10 дес.; берем 1 десяток, а 9 десятков оставляем в разряде десятков и т. д.
Задание 2 (с. 120)
Решение примеров с подробным объяснением.
Закрепление изученного материала
Задание 3 (с. 120)
Это новый вид задачи на пропорциональное деление. Зная массу лука и массу моркови, можно найти общую массу. Зная общую массу и количество пакетов, можно найти массу одного пакета, а потом количество пакетов с морковью и луком.
Ответ: 4 пакета с луком и 3 пакета с морковью.
Задание 6 (с. 121)
На рисунке всего 5 прямоугольников. Нужно определить стороны и вычислить периметр и площадь каждого из них.
Р=4·6=24(м)
S=6·6=36(м2)
Р=16 м
S=12 м2
Р=28 м
S=48 м2
Р=56 м
S=124 м2
Р=44 м
S=112 м2
Р=56 м
S=148 м2
Р=56 м
S=160 м2
Задание 4 (с. 120)
х = 234 531, а = 48 456, с = 1, х = 340.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 10, № 11 (1-2), стр. 121
МАТЕМАТИКА
Тема: Задачи с буквенными данными
Цели: закрепить сложение и вычитание многозначных чисел; решать задачи с буквенными данными.
Организационный момент
Устный счёт
Игра "Эстафета"
Учитель записывает примеры на доске. Ученики в тетрадях фиксируют только ответы. Побеждает ученик, который быстро и правильно решит примеры.
Вариант I
90 · 5
65 · 10
79 + 21
70 · 4
60 + 70
720: 8
8900: 100
70 + 50
320: 8
130 - 90
Вариант II
80 · 6
43 · 10
53 + 47
80 · 3
70 + 80
560: 7
6300: 100
60 + 90
540: 6
110 - 60
Задание 5 (с. 122)
Задание 10 (с. 123)
Ошибка: 23 - (16 - 8) =23 - 16 - 8.
Задание 6* (с. 122)
Решается задача с опорой на схему. Составляем двузначные числа: 10, 11, 12, 20, 21, 22 — всего 6 чисел.
Решите задачи:
а) В двух бидонах 8 л молока. Из одного бидона в другой перелили 1 л молока, и в бидонах стало молока поровну. Сколько литров молока было в каждом бидоне?
б) Если в 12 часов ночи идет дождь, то может ли быть через 72 часа солнечная погода?
Задание 4 (с. 122)
19 ч - 15 ч 30 мин = 18 ч 60 мин - 15 ч 30 мин = 3 ч 30 мин.