Донецк-2016 г
Цель и задачи:
1. Познакомить учащихся с многообразием первоцветов, встречающихся на территории нашего края;
2. Формирование навыков работы с дополнительной литературой, с целью выделения наиболее интересной и важной информации для сообщения;
3. Развитие монологической речи учащихся, способности выступать перед аудиторией;
4. Воспитание бережного отношения к природе;
Оборудование:
- Презентация «Первоцветы»
- Выставка рисунков, плакатов.
Ученик1: Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
Своей лазурью живой,
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Шумят ручьи, блестят ручьи,
Взревев, река несёт,
На торжествующем хребте,
Поднятый ею лёд.
Ученик2: Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой,
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился,
И в яркой вышине,
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Учитель: Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днём сильно пригревает яркое лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, а ночью земля стынет. Зелёное царство просыпается, и подносит нам сои первые, хотя и скромные на вид дары.
Ученик3: Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут.
Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной? У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. Как вы думаете?
Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже выпустить яркий цветок.
|
Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества.
Ученик4: Фиалка.
На солнечной опушке Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки,
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
От загребущих рук,
Но кто-то ей поклонится,
И сразу видно: друг!
Фиалка душистая встречается в лесах и парках в апреле и мае. Цветки у неё сине-фиолетовые, иногда белые, имеют 5 лепестков, из которых 2 направлены вверх, 2 в бок, 1 вниз. В сырую погоду цветоножка сгибается, и цветок оказывается под листом. Листья округлые. Из пахучих листков добывают эфирное масло.
Ученик5: Одна легенда рассказывает: что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите, и великий Грамовержец укрыл её в тенистой роще, превратив её в цветок. В Сицилии, его изображали на монетах, у древних галлов он считался символом скромности и невинности, им усыпали ложе новобрачных. Этим цветком восхищались Шекспир и Шелли, а Гёте мечтал, чтобы его родной Веймер утопал в благоухании этого цветка. Выходя на прогулку он рассыпал его семена. Этот цветок фиалка.
Ученик6: Фиалку называют лесной феей. У неё чудный, нежный запах. В древнем Риме и Афинах это был самый почитаемый цветок. Вокруг Греческой столицы когда-то простирались огромные плантации фиалок. Она была любимым цветком великой русской актрисы М.Н.Ермоловой. горячо любил и воспевал фиалки А.А.Блок. в тишине ночи благоухание фиалок признавался Тютчев, наполняло его душу невыразимым чувством таинственности и повергало в состояние благоговейной сосредоточенности.
|
Ученик7: Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – «мачеха», а нижняя – мягкая, теплая – «мать».
Ученик8: Медуница.
Это прозвище не даром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклонится.
Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. За медовую дань в раннем лесу это растение и названо медуницей. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Собраны цветки в конце стебля в соцветие завитки. Медуница – это цветок загадка. В состав лепестков медуницы входит красящее вещество антоциан, которое в зависимости от среди меняет окраску. Если в клетках цветка среда кислая, цветки красные, если щелочная – цветки фиолетовые, а если нейтральная – грязно-синие.
|
Ученик9: Незабудка.
Незабудка раскрывает синий глаз
И росинка в ней сияет как алмаз.
Фонограмма песни «Незабудка».
Незабудка голубенький цветок с оранжевым сердечком, до чего же верное имя дали этому цветку, такое нежное, как он сам. О легенде, дошедшей к нам из глубины древности, случилось так: когда богиня цветов Флора появилась на земле, она стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имена, и хотела удалиться, но вдруг услышала слабый голосок: не забудь меня, Флора. Дай и мне какое-нибудь имя. Оглянулась богиня – никого не видно. Снова хотела удалиться, вдруг опять слышит6 не забудь меня, Флора. Пригляделась внимательно, и увидела, наконец, голубенький цветок, совсем крохотный. Хорошо, сказала она. Ты будешь называться незабудкой. Я наделяю тебя чудесной силой: станешь возвращать память тем людям, которые забудут близких, друзей, Родину. С тех пор, незабудка считается символом памяти, любви и верности.
Учитель: Весенние цветы и травы легко ранимы и трудно восполнимы, поэтому, оказавшись на цветущей полянке, не мните и не рвите их. Оставаясь на опушке, в овражке, они больше принесут нам радости своей свежестью и естественной красотой, чем, находясь в рюкзаке, измятые и задохнувшиеся. Значит, их нужно защищать!
От кого защищать?
Ученик10: Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”
И. Абдуллаева.
Учитель: От нас с вами зависит, чтобы раноцветущие растения не только не попадали в рюкзаки, но и в списки редких и охраняемых растений, как это уже произошло с немалым количеством видов.
Оказывается, защищать цветы нам нужно от самих себя. И как же их защищать?
Для этого существует очень много разных способов.
больше узнавать о жизни растений,
рассказывать другим,
создавать заповедники,
в школе организовать акцию “В защиту первоцветов”,
налагать штраф на тех, кто их срывает.
Давайте, ребята проверим, как вы умеете заботиться о природе и ее обитателях?
Я предлагаю вам ответить на вопросы несложного теста, из которого будет понятно ваше отношение к природе.
Тест “Умеешь ли ты охранять природу”
Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, все равно не угадаешь, да и результат будет неверным.
Вопрос №1.
Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
Выбери один из трех ответов:
1очко – полюбуюсь на него и пойду дальше;
3 очка – засушу его для школьного кабинета биологии;
5 очков – осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
Вопрос №2.
Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?
3 очка – покормлю птенцов;
5 очков – позову ребят, чтобы они тоже посмотрели;
1 очко – буду наблюдать издали.
Вопрос №3.
Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
5 очков – пойду, но буду собирать очень осторожно;
3 очка – не пойду и других не пущу;
1 очко – сначала расспрошу об этом учительницу биологии.
Вопрос №4.
После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
3 очка – взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе;
5 очков – отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился;
1 очко – закопал бы в землю.
Вопрос №5.
Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
3 очка – почти все знаю и всегда ее охраняю;
1 очко – кое-что знаю, но хотел бы знать больше;
2 очка – я люблю природу, но мы еще этого не проходили.
Итак, у тебя получилось пять ответов. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.