Задание 1 (с. 32)
Можно показать движение двух объектов с помощью модели, которая двигается. Велосипедист догоняет пешехода, расстояние между велосипедистом и пешеходом уменьшается, они сближаются. Скорость сближения при таком движении равна разности скоростей объектов, которые двигаются.
12-5 = 7 (км/ч) — скорость сближения (догоняет велосипедист пешехода за 1 ч; уменьшается расстояние между велосипедистом и пешеходом за 1 ч);
7·2 = 14 (км) — на столько уменьшится расстояние между велосипедистом и пешеходом за 2 ч;
7·3 = 21 (км) — на столько уменьшится расстояние между велосипедистом и пешеходом за 3 ч.
Закрепление изученного материала
Задание 3 (с. 32)
Ответ: 14 л и 11 л.
Задание 8 (с. 33)
9251; 546; 3052; 1500.
Задание 9 (с. 33)
8138 · 2 = 16276
821 · 9 = 7389
1854 · 5 = 9270
5254 · 7 = 36778
10000 – 749 = 9251
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 10, № 11 (ст. 3, 4), стр. 33
МАТЕМАТИКА
Тема: Решение задач на движение в одном направлении
Цели: показать приемы поиска решения задач на движение в одном направлении; закрепить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
Организационный момент
Устный счёт
В воротах этого лабиринта расставлены сомножители. Пройдите четверо ворот и с их помощью наберите произведение, равное 1 000
Сравните:
Ответ: 5 • 5 • 4 • 10
2•5 • 20 • 5
2•10•25•2
2•2•25•10
2•25•2•10
4•5•25•20
½ от 400 * ½ от 600
½ от 500 * 1/3 от 900
½ от 700 * ½ от 1000
1/5 от 2000 * 1/6 от 1800
Задание 4 (с. 35)
Задание 2 (с. 34)
Ученики вспоминают правило: чтобы определить количество десятков в числе, надо справа закрыть одну цифру, чтобы определить количество сотен — нужно закрыть две цифры.
Задание 5* (с. 35)
Ученики должны догадаться: чтобы число делилось на 2 и на 3, нужно, чтобы оно делилось на 6. Среди чисел 1, 2, 3, 4,..., 48, 49, 50 делятся на 6 числа 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48 — всего 8 чисел.
|
Решите задачи
• Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько километров он проплыл бы за это время, двигаясь со скоростью 90 км/ч?
• Участок земли имеет форму прямоугольника, длина которого 60 м, а ширина — 40 м. Какой длины забор окружает этот участок? Какова площадь участка?
• Один литр подсолнечного масла весит 920 г. Вычислите массу 1/4 л подсолнечного масла.
Задание 9 (с. 35)
Ответ: 7 груш и 13 яблок.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 34)
Сначала анализируется рисунок: поезда двигаются в одном направлении; второй поезд едет с большей скоростью, чем первый; расстояние между поездами уменьшается (сокращается), они сближаются. Может ли второй поезд догнать первый? (Может, потому что он едет быстрее, чем первый.)
Дальше анализируется таблица. Когда второй поезд стал двигаться, первый прошел уже 120 км; расстояние между поездами было первоначально 120 км. Потом расстояние стало сокращаться: 120 км, 90 км, 60 км, 30 км, 0 — за каждый час расстояние сокращается на 30 км. Через 4 ч после выезда второй поезд догонит первый; расстояние между ними будет равно 0. За это время поезда отдалятся от города на 360 км.
После этого оформляется решение:
1) 90-60 = 30 (км/ч) — скорость сближения поездов;
2) 120: 30 = 4 (ч) — понадобится, чтобы второй поезд догнал первый;
3) 90 • 4 = 360 (км) или 60 • 6 = 360 (км) расстояние от города.
Закрепление изученного материала
Задание 8 (с. 35)
|
а) Можно ответить на вопрос, сделав определенные вычисления:
х = 30 000; 50 000 - 30 000 = 20 000; или в результате рассуждений: сумма (х + 20 000) — это число х да еще число 20 000; тогда число х — это сумма (х+ 20 000) без числа 20000; значит, число х меньше суммы (х + 20 000) на 20 000;
б) х = 12 800; делимое больше чем частное на 9600 (12 800-3200=9600).
Задание 7 (с. 35)
ОР = 20 мм; ОК < 20 мм; ОМ > 20 мм; ОК<ОР< ОМ.
Задание 10 (с. 35)
I —18с.
II —?, на 10 с. больше
Ответ: повесть занимает 46 страниц.
Задание 6 (с. 35) – самостоятельно по вариантам
Подведение итогов урока
МАТЕМАТИКА
Тема: Смысл действия деления
Цели: обобщить знания по раскрытию конкретного смысла действия деления на примере задач; решать задачи на движение.
Организационный момент
Устный счёт
Решите уравнения:
х - 60 = 9
800: х = 40
х·50 = 2 500
х·70 = 2 100
Решите задачи:
а) Из двух городов навстречу друг другу выехали одновременно мотоциклист и велосипедист. Мотоциклист ехал со скоростью 48 км/ч, а велосипедист — 12 км/ч. Они встретились через 5 ч. Какое расстояние проехали мотоциклист и велосипедист?
б) Из двух городов, расстояние между которыми 240 км, навстречу друг другу выехали одновременно мотоциклист со скоростью 46 км/ч и велосипедист со скоростью 14 км/ч. Через какое время они встретятся?
Задание 6*. Нужно установить соответствие между тремя девочками (Таня, Ира, Лена) и тремя местами (I, II, III) с учетом условий:
I | II | III | |
Таня | - | + | - |
Ира | - | - | + |
Лена | + | - | - |
1) место Иры нечетное;
2) Таня заняла не первое место;
3) место у Лены выше, чем у Иры.
Из 1) и 3) следует, что у Иры III место. Остались места I и П.
Из 2) следует, что у Тани II место. Тогда I место у Лены.