Задание 2 (с. 44)
1) 270: 10 = 27 (км/мин) — скорость отдаления самолетов;
2) 27-15 = 12 (км/мин) — скорость второго самолета.
Можно выразить скорости самолетов в км/ч.
15 км/мин: 15 • 60 = 900 км/ч;
12 км/мин: 12 • 60 = 720 км/ч.
Задание 3 (с. 44)
По рисунку ученики определяют размеры каждого из прямоугольников и вычисляют их площади:
I — 96 м2 (12•8);
II — 96 м2 (12•8);
III — 192 м2 (16 • 12);
IV — 112 м2 (16•7);
V — 80 м2 (16 • 5)
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 9, № 10, стр. 45
МАТЕМАТИКА
Тема: Письменное деление многозначного числа на однозначное
Цели: показать алгоритм деления многозначного числа на однозначное; решать задачи на движение в одном направлении.
Организационный момент
Устный счёт
Преобразуйте величины:
75 т =...ц
6300 кг =...т...ц
54 ч =... сут... ч
8 км 900 м =...м
320 см =... м... дм
56 м2 =... (560000) см2
70000 мм =... (70) м
60000 м 2 =...(6) га
5 т 3 ц =...кг
800000 м2 =... (80) га
Задание 8 (с. 47)
Задание 2 (с. 46)
Задание 4 (с. 47)
В выражениях сравниваются делители и делимые: если делители одинаковые, то больше значение того выражения, где больше делимое; если делимые одинаковые, то больше значение того выражения, где меньше делитель.
83 200: 8>80 032: 8
62 400: 6 > 60 240: 6
85 000: 2 > 85 000: 5
Задание 7 (с. 47)
Решите задачи:
а) У портнихи 80 катушек ниток. 17 из них белые, а остальные разных цветов. На сколько катушек с цветными нитками больше, чем с белыми?
б) В магазин привезли 40 ящиков винограда, по 8 кг в каждом. За день продали 130 кг. Сколько килограммов винограда осталось продать?
в) На машине стояло 22 ящика с огурцами, а с помидорами — на 8 ящиков больше. Выгрузили 20 ящиков. Сколько ящиков осталось на машине?
Задание 5* (с. 47)
Масса грунта пропорциональна количеству экскаваторов, которые работают, и количеству затраченных минут.
|
Количество экскаваторов | Количество минут | Масса грунта |
10: 10 = 1 (т) = 1000 кг | ||
1000: 10 = 100 (кг) | ||
100 • 25 = 2500 (кг) | ||
? | 25 т = 25 000 кг |
1) 25 000: 2500 = 10 (раз) — увеличилась масса грунта. Так как при этом количество экскаваторов осталось неизменным (25), то в 10 раз увеличилось время.
2) 1• 10 = 10 (мин).
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 46)
Ученики выполняют деление с подробным объяснением. Учитель следит за правильностью проговаривания алгоритма и оформления записи.
Закрепление изученного материала
Задание 3 (с. 47)
Если с места отправления (назовем его пунктом А) вышла вторая лодка, первая лодка за 1 ч уже прошла 15 км и оказалась в пункте Б.
На момент выхода второй лодки между ними образовалось расстояние 15 км. Это расстояние вторая лодка ликвидирует, поскольку ее скорость больше.
1) 20 - 15 = 5 (км/ч) — разность скоростей (скорость сближения);
2) 15: 5 = 3 (ч) — время, за которое вторая лодка догонит первую.
Задание 6 (с. 47)
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 9, № 10, стр. 47
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление многозначного числа на однозначное
Цели: показать алгоритм деления, если не все разряды многозначного числа делятся на однозначное число; решать составные задачи на нахождение доли от числа.
Организационный момент
Устный счёт
1. Найдите закономерность и определите вес последнего вагона:
? |
2. Витя любит вычислять сумму цифр на своих электронных часах. Например, если часы показывают 21: 37, то Витя получает 2 + 1 + 3 + 7 = 13. Какую максимальную сумму он может получить?
|
3. Кенгуру Джампи готовился к Олимпийским играм среди животных. Его самый длинный прыжок был равен 50 дм + 50 см + 50 мм. Но на олимпиаде Джампи выиграл золотую медаль, увеличив свой прыжок на 123 см. Какова длина победного прыжка кенгуру?
Задание 3 (с. 49)
т 00 • k = 600, значит, т • k = 6. Находим пары чисел, произведение которых равно 6:
1) т = 1, k = 6; 100•6 = 600;
2) т = 2, k = 3; 200•3 = 600;
3) т = 3, k = 2; 300 • 2 = 600;
4) т = 6, k = 1; 600•1 = 600.
Задание 6 (с. 49)
Называются три любых числа меньше 207 986.
Задание 7 (с. 49)
*** < **** — потому что любое трехзначное число меньше любого четырехзначного; 45*** < 48*** — потому что 5 < 8;
**24* > 578;
**7* < *1*2*.
Задание 5* (с. 49)
По рисунку видно, что 10 орехов — это 5 равных частей.
10 : 5 = 2 (ор.) — одна часть (столько орехов было у Вани);
2 • 6 = 12 (ор.) или 2 + 10 = 12 (ор.) — было у Пети.
Ответ: у Вани было 2 ореха, а у Пети — 12 орехов.
Сообщение темы и целей урока
4. Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 48)
Деление выполняется с проговариванием алгоритма.
12179 4559 1843
9247 33396 23423
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 48).
1) 900 : 3 = 300 (г) — съели за завтраком;
2) 900 - 300 = 600 (г) или 300 • 2 = 600 (г) — осталось после завтрака;
3) 600: 10 = 60 (г) — съели за ужином.
Задание 4 (с. 49)
1) 56: 7 = 8 (м) — длина прямоугольника АВСD;
2) 8 • 6 = 48 (м2) — площадь прямоугольника АВКМ
Задание 8 (c. 49)
Красной смородины отправлено 4 т 570 кг.
Задание 9 (с. 49) – самостоятельно по вариантам
17 269 9 644 67 271
19 411 7 673 82 644
Подведение итогов урока
|
МАТЕМАТИКА
Тема: Определение количества цифр в частном.
Цели: закрепить алгоритм деления многозначного числа на однозначное; научить детей приему самопроверки: подсчету количества цифр в частном.
Организационный момент
Устный счёт
Математический диктант:
• чему равна: 1/8 часть числа 560;
3/8 части числа 560;
¼ часть числа 280;
¾ части числа 280;
• найдите число, 1/10 часть которого равна 72;
1/5 часть которого равна 30;
1/100 часть которого равна 9;
• сколько часов в 240 (360) мин?
• сколько суток в 96 ч?
• на какое число надо разделить 720, чтобы получить 18?
• во сколько раз 1 ц больше, чем 50 кг?
Задание 6 (с. 51)
Задание 4 (с. 51)
Применяется удобный способ вычислений:
190 + 190 • 3 = 190 • 4 = 760
260 • 4 - 260 = 260 • 3 = 780
240 • 6 - 240 = 240 • 5 = 1200
32 • 4 + 32 • 6 = 32 • 10 = 320
Сообщение темы и целей урока