Задание 1 (с. 64)
Ученики выполняют умножение в столбик с объяснением. Обращается внимание на правильную запись множителей (по образцу).
Закрепление изученного материала
Задание 7 (с. 65) - самостоятельно
Задание 2 (с. 64)
Сначала нужно определить цену открытки и конверта. Для ответа на этот вопрос нужно знать две величины (две разности): разность стоимости и соответствующую разность количества. Первая разность известна (8000 р.). Чтобы найти вторую разность, нужно знать количество конвертов и количество открыток. Эти величины известны.
1) 25-15 = 10 (конвертов) — на столько больше, чем открыток;
2) 8000: 10 = 800 (р.) — цена открытки и цена конверта;
3) 800 • 25 = 20 000 (р.) — стоят конверты;
4) 20 000 - 8000 = 12 000 (р.) или
800 • 15 = 12 000 (р.) — стоимость открыток.
Задание 6 (с. 65) – самостоятельно по вариантам
30 137; 384 300; 71 370; 657.
Задание 5 (с. 65)
Задание 8 (с. 65)
Ученики рисуют окружность радиусом 4 см. Затем рисуют внутри окружности произвольный отрезок (концы отрезка не должны выходить за границы окружности!). У каждого из учеников свой отрезок. В результате измерения этих отрезков и рассуждений делается вывод: длина отрезка не может превышать 8 см; если отрезок равен 8 см — его концы находятся на окружности и он проходит через центр окружности.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 10, № 11 (ст. 1,3), стр. 65
МАТЕМАТИКА
Тема: Умножение круглых чисел
Цели: показать алгоритм письменного умножения круглых чисел; решать задачи на нахождение доли от числа.
Организационный момент
Устный счёт
Заполните пропуски:
54:... = 6
42:... = 6
63:... =7
...: 7 = 8
64:... = 8
...: 6 = 6
...: 5 = 8
...: 7 = 4
...: 9 = 3
Преобразуйте величины:
6 ц 5 кг=... кг
60 мм =... см
8 т = … ц
32 дм =... м... см
7 км 30 м =...м
70 ц = … кг
Задание 5 (с. 67)
Задание 9 (с. 67)
Задание 10 (с. 67)
Задание 6* (с. 67)
Оба множителя заканчиваются на два нуля, произведение заканчивается на четыре нуля. Значит, К • В = 21; К = 3, В = 7 или К =7, Б = 3.
Решите задачи:
а) Мама приготовила 21 л фруктового сока. У нее получилось 4 одинаковые банки яблочного сока и 3 такие же банки виноградного. Сколько литров яблочного и сколько литров виноградного сока приготовила мама?
б) Для детского сада купили 48 м марли. 3/8 части марли израсходовали на занавески, а из остальной сшили карнавальные костюмы, расходуя по 3 м на костюм. Сколько сшили костюмов?
в*) Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если его сторону увеличить в 2 раза?
Задание 4* (с. 66)
Нужно установить соответствие между двумя множествами: девочек (А, В, Г, Н) и цветом платьев (зеленое, голубое, красное, розовое). При этом важно взаимное расположение девочек. Выделим все условия:
1) Аня не в зеленом платье; 2) Валя не в зеленом платье; 3) девочка в зеленом платье стоит между девочкой в голубом платье и Надей; 4) девочка в красном платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Заполним таблицу с учетом этих условий.
3. | Г. | Б. | Р. | |
Аня | - | - | ||
Валя | - | + | - | |
Галя | + | - | - | - |
Надя | - | - |
Из условия 3) следует, что Надя не в зеленом платье. Тогда, с учетом условий 1) и 2), следует, что в зеленом платье Галя. Из условия 4) видно, что Валя не может быть ни в розовом, ни в красном платье. Однако, зеленое платье уже занято. Значит, Валя в голубом платье. Дальше заполняем таблицу, учитывая, что в каждом столбике и каждом ряду может стоять только один знак «+».
Однозначно решить вопрос про цвет платьев Нади и Ани помогут графы, где можно учесть взаимное расположение девочек. Обозначим четырьмя точками четырех девочек. Будем заполнять графы именами девочек и цветом платьев.
Н. (р.) • 1
А. (к.) • 3
2 • Г. (з.)
4 • В. (г.)
Из условия 3) делаем вывод, что напротив Нади стоит девочка в голубом платье. Обозначим это. Любую точку (например, 1) обозначим буквой Н (Надя), тогда точку напротив (4) обозначим Г. (голубое платье). По таблице видно, что это Валя. Галя — в зеленом платье — точки 2 или 3 (любые). Тогда оставшаяся точка — Аня. Делаем вывод: девочка в красном платье — Аня, в розовом — Надя.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 66)
Оформляется запись и решается по образцу.
Задание 3 (с. 66)
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 66)
1) 600: 3 = 200 (т.);
2) 600: 8 = 75 (т.);
3) 200 + 75 = 275 (т.).
Задание 7 (с. 67)
Площадь прямоугольника равна 600 см2 = 6 дм2.
Задание 8 (с. 67)
Рассуждаем с помощью рисунка.
В каком пункте будет мотоциклист через 1 (2, 3) час? Сколько километров он проедет за 1 (2, 3) час? Где начинается грунтовая дорога? Сколько осталось проехать километров? За какое время?
1) 45 • 3 = 135 (км) — проехал по шоссе;
2) 195 - 135 = 60 (км) — проехал по грунтовой дороге;
3) 60: 4 = 15 (км/ч) — скорость по грунтовой дороге.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 11, № 12, стр. 67
МАТЕМАТИКА
Тема: Деление на разрядные единицы
Цели: обобщить знания учеников о делении на разрядные единицы; отрабатывать навыки преобразования единиц площади.
Организационный момент
Устный счёт
Соедините между собой равные величины
4 т
2кг 300 г
6м 3 дм
8 км 020 м
63 дм
4000 кг
8020 м
2300 г
203 кг
43 см
403 см
36 ц
2 ц 03 кг
4 дм 3 см
3т 6 ц
4 м 03 см
Задание 4 (с. 69)
Задание 6 (с. 69)
1 м2 = 100 дм2;
6 м2 = 600 дм2;
27 м2 = 2700 дм2;
300 м2 = 30 000 дм2.
Задание 3 (с. 68)
2674 > 2000 + 600 + 40 + 7 (2674 > 2647)
729 230 - 200 = 729 030
519 • 4 > 500 • 4 + 10 • 4 + 9 (519 • 4 = 500 • 4 + 10 • 4 + 9)
248: 2 = 200: 2 + 40: 2 + 8: 4
Заполните таблицу
Увеличьте в 10 раз | ||||||||||
Уменьшите в 10 раз | ||||||||||
Увеличьте в 100 раз | ||||||||||
Уменьшите в 100 раз |
Рассмотрите таблицу и объясните значение каждого выражения
Скорость, км/ч | Время, ч | |
Наташа | ||
Марина |
3 + 4
4 - 3
4 • 2
3 • 2
4 • 2 – 3 • 2
(4 + 3) • 2
Решите задачи:
ü Спортсмены бежали три забега по 500 м, а потом ещё 1000 м. Сколько всего метров пробежали спортсмены?
ü Теплоход за 6 ч прошёл 300 км, а поезд 420 км. На сколько скорость поезда больше, чем скорость теплохода?
ü Задача в стихах:
¾ *Я на два года старше льва, -
Сказала мудрая сова.
¾ А я в два раза младше вас, -
Сове ответил дикобраз.
Лев на него взглянул и гордо
Промолвил, чуть наморщив нос:
¾ Я старше на четыре года,
Чем вы, почтенный иглонос.
А сколько всем им вместе лет?
Проверьте дважды свой ответ.
(Ответ: льву – 10 лет, сове – 12 лет, дикобразу – 6 лет. Всего – 28 лет.)
Задание 5* (с. 69)
Если все дети сели по одному на стул, то свободных мест не осталось. Значит, детей было столько, сколько стульев. У стула 4 ножки, у человека 2 ноги, значит, количество ног у стула с человеком равно 6. Всего 42 ноги. Значит, стульев было 7. (42: 6 = 7.)