Лекция 8. Институционализм




 

1. Сущность институционализма.

2. Основные представители институционализма.

2а. Торстейн Веблен

2б. Джон Коммонс

2в Уэсли Митчелл

 

1.

Вконце 19 – начале 20 века в экономической теории возникает новое направление – институционализм. Этот термин происходит от слова "институт", под которым подразумевается определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения. К числу институтов представители институционализма относят семью, государство, систему денежного обращения, частную собственность и т.д. Обращение к этому термину означало расширение предмета экономической науки, включение в анализ также неэкономических явлений и учреждений.

Институционализм возник первоначально в США и получил широкое распространение уже в первой четверти 20 века. Его наиболее выдающимися представителями были Торстейн Веблен, Уэсли Митчелл и Джон Комманс. Эти авторы выступили с критикой ортодоксальных теорий, в частности теории Джона Кларка (маржиналистские, неоклассические подходы). Они утверждали, что ортодоксальная политэкономия основана на дискредитированной гедонистической теории человеческого поведения, что её главный постулат об индивидуалистической конкуренции неверен и неточен. Под "гедонистической теорией " институционалисты подразумевали представления о том, что "человек экономический " стремится исключительно к получению максимальной выгоды для себя, подчиняет свои действия "арифметике пользы." Принцип гедонизма действительно используется в работах многих экономистов классической и неоклассической школы. Интитуционалисты отвергли его, считая слишком примитивным. По их мнению, теория, позволяющая раскрыть закономерности экономического поведения человека, должна включать и неэкономические факторы, объяснять поведение в его социальном аспекте. Отсюда вытекало и важное для институционалистов требование применять в экономической теории данные социальной психологии.Оспаривая постулат "индивидуалистической конкуренции" институционалисты подчеркивали, что свободная конкуренция все больше ограничивается монополией. Если неоклассики анализировали деятельность отдельных личностей, то институционалисты – коллективные действия и коллективных агентов (политические партии, профсоюзы и др.) Наконец, критикуя "статический подход" институционалисты утверждали, что представители традиционной экономической науки уделяли излишнее внимание проблеме экономического равновесия, изучали все явления в статике. Такому подходу институционалисты противопоставляли изучение явлений в развитии, в их исторической последовательности. Институционалистская критика "ортодоксии" была, по существу, критикой экономического либерализма, созданного в домонополистический период. Институционализм положил начало перестройке экономической теории, её адаптации к новым историческим условиям.

Институционализм выступает как эмпирическое течение, противостоящее абстрактно-теоретическому направлению, институционалисты активно применяют и развивают описательно-статистические методы. Для их работ характерна точность описаний, конкретность и детализация. Они подробно рассматривают процессы монополизации, создание "холдинг -системы",миграции капитала в сферу обращения, спекуляции с фондовыми ценностями и др.

Важной особенностью институционализма было отрицательное отношение к ряду явлений капиталистической действительности. Если неоклассики (особенно Д. Кларк) смотрели в будущее капитализма с оптимизмом, то институционалистов отличал социальный критицизмом. Отмечая недостатки функционирования экономической системы капитализма, основоположники институционализма резюмировали необходимость регулирующих мер со стороны государства. Обоснование необходимости социального контроля в противовес рекомендациям экономического либерализма о невмешательстве в капиталистическую экономику - основное конструктивное требование институционалистов. Они не только обосновали необходимость государственного вмешательства в экономику, но и разработали варианты вмешательства, которые модифицировали капитализм, делали его более жизнеспособным в изменившихся условиях.

Торстейн Веблен (1857 - 1929) – основоположник институционализма, крупный американский экономист и социолог. В его работах главные положения институционализма сформулированы наиболее полно.

Веблен был сыном норвежского крестьянина-эмигранта, всю жизнь он был поглощен борьбой за то, чтобы завоевать себе полную свободу, но так и не смог этого достичь, так как не мог примириться с принципами бизнеса. Он был чужд американской цивилизации с её культом денег, его нападки на капитализм вызывали по отношению к нему почти личную вражду, ему были закрыты дороги к академическим почестям и престижу в ученом мире. В 17 лет Веблен поступил в Карлтонский колледж, где тогда преподавал Джон Бейтс Кларк, заметивший незаурядные способности своего ученика.

Из Карлтона Веблен перешел в университет Джона Гопкинса в Балтиморе, а оттуда вскоре – в Йельский университет. Здесь он получил докторскую степень за диссертацию об этике Канта. Поскольку места преподавателя он получить не смог, он вернулся на отцовскую ферму и провел там 7 лет. Он начал читать Милля, Лассаля, подумывать о написании собственной книги. В 1890 году он отправился в Корнельский университет, затем ему удалось устроится в Чикагский университет. Студенты бегали с его лекций, так как он читал их невнятно, а тонкость его мыслей они оценить не могли. В 1899 году вышла его книга "Теория праздного класса." В 1900 году Веблен получил место младшего профессора в Чикаго, затем он отправился в Стэффорд, но и там вынужден был подать в отставку. Сменив еще несколько мест работы он вернулся в Калифорнию и провел в нищете последние два года своей жизни. Умер он в 1929 году за несколько месяцев до начала Великой депрессии, подтвердившей правильность его теории.

Веблен положил начало новому методологическому приему – технологическому детерминизму, предсказав "господство технократии " в будущем обществе.

Идейной основой его монографии "Теория праздного класса" было осуждение расточительства и паразитизма господствующего класса. Книга была написана прекрасным литературным языком и сразу стала бестселлером. Описанные в книге события происходили якобы на одном из тихоокеанских островов. На вымышленных примерах из жизни обитателей этих островов он описал жизнь американских миллиардеров – Морганов, Рокфеллеров, их нравы и обычаи. В "Теории праздного класса" Веблен говорит "Жизнь человека в обществе, точно также как жизнь других видов, есть борьба за существование и, следовательно, представляет собой процесс отбора и приспособления. Эволюция общественной структуры есть процесс естественного отбора институтов. Прогресс в человеческих институтах и в человеческом характере в прошлом и настоящем может быть, вообще говоря, сведен к естественному отбору самых приспособленных образов мышления и к процессу вынужденного приспособления индивидуумов к внешним условиям, которые постоянно меняются с развитием общества и с изменением институтов, при которых живут люди.Сами институты – не только результат процесса отбора и приспособления, который формирует преобладающие или господствующие духовные качества и способности; они в то же время представляют собой особые формы жизни и человеческих отношений, и поэтому являются в свою очередь важнейшими факторами отбора" – из этой цитаты ясно виден метод Веблена. Основные работы Веблена - «Инстинкт мастерства» (1914), «Инженеры и система цен» (1921), «Собственность отсутствующего» (1923)

Веблен считал, что человеком управляют инстинкты, склонности и привычки. Он утверждал, что хотя инстинкты имеют древнее происхождение, они непрерывно меняются в связи с изменением общественных институтов. Главные инстинкты в системе Веблена – инстинкт мастерства, родительское чувство и праздное любопытство. Имеются и другие – стремление к самоутверждению, себялюбию, а также врожденные склонности, вроде стремления к созиданию или драчливости. Инстинкт мастерства и родительское чувство предопределяют стреление к улучшению материального благосостояния и продолжению рода. К счастью, говорит Веблен, они играют преобладающую роль, потому что без них общество поистине имело бы нелепый вид. Но они часто извращаются факторами, действующими в противоположном направлении, или мертвым

грузом обычаев и их должному функционированию мешают пережитки варварства.

Родительское чувство – это альтруистический инстинкт, в своем развитии он ведет к заботе об общественном благе. Это чувство начинается с заботы о семье, а затем превращается в заботу о человечестве. Ему противостоит инстинкт себялюбия или стяжательства, который обычно ведет к самовозвеличению. Праздное любопытство, биологически связанное с инстинктом игры, является основой всякого исследования, ибо оно заставляет людей заниматься чисто научными проблемами. Этот инстинкт ведет к открытиям и нововведениям. Но самым главным является инстинкт мастерства – он включает созидательную деятельность и рациональное использование экономических ресурсов. В конфликте между родительским чувством и инстинктом стяжательства можно усматривать угрозу устойчивости человеческого общества. Но это по преимуществу конфликт психологического и культурного характера, а не конфликт, уходящий корнями в производственные отношения, как в системе марксизма. Капитализм, по мнению Веблена вызвал к жизни два основных подхода, которые породили в обществе глубокую дихотомию – точку зрения бизнеса и точку зрения производства. В создании полезных благ находит свое полное проявление инстинкт мастерства. Напротив, стимул денежной выгоды проистекает из условий рынка. По мнению Веблена, с развитием капитализма "дихотомия " производства и бизнеса обостряется. Финансовая олигархия зачастую получает большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста производства, повышения его эффективности. "Корпорация – это всегда предприятие бизнеса, она является средством делать деньги, а не производить товары". Веблен постоянно подчеркивал, что развитие индустрии подводит к необходимости преобразований. Он предсказывал в будущем установление власти технической интеллигенции – "технократии".Технократическая концепция Веблена стала важнейшей частью всей его теории. Веблен противопоставлял инженерно-техническую интеллигенцию (инженеров) бизнесменам. По его мнению по мере развития капитализма "производительные функции " переходят к инженерам, а капиталисты заняты лишь финансовой деятельностью и не выполняют полезной работы. В трактовке Веблена основной целью инженеров является наилучшая работа промышленности, а не прибыль, как для бизнесмена, который становится лишним звеном экономической организации: на пути производства товаров и услуг стоит бизнес. Веблен обосновывал необходимость поставить материальное производство под полный контроль технических специалистов: он полагал, что техническая интеллигенция при капитализме в состоянии соверщить преобразование общества и стать во главе его. В "сценарии будущего" Веблена предполагается забастовка всех технических специалистов, которая должна завершиться установлением "нового порядка". Хозяйственную жизнь страны Веблен предлагал подчинить особому "совету техников". Он нарисовал картину общества, которым руководит технократия: общество, освобожденное от власти бизнеса, функционирует для удовлетворения потребностей всех членов общества: "совет техников" осуществляет эффективное использование природных ресурсов, рациональную организацию производства, справедливое распределение и т.д. Веблен не называл точные сроки претворения в жизнь своей программы и переносил её осуществление в неопределенное будущее.

Своего апогея "вебленизм " достиг в период "великой депрессии", когда подтвердилась обоснованность его критики корпораций, их финансового и политического господства, расточительных методов использования национальных ресурсов. Веблена называли "великим дедушкой".Но Веблен не дождался торжества своих идей: он умер за несколько месяцев до начала "Великой депрессии".

Концепции представителей институционализма объединяет характерный для них методологический принцип: расширительная трактовка предмета политэкономии, так называемый "междисциплинарный подход ". Общей является и практическая рекомендация, обоснованная в их работах: требование "социального контроля" над капиталистической экономикой. "Междисциплинарный подход" особенно характерен для работ Джона Коммонса (1862-1945). Джон Коммонс – выходец из Среднего Запада, человек, склонный,подобно его предкам, к бунту и ереси. Родители его отца выехали из Северной Каролины, так как не могли примириться с рабством, его мать была страстной аболиционисткой. Она мечтала, чтобы сын стал священником. Джон Комманс начал свое образование в Оберлинском колледже,Там обнаружилось ярко выраженное стремление Коммонса к независимости. Он отказывался кому-нибудь подражать, особенно в интеллектуальных вопросах. Судя по оценкам и отзывам, он был плохим студентом, зато стремился к самостоятельному научному поиску и обладал огромным трудолюбием. После окончания Оберлинского колледжа он отправился в университет Джона Гопкинса в Балтиморе, ссуду на продолжение образования ему дал местный банкир. Учеба у Коммонса шла неважно и докторской степени он так никогда и не получил. Несколько раз он устраивался работать преподавателем в различных университетах, но везде ссорился с начальством – он был слишком откровенен в своих высказываниях. Пять лет Коммонс провел вне университетского мира- работал в одной из национальных гражданских организаций, имеющих целью улаживания конфликтов между трудом и капиталом. В ходе этой деятельности он приобрел огромный практический опыт, который использовал затем в научной работе, когда его уговорили вернуться в академическую науку.

Коммонс отводил решающую роль среди факторов, воздействующих на общественное производство, юридическим, правовым отношениям, примату права над экономикой. Представление о первичности правовых отношений отчетливо проявилось и в предложенной Коммонсом трактовке стоимости:"Стоимость есть оценка будущего дохода, сделанная в настоящем." Стоимость в его трактовке определяется соглашением (сделкой). Величину стоимости он связывал с юридической процедурой по поводу трудовой стоимости. Именно в этом он видел "правовую основу капитализма". Коммонс не признавал классовых, антагонистических противоречий, считая их столкновениями интересов отдельных профессиональных групп. Коммонс считал возможным устранить все конфликты, примирить интересы различных общественных групп путем заключения "коллективных договоров" между сторонами при сохранении капиталистической формы собственности. Он считал, что у капиталистов и рабочих имеются общие интересы. На протяжении многих лет Коммонс сотрудничал с профсоюзами, по существу он был идеологом Американской федерации труда. Предложения Коммонса находили применение в конкретной деятельности правительства США и американских профсоюзов в области трудового законодательства по социальному страхованию в 30-е годы и позднее. Коммонс поставил своей целью найти платформу для перестройки капитализма на разумных основаниях. Главным агентом такой перестройки он считал буржуазное государство. Он предлагал создать "правительство различных интересов", построенное по принципу "пропорционального представительства". Коммонс считал, что в целях прогресса должна быть развязана энергия народа и что для этого нужны меры со стороны правительства, которые гарантировали бы равенство возможностей. Коммонс принимал участие в разработке первого закона по государственному страхованию от безработицы. "Государство должно осуществлять контроль и регулирование капиталистической экономики – таково резюме концепции Коммонса. Этот тезис о государстве получил впоследствии широкое распространение в экономической науке и является важным элементом теории "государства всеобщего благоденствия" и концепции "общества массового потребления". Главные труды Коммонса: «Правовые основания капитализма» (1924), «Институциональная экономика. Ее место в политической экономии» (1934) и др.

Уэсли Клер Митчелл (1874 - 1948), видный представитель институционализма, предложил иной способ использования буржуазного государства как средства социального контроля. Он родился в Ращвилле, щтат Иллинойс. Его детство прошло в спокойной и счастливой обстановке, что способствовало выработке его невозмутимого характера. Он хорошо учился в средней школе, затем поступил в Чикагский университет. Митчелл был учеником Торстейна Веблена. Темой своей диссертации Митчелл выбрал проблему бумажных денег времен гражданской войны – гринбеков. В 1913 году он перешел на работу в Колумбийский университет, где и оставался до конца своих дней. Митчелл создал новое, эмпирическое направление в институционализме.

Митчелл широко трактовал предмет и задачи экономической науки, интересовался закономерностями психологии экономического поведения людей Его основная работа «Лекции о типах экономической теории» (1935). Исходя из идей Т. Веблена, Митчелл доказывал взаимосвязь экономических проблем с неэкономическими - в области социологии, культуры и др, обуславливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе. В теории Митчелла основное внимание уделялось "институтам денежного хозяйства" – всей системе денежного обращения. По мнению Митчелла, деньги играют в обществе самостоятельную роль и являются основным двигателем экономической деятельности. "Деньги – корень экономической науки"- писал Митчелл. Митчелл известен как специалист в области экономических циклов. Среди множества факторов, характеризующих цикл, на первое место Митчеллом были поставлены показатели, относящиеся к сфере обращения (цены, курс акций и др.) Предложения Митчелла сводились к активному вмешательству государства в экономику. Он предлагал различные варианты "социального контроля " над экономикой. В 1923 году, например, Митчелл выдвинул тезис о создании системы государственного страхования от безработицы. Митчелл первым в буржуазной политэкономии дал обоснование необходимости капиталистического "планирования", которое должно осуществляться постоянно, а не спорадически, для чего он предлагал создать специальный государственный орган. Такое планирование, по мысли Митчелла, должно носить индикативный, рекомендательный характер, и не ограничивать частный бизнес. У.К. Митчелл является основателем Национального бюро экономических исследований. Митчелл активно занимался и практической деятельностью, связанной с различными вариантами государственного регулирования экономики, принимая участие в борьбе с кризисными явлениями в период "Великой депрессии". Во время "Нового курса" президента Рузвельта он содействовал созданию Комитета национальных ресурсов США, предполагая превратить его в центральный орган государственного регулирования экономики страны. Митчелл считал непосредственной задачей ученых-экономистов разработку вариантов государственного регулирования экономики. Он предлагал осуществлять прогнозирование и антикризисное регулирование экономики, корректировку механизма денежного обращения, государственное регулирование уровня занятости и и страхование от безработицы, создание соответствующих государственных учреждений. Он полагал, что комплекс таких мероприятий окажет самый положительный эффект. В концепциях Митчелла, также как Коммонса и Веблена, четко прослеживается идея "социального контроля" над стихией капиталистического воспроизводства как главная идея буржуазной политэкономии ХХ века. Уже в конце 20-х – начале 30-х годов идеи ранних институционалистов получили в США широкое распространение. В итоге экономического кризиса 1929-1933 гг. центральная для институционалистов идея государственного контроля над капиталистической экономикой была обнародована и принята на вооружение правительством. Как горячие защитники практических мер, институционалисты сыграли значительную роль, подготовив почву для политики "нового курса" и выступив в теоретическом плане как непосредственные предшественники кейнсианства.

Институционализм стал пользоваться большим влиянием на Западе в 70-80 годы ХХ века, что связано с развертыванием НТР и появлением концепций "постиндустриального", "информационного","сервисного"общества, "общества массового потребления". Популярность институционализма объясняется тем, что он более трезво оценивает реальную действительность. Он исходит из того, что люди, как правило, нерациональны, а экономика не находится в состоянии равновесия. Объектом исследования, по мнению приверженцев институционализма, должен быть не" экономический " человек, а гармонично развитая личность. Раскрыть её сущность и оценить тенденции развития общества можно лишь используя методы междисциплинарного анализа, который помимо экономики должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие общественные науки. В 50-60-е годы ХХ века получила развитие новая разновидность институционализма – неоинституционализм. Это направление науки включает теорию прав собственности, теорию общественного выбора и теорию трансакционных издержек.

Представители теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсен и др.) делают акцент в своих исследованиях на неэффективности государственного регулирования. Они предлагают исследовать не влияние денежно-кредитных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений. Главная идея этой школы состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои собственные интересы, а бизнес и политика тесно связаны. В основе теории общественного выбора лежат принципы индивидуализма. Сторонники этой школы считают, что люди руководствуются такими принципами не только в коммерческой деятельности, но и будучи на службе у государства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: