ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ.
Слушатели выполняют одно из четырех заданий на выбор.
Задание 1: Этиология умственной отсталости и структура дефекта.
Этиология умственной отсталости (конспектирование источников и заполнение аналитической таблицы)
Студенты конспектируют предложенные источники и заполняют таблицу.
Задачи:
1. познакомиться с содержанием предложенных материалов;
2. проанализировать причины умственной отсталости;
3.составить характеристику причин общего психического недоразвития и поврежденного развития
Форма отчетности: аналитическая таблица«Этиология умственной отсталости»
Общее психическое недоразвитие | Поврежденное развитие | |
Причины | ||
Динамика развития | ||
Распространенность и локализация болезненного процесса |
Литература:
Учебники
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. с. 480 с., Стр. 55 -56.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. с. 464, Стр. 37 – 38; 39 - 43.
Другая литература:
1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с., Стр. 40; 46 – 48; 51 – 52; 67 – 68; 73.
2. Настольная книга педагога дефектолога.– Ростов-на-Дону, 2005.– С. 7 - 24.
3. Отбор детей во вспомогательную школу / сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М., 1983. – 176 с. С. 18-11; 22.
|
4. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия.– М., 1973. Стр. 40 – 42.
Структура дефекта при разных типах психического дизонтогенеза (составление аналитической карты)
Студенты составляют аналитическую карту, раскрывая вопросы: структура дефекта, первичные и вторичные отклонения в развитии психики общего психического недоразвития и поврежденного развития.
Форма отчетности: аналитическая таблица «Структура дефекта при разных типах психического дизонтогенеза»
Общее психическое недоразвитие | Поврежденное развитие | |
Основной симптом (признак) | ||
Общая характеристика | ||
Первичный дефект | ||
Вторичный дефект | ||
Критерии дифференциальной диагностики |
Литература:
Учебники
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. с. 480 с., Стр. 36 – 37.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 464 с., Стр. 4 – 5; 34 – 35; 39 - 43..
Другая литература:
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости/ С. Д. Забрамная // Детская патопсихология: Хрестоматия.– 2000.– С. 20.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с., Стр. 41; 49; 52 – 54; 69, 70; 72 – 73; 74 - 75.
3. Настольная книга педагога дефектолога.– Ростов-на-Дону, 2005.– Стр. 7; 25 – 27.
|
4. Отбор детей во вспомогательную школу / сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М., 1983. – 176 с. С. 7; 11; 17 - 18.
5. Отбор детей во вспомогательную школу / сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М., 1983. – 176 с. Стр. 27 - 28.
6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова.– М.: Академия, 2002.– С. 6 - 8.
7. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектологияя» / сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., Стр. 18 - 19.
8. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия.– М., 1973. Стр. 44 – 45.
9. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.– М.: 2003.– С. 49 - 50 (характеристика недостаточного развития – тотальное недоразвитие).
- Шаповал И.А. Специальная психология / И. А. Шаповал.– М., 2005.– 24-27.
Задание 2: Общая характеристика развития умственно отсталых детей
Студенты конспектируют предложенные источники и заполняют таблицу
Форма отчетности: аналитическая таблица «Общая сравнительная характеристика психики детей -олигофренов и детей с деменцией»
Олигофрения | Деменция | |
Особенности электрической активности мозга | ||
Неврологический статус | ||
Мышление | ||
Память, внимание | ||
Речь | ||
Моторика | ||
Личность, эмоциональное развитие | ||
Развитие деятельности | ||
Обучаемость (навыки) | ||
Прогноз развития |
|
Литература:
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости/ С. Д. Забрамная // Детская патопсихология: Хрестоматия.– 2000.– С. 21 - 26.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с., Стр. 42 – 48; 69 70.
3. Отбор детей во вспомогательную школу / сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М., 1983. – 176 с. С. 11 - 14; 27 - 29.
4. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия.– М., 1973. Стр. 42 – 44.
Задание 3:Общая характеристика степеней умственной отсталости (составление аналитической карты).
Студенты конспектируют предложенные источники и заполняют таблицу
Задачи:
1. познакомиться с характеристиками степеней умственной отсталости;
2. заполнение аналитической карты особенностей каждой группы;
3. уточнить критерии выделения групп детей разными авторами;
4. учиться анализировать, сравнивать, обобщать данные научной литературы.
Форма отчетности: аналитическая таблица «Общая характеристика степеней умственной отсталости».
Дебильность | Имбецильность | Идиотия | |
Неврологический статус | |||
Мышление | |||
Память, внимание | |||
Речь | |||
Моторика | |||
Личность, эмоциональное развитие | |||
Развитие деятельности | |||
Обучаемость (навыки) | |||
Прогноз развития |
Литература:
Учебники
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. с. 480 с., Стр. 56 - 57.
Другая литература:
1. Амасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения / Р. А. Амасьянц, Э. А. Амасьянц.– М.: 2004.– С. 165-171.
2. Лебединская К.С. Степени умственного развития при олигофрении / К. С. Лебединская // Детская патопсихология: Хрестоматия.– 2000.– С. 14-18.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с., Стр. 48 – 49.
4. Настольная книга педагога дефектолога.– Ростов-на-Дону, 2005.– С. 29-31.
5. Отбор детей во вспомогательную школу / сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М., 1983. – 176 с. С. 18-22.
6. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия.– М., 1973. Стр. 45 - 55
Задание 4. Клинико-педагогическая классификация олигофрении по М.С. Певзнер.
Форма отчетности: аналитическая таблица «Клинико-педагогическая классификация олигофрении по М.С. Певзнер».
Неосложненная | Осложненная нарушениями нейродинамики: возбудимый (В) и тормозной (Т) варианты | Осложненная нарушениями анализаторов | С психопатоподобным поведением | С выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга | ||
В | Т | |||||
Общая характеристика | ||||||
Моторика | ||||||
Внимание | ||||||
Память | ||||||
Внимание | ||||||
Мышление | ||||||
Речь | ||||||
Эмоциональная сфера | ||||||
Поведение | ||||||
Формирование навыков (обучение) | ||||||
Литература:
Учебники
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. с. 480 с., Стр. 57 - 58
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. с. 464, Стр. 39.
Другая литература:
1. Отбор детей во вспомогательную школу / сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М., 1983. – 176 с. С. 23-27.
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова.– М.: Академия, 2002.– С. 9 - 11.
3. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия.– М., 1973, Стр. 55 – 76.
4. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.– М.: 2003.– С. 50 – 54; 156 - 159.