Vi. Особенности характера и темперамента.




ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1.ОБЩИЕ ДАННЫЕ: имя ребенка, дата рождения, класс.

Цель изучения личности учащегося: почему именно личность этого ученика стала предметом Вашего анализа, что заставило Вас обратить внимание на этого учащегося?

Общее физическое развитие, состояние здоровья, условия жизни и быта в семье.

Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.

II.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ И ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

1.Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).

2.Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

3.Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

4.Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

5.Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?).

6.Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

III.УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1.Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний.

2.Кругозор, начитанность.

3.Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

4.Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

5.Способности к учению:

а)особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

б)осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

в)уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

г)развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения).

д)развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

6.Старательность в учебной работе.

7.Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

IV.НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знания и деятельности, но серьезно ею занимается, подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Убеждение, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются?

V.ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ.

Общая характеристика поведения (ведет себя сдержанно, спокойно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

VI.ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА.

Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

а)черты направленности личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.);

б)волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.).

Выражение особенностей темперамента.

Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются его смены?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: