Руководитель курсовой работы




КаФЕДРА специальностей среднего профессионального образования

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине (ОП)

 

ОП.01 Теория и методика социальной работы

индекс, наименование дисциплины (ОП)

на тему: Взаимосвязь социальной работы и психологии

тема курсовой работы

Специальность

среднего профессионального образования

Социальная работа

код, наименование специальности

базовой подготовки

 

Выполнил (а)

Рогозина Анастасия Сергеевна,

Ф.И.О. полностью дипломника

студент очной (заочной) формы обучения,

учебной группы 13-СР-ОФО

Защитил (а)

оценка _________________,дата__________

Руководитель курсовой работы

_____________________________________

подпись, ученое звание, степень, должность, Ф.И.О.

 

Краснодар, 2015


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫИ ПСИХОЛОГИИ................................................. 1.1 Психология в социальной работе: понятие, особенности.................... 1.2 Исторические аспекты развития психологии в социальной работе.... 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫВ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ.................................. 2.1 Психологические методы, используемые специалистами по социальной работе.............................................................................................. 2.2 Формы профессиональной психологической помощи в социальной работе................................................................................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................              

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все науки взаимосвязаны между собой. Социальная работа как комплексная наука взаимодействует с различными социальными науками (психология, социология, философия, медицина, педагогика, политология и др.). В данной работе мы рассмотрим связь социальной работы и психологии.

Возникновение социальной работы как науки и специфической социальной деятельности было обусловлено обострением социальных коллизий в ХIХв. в связи с бурным развитием капитализма в западных странах - индустриализацией и урбанизацией и как следствием резким ростом безработицы, преступности, алкоголизма и т.п.

Уже изначально в процессе становления социальной работы было ясно, что органическая составляющая её - психологическая деятельность социальных работников и психологов, психосоциальная работа с индивидом и группой.

В соответствии с международной теорией и практикой оказания социальной помощи населению широко применяется понятие — «психосоциальный подход». Возникновению психосоциального подхода обусловлено тем, что социально-психологическая направленность «личность — общество» эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. Данный подход связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950— 1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем — работы Дж. Боулби.[12]

В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, объясняется необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», то есть психосоциальность.

Актуальность темы обусловлено необходимостью применения специалистом по социальной работе психологических методов и приемов. Психосоциальная помощь направлена на психологическую поддержку населения в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям как отдельных личностей, так и групп населения. Психосоциальная помощь представляет собой пограничную область между психотерапией и социальной работой.

Теоретической основой нашей работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной работы и психологии, таких как: Е.И. Холостова, Н. Ф. Басов, В. М. Басова, М.В. Фирсов, М. Ричмонд, Дж. Боулби, З. Фейда и другие.

Цель нашей работы:

1. Исследование взаимосвязи социальной работы и психологии.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:

· изучить роль психологии в социальной работе и ее исторические аспекты;

· рассмотреть психологические методы и приемы, используемые специалистами по социальной работе в практической деятельности;

· рассмотреть формы профессиональной психологической помощи в социальной работе;

Объект: реализация психологических методов в социальной работе

Предмет нашего изучения: взаимосвязь социальной работы и психологии.

Методы исследования, используемые в работе: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме.

 

1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫИ ПСИХОЛОГИИ

 

1.1 Психология в социальной работе: понятие, особенности

 

Психология- от греч. psyche – дыхание, душа и logos – наука) – наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

Теснейшая связь практики социальной работы с психологией нашла свое отражение в определениях предмета социальной работы у многих известных современных исследователей.

Так, Е.И. Холостова считает, что «предметом социальной работы как науки являются закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психологических и управленческих факторов, влияющих на реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе».

По мнению А.И. Кравченко, «под социальной работой понимается специальная профессиональная область, являющаяся сферой практического приложения социологических и психологических принципов к решению проблем, выражающих общественное или индивидуальное неблагополучие».[9]

Рассматривая возможные различные функции психологии в социальной работе в самом общем виде можно выделить в качестве основных: теоретическую функцию, методологическую функцию, а также частные функции.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается:

а) с одной стороны, в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, методами и средствами решения задач социальной работы,

б) с другой стороны, в установлении индивидуальных и коллективных психологических явлений, процессов и закономерностей.

Методологическая функция психологии социальной работы выражается в использовании психологии для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.[15]

Наряду с изложенными функциями можно также выделить и частные функции психологии в социальной работе. К частным функциям психологии в социальной работе можно отнести выполнение таких, как: объяснительная, диагностическая, проектирования, прогностическая.

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы. С помощью психологии раскрываются существенные характеристики решения социально-педагогических задач, выявляются пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты.

Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям — диагностика личности и ее социальных качеств, а также диагностика групп и их развития. В процессе диагностики личности людей как субъектов и объектов социальной работы значима и их собственная активность.

Психологическая процедура проектирования социальной работы включает способы описания социально-психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания, методов и форм организации социальной работы. Значимость психологических приемов проектирования социально-педагогической деятельности определяется тем, насколько психология интегрирована с педагогикой, социологией, медициной, правоведением и другими дисциплинами, используемыми в социальной работе.

Прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи. Социальная работа выигрывает оттого, что систематически ведется прогностическая психологическая работа, делающая эффективной социальную реабилитацию. Не менее важно сформулировать социально-психологические проблемы и задачи социальной работы, тесно увязанные с социальной психологией.

Таким образом, психология вносит существенный вклад в теоретические и методологические основы социальной работы, придавая ей системный характер.

Реализация указанных функций предполагает решение главной цели социальной работы – социализация личности. Под социализацией личности в данном случае понимается усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества. Психологические компоненты социализации включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное восприятие содержания и процесса социализации личности.[10]

Включение человека в социальную деятельность постепенно формирует идеалы личности, ее социальное мышление. Благодаря социальной деятельности (учебной, трудовой, художественной, спортивной и др.) у человека формируются необходимые социально-психологические знания и опыт практического общения, которые, в своей совокупности, образуют психологическую модель социализации личности. Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных чувств, настроений, направленности личности.

Следует также отметить, что процесс социализации требует высокой собственной активности человека. На ее основе у человека формируются способности саморегуляции, влияющие на все стороны личности, проходящей социализацию. Наибольшее значение имеют такие личностные факторы как: мотивация, интересы направленность, включенность в общественную деятельность, социальное доверие и ответственность.[18]

Непосредственную методологическую основу психологической практики социальной работы составляют, бесспорно, фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре; типологии и развитии, теории темперамента и характера, потребностей и мотивации поведения, концепции психологии группы и общения, конфликта и девиации. Однако данные психологические концепции и теории формировались и разрабатывались их авторами чаще всего (хотя и далеко не всегда вполне осознанно), в свою очередь, под влиянием тех или иных философских и социологических учений о природе и сущности человека. Следует отметить, что многие из философско-антропологических и социологических идей сами по себе имеют прямое отношение к поведению личности и вполне могут быть использованы в практике социальной работы. Среди философско-социологических учений и идей важнейшее методологическое значение для практики социальной работы имеют концепции о сущности и природе человека, о соотношении социального и биологического в человеке и его развитии, о смысле его жизни, о социальном действии, о взаимодействии личности и общества и другие. [1]

Многие методы работы с клиентом в социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии. Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.

Бихевиористское (психология поведения) направление в социальной работе — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др. Сущность этого направления заключается в том, чтобы использовать влияние окружения на поведение человека. Для бихевиоризма важны мысли и поступки человека, их мотивы. Исходная методологическая позиция — это акцент на конкретных действиях и поступках человека.

Поэтому при данном подходе социальному работнику необходимо вступить в такое взаимодействие с клиентом, которое раскрыло бы ему ценность и смысл жизни, его место в социальной действительности, индивидуальность, а с другой стороны, — найти и показать перспективы жизнедеятельности, новые ценностные ориентиры.

В технологическом аспекте социальная работа строится на следующих методических принципах: открытость и ясность плана работы с клиентом для его активизации; анализ и владение информацией о поступках и поведении клиента; учет детерминированности поступка и его результатов предшествующим действием (функциональный анализ); совместная выработка социально значимых целей, предполагающих конкретный план действий на будущее. Возможны и другие методы, технические приемы, например: тренировка настойчивости, тренировка релаксации, моделирование поведения и поощрения за желаемое поведение, стратегия предотвращения рецидивов и многое другое.

Одной из форм психологической защиты, реализуемой на поведенческом уровне, являются феномены «избегания» (некоторых тем, имеющих эмоционально-личностное значение, ситуаций, книг, фильмов и т.д.) и «ухода» (из семьи, профессиональной или возрастной группы).

Многие феномены психологической защиты проявляются в рамках высшей формы социальной регуляции — нравственного выбора, реализуемого в виде молчаливого осуждения или одобрения, либо в виде активной защиты.

В социальной практике основное внимание следует направлять на достижение изменений в поведении клиентов — оказывать им помощь в умении правильно организовать свое поведение. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, вопросов отношений детей и родителей, применении методов поощрения и наказания, полезны они и в работе с группой.

Когнитивная психология как направление возникла в связи с развитием кибернетики, информатики, программирования ЭВМ и в определенной степени явилась реакцией на недостатки психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления (например, бихевиоризм, гештальт теории) в детерминации поведения человека. Здесь главным считается то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о себе, о мире и каким образом он ее использует при принятии решений, как действует в рамках определенной социальной действительности. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний.

Психологическая защита является аналогом вычислительной машины. Основной доминантой, раскрывающей суть когнитивной психологии, является «схема». Когнитивные схемы (восприятие, память, мышление и другие когнитивные продукты) — врожденные или приобретенные — позволяют индивиду определенным образом воспринимать, преобразовывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем.

Сторонники когнитивного направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Главный принцип когнитивной терапии состоит в том, что большинство человеческих эмоций и форм поведения, рациональных и иррациональных, обусловлено тем, что люди думают, воображают и во что верят. Поэтому задача социальной работы состоит в том, чтобы помочь клиенту изменить его когнитивные правила и тем самым справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами.

Когнитивная терапия эффективна при решении значительного числа эмоциональных проблем, с которыми приходится сталкиваться в практике социальной работы, особенно связанной с преодолением депрессии у клиента. Общее, что объединяет различные как когнитивные, так и бихевиористские подходы, — опора в большей степени на мысли и поступки инвалидов.

Гуманистическое направление — гештальттерапия (Р. Перле), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж. Морено) и др. Основа теории гуманистического направления состоит в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не его окружения. В этом состоит отличие от психодинамической теории, делающей акцент на прошлом, которое влияет на настоящее, и от бихевиористской теории, акцентирующей внимание на воздействии окружения на личность.

Гештальтпсихология (структурная психология) как направление ориентируется на естественные науки, представляющие собой образец научного знания.

Последователи этого направления стремятся исследовать формирование сложных, целостных психофизиологических систем, психических явлений односторонне через восприятие, память, мышление, личность и межличностные отношения. Гештальттерапия использует при этом широко схематические приемы микротехники для анализа психического воздействия на лиента. Например, такие, как восприятие «здесь и теперь», директивность, речевые изменения, метод «пустого кресла» и многое другое.[14]

В рамках социальной помощи, клиент – это человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться. В этой связи запрос на помощь состоит в повышении эффективности решения возникшей проблемы, какой бы она ни была по содержанию - будь то возникшее (усилившееся) чувство иррациональной тревоги или страха, онкологический диагноз, химическая зависимость (от алкоголя или наркотиков), неуспешное супружество, потеря работы, материально-бытовые проблемы и многое другое. Люди часто обращаются к психологическому консультированию в «точках перехода», например перехода от детства к взрослости, от супружества к разводу, от химической зависимости к здоровому образу жизни. В целом, по меткому выражению В. Франкла, клиент - это «homo patiens», т.е. «человек страдающий».

Скалли и Хопсон (1979) различают шесть видов помогающих стратегий:

1. Предоставление советов: предложение кому-либо своей точки зрения на наилучший способ действий в сложившейся ситуации;

2. Предоставление информации: предоставление человеку требующейся в конкретной ситуации информации;

3. Непосредственные действия: делать что-либо от имени другого лица или предоставлять необходимые услуги (доставлять продукты, давать ссуду, осуществлять вмешательство в кризисной ситуации);

4. Обучение: помощь в овладении фактами, знаниями и навыками, способствующими улучшению ситуации;

5. Системные изменения: влияние на системные, вызывающие у людей трудности, с целью совершенствования этих систем, т. е. Скорее работа по организационному развитию, чем с отдельными людьми;

6. Консультирование: помощь в анализе проблемы, прояснении конфликтогенных зон, нахождении альтернативных путей выхода и принятии решения, т. е. поддержка людей в плане помощи самим себе.

Современные школы и направления социальной работы в своей повседневной практике берут на вооружение идеи 3. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и др., объясняющие индивидуальные поступки человека, его поведение, эмоциональные реакции. Психология личности, разработанная данными исследователями, нашла отражение в подходах к феномену клиента, определила стратегии взаимоотношений, позволила сформировать интерпретационный инструментарий к его проблемам и ситуациям. [11]

На рис.1 изображена модель оказания социальной помощи, предложенная Логхари и Рипли и дополненная М.В. Фирсовым и Б.Ю.Шапиро (2002).

Стратегия помощи - это первоначальный перевод проблемы в термины желательных результатов и планирование применения определенных методов.

К основным методам помощи относят информацию, идеи и специальные умения. Наконец, к желательным результатам помощи относят психоэмоциональную стабилизацию, лучшее понимание, принятие решения и реализацию решения.

Рис 1. Модель оказания социальной помощи, предложенная Логхари и Рипли и дополненная М.В. Фирсовым и Б.Ю.Шапиро (2002)

Современный социальный работник по своему профессиональному назначению должен стремиться по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и таким образом оздоровить их окружающую среду.

Главной направленностью деятельности социального работника является содействие саморазвитию личности. Он формирует убеждение, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Задача социального работника – поддержать, обнадежить и стимулировать людей на развитие их способностей, знаний и умений. То есть вместе с детьми, вместе с взрослыми, а не за них – главная заповедь социального работника.

В интересах личности формы социальной помощи не должны носить характер благотворительной подачки. Социальный работник призван развивать различные виды самопомощи, поддерживать и стимулировать людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, использование их внутренних резервов.

Социальная работа имманентно включает в себя разные аспекты: социально-правовые, экономические, медицинские, психологические. Под психологическими аспектами социальной работы мы понимаем оказание психологической помощи и поддержки определенному контингенту людей при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Психологические аспекты социальной работы включают в себя снижение действия стрессоров и выработку толерантности к их действию, снятие неуверенности в собственных возможностях, оказание психологической поддержки и профилактика депрессивных и суицидальных состояний, учет личностных и возрастных факторов при оказании другого рода помощи.

 

1.2 Исторические аспекты развития психологии в социальной работе

 

Начало изучение клиента в условиях непосредственной социальной работы относится к концу ХIX столетия. Классовые подходы к личности, нуждающейся в социальной помощи, постепенно сменяются естественно-научными. Фундаментальные исследования в области психиатрии и психологии личности дали толчок развитию методов, а так же научной рефлексии социальной работы. В теории и практике социальной работы адаптируются методы психоанализа, гуманистической психотерапии.

Научные методы социальной работы и индивидуальной психотерапии в ее рамках были заложены Мэри Ричмонд, которая в начале ХХ в. работала в одной из американских благотворительных организаций.

В 1899г. М. Ричмонд написала «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в области благотворительных организаций». В 1917г. Она опубликовала свой труд «Социальные диагнозы», где подробнее развила метод, впоследствии получивший название социальной индивидуальной психотерапии.

В своей книге Ричмонд подчеркивает, что главное в социальной работе произвести оценку, поставить правильный социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Социальная помощь- это комбинация мер, которые ведут к изменению самого индивида и его социального окружения.

Социальные мероприятия по лечению социальных болезней Мэри Ричмонд разделила на 2 взаимосвязанных метода:

Косвенный метод лечения- т.е. Воздействие на среду, возможность путем изменения социального окружения влиять на положение клиента в направлении улучшения его состояния.

Непосредственный метод лечения - воздействие «ума» на «ум», т. е. Предложение, советы, уговоры с целью побуждения клиента принять необходимые решения и шаги для улучшения своего положения. Здесь социальному работнику чрезвычайно важно было установить с клиентом доверительные отношения.

Эти идеи М. Ричмонд легли в основу диагностической школы социальной работы.

В 30-е годы в Пенсильванской школе социальных работников возникла функциональная школа, исходящая из идей Отто Ранка, бывшего ученика З.Фрейда. Ранк сначала считал, что рождение наносит индивиду психическую травму, последствия которой проявляются во всем развитии личности. Но позднее Ранк стал придавать большее внимание не детству индивида, а его ситуации «здесь и теперь» и подчеркивал волю индивида к переменам.

Позднее эти идеи развил Карл Роджерс (акцент не на диагнозе, а на организации помощи клиенту, на самом клиенте и приеме им этой помощи- отсюда интерес к понятиям «структура», «функции», «процесс» т. д.).

Теоретик функциональной школы Вирджиния Робинсон еще в 1930г. Опубликовала книгу «Психология изменения в социальной индивидуальной психотерапии», которая считается важной вехой в развитии социальной работы. В центре социальной работы В. Робинсон ставит клиента, и только то, что сам клиент выбирает в качестве темы для обсуждения из своего прошлого является важным для социального работника.

Позже функциональная школа развивала идеи гуманистической психологии А. Маслоу и самоактуализации и К.Хорни, согласно которым человек внутренне стремится всегда к чему-то позитивному, находится в состоянии постоянного роста и развития.

Принципы диагностической школы получили значительное развитие в последующие десятилетия. В общих рамках школы возникает ситуационный подход: диагноз стал пониматься не столько как установка к действию, сколько как модель встречи клиента с ситуацией, выявляющая его проблемы (работы Г. Гамильтон 1930-1950-е г.г.). На основе данного подхода важнейшее внимание в работе с клиентами уделяется предвидению и психологической поддержки. Предвидение помогает устранять неосознанный конфликт, осознание и понимание клиентом его трудностей позволяет психосоциальному работнику успешно разрешать («лечить») его проблемы. Психологическая поддержка предполагающая поддержание одних форм поведения клиента и подавление других, помогает ему обрести уверенность, надежды и духовные силы в преодолении психологических барьеров.

В 1970-1980 гг. психосоциальное направление в диагностической школе получило развитие в трудах Ф. Холлис и Вудс. В книге «Индивидуальная психотерапия: социально - психологическая терапия» Ф. Холлис стремилась показать, что социальный работник занимает автономное место среди психотерапевтов, а социально - психологическую терапию не следует отождествлять с психотерапией. По Ф. Холлис, лечение должно исходить из потребностей клиента, под которыми она понимала социальные дилеммы, которые тяготят клиента. Например, между клиентом и окружением (в частности, членами его семьи) имеется непонимание и неспособность адаптироваться друг к другу или между ним или семьей и теми социальными ресурсами, которые доступны им для удовлетворительной жизни. Проблемы клиента в данном случае могут быть обусловлены либо особенностями поведения и личности самого клиента, либо его окружением, либо тем и другим. Поэтому диагноз и лечение связаны с обоими факторами и должны быть направлены, прежде всего, на взаимодействие между ними.

Крупнейшим теоретиком функциональной школы была Дж. Тафт, на формирование взглядов которой важнейшее влияние оказали американские философы и психологи Дж. Мид и Д. Дьюи. Так понятие самоопределения (право клиента решать за себя) заимствовано Дж. Тафт у Д. Дьюи.

По Дж. Тафт, истинными движущими силами роста и развития индивида являются две его базовые потребности - находиться в состоянии зависимости от других и развивать независимость. Развитие и изменение происходят в динамике и взаимодействии этих двух движущих сил.

В 60 - 70 г.г. ХХ в. в процессе полемики диагностической и функциональной школ в психосоциальной работе сформировался новый (синтетический) подход, ставший обозначаться как метод решения проблем. Основателем его является Х. Перлман («Социальная индивидуальная психотерапия» 1957). В данном методе подчеркивается важное значение, как диагноза, так и процесса изменений. Жизнь есть решение разнообразных проблем, одни из которых люди могут более менее успешно решать в процессе своей жизнедеятельности, тогда как, другие требуют психосоциальной помощи со стороны специалистов. Поэтому социальная работа должна ставить перед собой цели: 1) усилить мотивацию клиента и с помощью укрепления его самосознания освободить энергию для изменений; 2) усилить - ментально, эмоционально и фактически - способности клиента решать свои проблемы; 3) предоставить клиенту ресурсы, необходимые для решения проблем. Эти цели могут быть достигнуты только на основе доверительных отношений между психосоциальным работником и клиентом. Х. Перлман подчеркивала, что её подход опирается на теорию систем и теорию социальных[1]

 

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫВ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ

 

2.1 Психологические методы, используемые специалистами по социальной работе

 

Психология - отрасль гуманитарной науки и практики, изучающая психику человека с целью описания, систематизации и объяснения разнообразных проявлений человеческого поведения и переживания, а также целенаправленного влияния на них.

Интенсивное внедрение психологических методов в социальную работу обусловлено тем, что клиент социальной работы - человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Разработкой методов и реализацией психологической поддержки традиционно занимается практическая психология. Специалист по социальной работе должен уметь осуществлять индивидуально-психологический подход к конкретному клиенту, знать психологические особенности различных социальных категорий.

Использование различных психологических приемов и техник разделяется на два основных методологических принципа: директивный - развитие помогающих стратегий, основанный ни на лечении, и в этом случае клиент является пассивным потребителем психотерапии, и не директивный, в основе которого - содействие самоактуализации личности, способности поддерживать себя самому.

В практике социальной работы последовательное психологическое воздействие на клиентов осуществляется в следующих формах: индивидуальная работа, групповая работа и работа в микросоциальной среде.[2]

Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.

Социально-психологические методы — это комплекс методов, разделяемых на несколько групп:

1. Методы психологического исследования:

- наблюдение — систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя;

- эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента:

- лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий;

- естественный эксперимент — проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни;

- формирующий эксперимент — сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.

2. Диагностические методы — выявление и изменение индивидуально-психологических особенностей личности. Особенное распр остранение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей.

3. Психогенетические методы — выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность.

4. Лонгитюдные методы — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности.

5. Методы исследования жизненного пути - изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. Жизненный путь включает критические периоды, которые обычно сопровождаются существенной психической перестройкой. Данный метод обычно концентрируется на этих критических периодах и нормативных жизненных кризисах.

6. Метод психологической помощи — повышение психологической компетенции человека, выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Он включают в себя:

- методы психологической коррекции (психотерапевтические методы) и реабилитации, цель которых — помочь человеку, имеющему нервно-психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы;

- методы психогигиены и психопрофилактики — предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний.

7. Полифункциональные методы предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним условно можно отнести:

- беседы (интервью) — метод получения информации о личности, установления контакта, метод психологической диагностики и исследования, а также оказания психологической помощи (клиническая беседа или интервью), способствующий осознанию клиентом собственных внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения;

- метод анализа продуктов деятельности — рисунков, графических проявлений разного рода, высказываний, письменных и устных тестов, поделок, произведений искусства, результатов трудовой деятельности, игровой деятельности и т.п.;

- моделирование — получение информации о психических процессах, состоянии и поведении человека при помощи математических, социальных и других моделей, которые в данном случае замещают или представляют изучаемую систему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: