ЧТО ЖЕ ДЕЛАЕТ НАШ ГОСПОДЬ, видя такие трудности в реализации нашей потребности верить в Него, а не во что-то иное?




Что мы знаем о нашей вере? Проповедь 22 декабря 2019 года

Тютчев. Наш век. 1851 год

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры... но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

"Впусти меня!- Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!.."

 

Так вот, поэтически, про веру: тоскует человек от того, что мир растлился, к свету рвется. Но, дорвавшись до света, до свободы, бунтует. А без веры иссушен, палим, как при горячем солнце в пустыне Сахара. И жаждет этой веры. Но не просит ее из-за упрямства, несмотря на то, что страдает от невыносимости сегодняшней жизни (днесь, как пишет поэт, − это сегодня). Страдает и сознает свою погибель.

Что же предлагает наш Тютчев? Просить веру с молитвой и слезами, даже если дверь к Богу кажется замкнутой. Просить со слезами о своей немощной вере, больше похожей на неверье, чем на веру. Просить, чтобы Бог впустил, пришел на помощь нашему неверью.

Удивительно точно Тютчев передал наше состояние, которое называют маргинальным (от слова Марго – край, граница). Маргинал – это человек, который оказался на границе различных социальных групп и культур и потому испытывает их влияние: с разных сторон. Ноихнормы, правила и ценности часто противоречат друг другу. А маргиналу и то хочется, и этого хочется, и от того бы отказался, и это бы не принял.

На простом языке это означает, что оттуда ушел, а сюда не пришел. С тоит такой человек нараскоряку, как при неудавшемся перешагивании большой канавы: одной ногой вступил на тот берег, а силы поставить туда же другую ногу – не хватает.

Надо бы раньше насмелиться да прыгнуть, решительно, без оглядки, а он понадеялся на себя, решил не спешить. Вот и стоит: одна нога здесь, другая там. И назад сил нет вернуться, и вперед не шагнуть. Потому и кричит: "Впусти меня! Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!.."

Что же из всего этого следует? Во- первых, у нас есть внутренняя потребность верить. Вот недавно прочитал в новостях: какой-то шведский ученый открыл ген, побуждающий человека верить в Бога. Вообще-то очень логично: раз Бог создал человека, то не мог не позаботиться о том, чтобы человека тянуло к Нему, невидимому, но реальному.

Другой вопрос, что это побуждение часто не в сторону Бога направлено, а в поиски ложных богов. Сатана ведь большой любитель все извращать, портить, что создано. Так и с верой: жажда верить есть у каждого, но удовлетворяем мы ее из разных источников. Нередко мишура идолов с их особой мистикой и таинственностью привлекает людей куда больше, чем наш Создатель земли и неба и всей Вселенной.

Это как с елкой на Новый год: искусственная елочка часто куда привлекательнее настоящей. К тому же не колется. Но мы с елкой вообще-то понимаем, что настоящее и что искусственное. А вот с верой путаем нередко.

 

В любом случае, не стоит обольщаться по поводу генов: раз ген есть, то, вроде бы, и ничего делать не надо: сам сработает. Не тут-то было: гены сами по себе не работают, они – не реальность, а возможность, потенциал, который или развернется или так и будет свернутым.

Посмотрите вокруг – сколько талантливых людей нам встречалось на пути? Но одни из них свой талантливый ген в дело запустили и стали великими учеными, писателями, музыкантами, слесарями, инженерами и т.д. А другие такой же талантливый ген пропили, или от лени своей развивать не захотели. Вспомните притчу о талантах: о том самом говорит. Да и пример этого ученого генетика из Швеции о том же. Как писали новости, ген веры открыл, но сам верующим в Бога не стал.

Потому нам нужно хотеть поверить, но не сидеть и не ждать у моря погоды, а действовать. И эти действия очень хорошо обрисовал наш Федор Иванович: просить Бога о вере: впусти меня, я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!

ЧТО ЖЕ ДЕЛАЕТ НАШ ГОСПОДЬ, видя такие трудности в реализации нашей потребности верить в Него, а не во что-то иное?

В Послании Галатам (5:22-23) про веру сказано, что это плод Духа – вместе с любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, кротостью и воздержанием. То же самое мы читаем и в Первом послании коринфянам, где апостол Павел говорит о духовных дарах (1Кор.12:4-11):

«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ».

Если слепо читать этот текст, то можно прийти к ереси: вера дается Духом, но не всем. Кому-то – мудрость, кому-то знания, кому-то пророчество и так далее, а вот иным дается вера. Буквальное понимание текста иногда очень опасно. Так мы можем договориться до того, что в Антиохии среди более чем полутораста членов, видимо, веру имеют очень немногие.

На самом деле в тексте (1 Кор., главы 12-14) речь идет о духовных дарах для созидания тела Христова – Церкви, о том, что не могут быть дары одни лучше, другие хуже. Просто они даются разным членам церкви в разной мере. И там, где все дары в почете, там и гармония, и нет ни тщеславия, ни зависти, ни гордости. Вот и вера, как дар Духа Святого, дается всем нам тоже в разной мере. Мы вообще-то это понимаем, поэтому в пасторы не избираем людей со слабой верой или только что пришедших в церковь. Знания даются тоже всем, но в разной степени. Мудрость – тоже многим, но в очень разной степени. И так далее.

ПОЧЕМУ ТАК ОБЕСПОКОЕН ГОСПОДЬ О НАШЕЙ ВЕРЕ? Тут дело в том, Кто Он такой, какова Его природа и каковы Его цели в отношении нас, людей, сотворенных по образу и подобию Божьему. Божьи дары – это ведь не шуба с барского плеча.

Во-первых, Его желание – чтобы никто не ушел в вечную погибель, а покаялся и обратился в Нему для вечной жизни. Мы ничем не можем оправдаться за свои грехи перед Отцом Небесным.

Но есть вера. И человек оправдывается верою. А для чего?

Апостол Павел так пишет об этом (Рим.5:1-2): «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией».

И это во-вторых: через веру мы получаем не только оправдание и мир с Богом через Христа. Об этом Павел говорит и в других местах, например, Рим 3.28, Гал. 3:24 и др. Но верою через Христа получаем еще и доступ к Божьей благодати. И благодатью мы спасены через веру (Еф 2.8).

Потому многократно повторяется в Библии мысль о том, что праведный верою жив будет (Авв. 2:4. Рим. 1:17, Евр. 10:38 и др.). Конечно, спасает не сама наша вера, а благодать Божья. Но доступ к этой благодати мы получаем через веру. Это как пропуск.

Отсюда очень важное следствие: благодать – не солнце, которое встает над праведными и неправедными. Благодать распространяется лишь на тех, кто имеет веру в Господа Иисуса Христа.

В-третьих, вера не только открывает нам доступ к Божьей благодати. Б лагодаря нашей вере Отец Небесный усыновляет и удочеряет нас с вами. Как сказано в (Гал.3:26): «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».

Мне во всем этом самым удивительным кажется то, как деликатно и в то же время очень целенаправленно Господь предлагает нам соединить дар веры от Духа Святого с той внутренней потребностью верить, которую Создатель вложил в нашу природу еще от Адама. И Его деликатность состоит именно в даре, подарке по-другому: Он дает дар веры, а мы решаем – принимать его или отвергнуть. Отвергнем – и тогда тот самый подпорченный сатаной ген веры уведет нас во тьму, где плач и скрежет зубов, как образно сказано в Библии.

Так что не все зависит от Духа Святого. Он Свое проделывает, а мы должны свое сделать. Апостол Павел говорит о соработничестве с Господом. Мне кажется, тут именно такой случай. От Духа Святого – дар веры, а от нас – реализация потребности веры, заложенной в нас, на встречном пути. А не побег во тьму.

Но в вопросах веры есть еще очень ИНТЕРЕСНЫЕ ПОВОРОТЫ. Почти десяток раз в Евангелиях употребляется одно и то же выражение: «вера твоя спасла тебя». По два раза у Матфея (9.22 и 15.28) и Марка (5.34 и 10.52) и четырежды – у Луки: 7.50, 8.48, 17.19 и18.42). Иисус не говорит, что какой ты молодец: Я дал тебе веру, а ты ее использовал. Нет, Он говорит о вере как принадлежности самого человека: вера ТВОЯ спасла тебя. Вот и Аввакум говорил, что «праведный СВОЕЮ верою жив будет». Своею!

По сути, выражением «вера твоя спасла тебя » Иисус подчеркивает высокую степень зависимости того, ЧТО с нами происходит, от силы нашей веры.

А вот ЕЩЕ ОДИН ИНТЕРЕСНЫЙ ПОВОРОТ. Обратимся к Евангелию от Луки (17:5-6): «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас».

Чем же была вызвана такая просьба апостолов об умножении их веры? (про себя мы думаем: если такая вера была у апостолов, то про мою-то веру что можно сказать)? Обратимся к тексту (Лк.17:3-4): «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, − прости ему».

Если мы внимательны и способны думать, то нам становится понятной причина просьбы апостолов об умножении их веры. Слова Иисуса о том, каким должно быть прощение, привели апостолов в полное смятение. Ведь чтобы так прощать, как говорит Иисус, – на дню по семь раз, надо иметь веру в то, что тот, кого мы прощаем, способен измениться.

Прикинем на себя: наш близкий человек по семь раз на дню согрешает, кается – прости, говорит. И как мы? Раз простим, другой, может, на третий еще заставим себя. И даже семь раз скажем: да прощаю я тебя, достал ты уже! А в душе отчаяние: да толку никакого, вся моя вера кончилась. На те же грабли да снова. Пусть и в профиль. Нет сил искренне прощать, потому что не хватает веры поверить, что он или она может измениться.

Здесь кроется секрет силы нашей веры. Вера наша спасает не только нас лично. Вера наша спасает еще и тех, в кого мы верим. Прощение без веры в то, что человек поднимется, восстановится, ни поднимет, ни восстановит его. Поможет восстановиться наша вера. Это знал Иисус, и это осознали в тот момент Его апостолы. Нам тоже бы стоило осознать ту же простую истину, что вера наша поднимает другого человека, если она на самом деле есть.

 

Интересно продолжение этой истории. Как бы без всякого перехода Иисус начинает рассказывать странную, как поначалу кажется, историю для этой ситуации с прощением и с верой с горчичное зерно. Обратимся к ней (Лук.17:7-10):

«Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Вроде бы никак не связано с предыдущим текстом. Но Иисус не был бы Иисусом, если бы не знал, что делал. А Он понимал, что апостолы ждут от него помощи в укреплении и приумножении веры, чтобы иметь силу для прощения. И в своей обычной манере говорить иносказательно, чтобы мозги людей работали, Иисус говорит о том непременном условии, при котором и возрастает вера человека.

Еще раз прочитаем конец этой истории (Лк. 17:10): «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Тут главное – не про рабов ничего не стоящих, а про дело. Оно должно быть сделано, потому что должно быть сделано! Тогда вера и укрепится, и приумножится. Это просто закон такой: живи по вере, даже если ее у тебя что кот наплакал, и вера к тебе обязательно придет.

Спросим себя: те перемены, которые произошли с нами, произошли потому, что мы приняли Христа, уверовали в Него?Но если сила Господа произвела со мной такие перемены, то почему это невозможно для моих близких? Наша вера в силу Христа созидает нашу веру в наших близких. Ничто так не чувствуется, как вера других людей в тебя, особенно людей самых близких. Вера в то, что ты сможешь подняться, дает силы подняться. Такая вот она – вера: вроде и невидима, а действует реально. Потому что уверена в невидимом, осуществляет ожидаемое (Евр.11.1).

Нашей верой в наших ближних проверяется и наша любовь к ним. Спросите себя: вы верите в то, что ваш самый близкий человек сможет все преодолеть и встать на ноги? Если вы твердо верите в это, то это говорит о вашей любви к этому человеку. А если такой веры нет, то от любви там остался один след. И остались лишь одни обязанности и обязательства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: