МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

________________ А.А. Панфилов

«____» _________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ V ВИДА

(наименование дисциплины)

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Профиль/программа подготовки Логопедия

 

Уровень высшего образования – бакалавриат

 

Форма обучения – очная

Семестр Трудоем-кость зач. ед,час. Лек-ции, час. Практич. занятия, час. Лаборат. работы, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
  2, 72         Зачет
Итого 2, 72         Зачет

Владимир 2015

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - формирование у студентов теоретических и практических знаний по проблеме формирования речи у учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида.

Задачи дисциплины:

– проанализировать современные концептуальные подходы к проблеме изучения, анализа, формирования речи у детей с системными нарушениями речевой деятельности;

– сформировать четкие представления о специ­альной методике развития речи как самостоятельном разделе коррекционной работы в СКОШ V вида;

– систематизировать и обобщить знания студентов об особенно­стях развития связной речи у детей с ОНР при разных уровнях речевого развития (по классификации Р.Е.Левиной – Т.Б.Филичевой);

– систематизировать и обобщить знания студентов об особенно­стях развития лексического и грамматического строя речи и навыков связных высказываний у детей с ОНР (при разных уровнях речевого развития);

– обеспечить усвоение студентами – будущими логопедами понятийного аппарата специаль­ной методики развития речи (методы, принципы, частные методики, специально-педагогические технологии, способы и приемы коррекционной логопедической работы по формированию связной речи и др.);

– обучить студентов основам разработки уроков по развитию речи;

– сформировать у студентов методические навыки разработки уроков по развитию речи;

– формировать у студентов профессионально-значимые умения планировать, моделировать, методически правильно организовывать уроки для учащихся школы V вида;

– научить студентов анализировать (с методической, коррекционно-педагогической, психологической, лингвистической и других точек зре­ния) уроки развития речи.

Приведенная ниже программа учебного курса «Методика развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида» составлена с учетом современных данных психолингвистических и психолого-педагогических исследований в области специальной педагогики и логопедии.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина относится к вариативной части учебного плана ОПОП по направлению 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование.

Основное назначение изучения данной дисциплины – предметная (теоретическая и методическая) подготовка к профессиональной деятельности по одному из важнейших разделов логопедической работы – формированию навыков связных высказываний у учащихся, имеющих системное недоразвитие речи. Данный раздел логопедической работы является одним из основных направлений работы практического логопеда и является составной частью программ коррекционного обучения и воспитания детей с системными нарушениями речи (ОНР, ФФНР).

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно изла­гать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому большое значение приобретает формирование и развитие связной речи учащихся школы V вида как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, твор­ческих способностей и других сторон психической деятельности.

По данным педагогической практики и специальных исследований (Л.Ф. Спирова, О.Е. Грибова, Т.В. Волосовец, В.К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, «арсенал» языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность речи школьников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. В связи с этим необходимо научить связно, последовательно излагать свои мысли, выражать свои чувства и потребности.

Содержание курса определено с учетом многообразных междисциплинарных связей теории и практики логопедии со смежными областями науки и общественной практики. Необходимым условием обучения является успешное освоение дисциплин:«Специальная психология», «Психолингвистика», «Логопедия» (разделы, являющие предметом изучения на I, II и III году обучения). Освоение дисциплины необходимо для изучения дисциплин: «Образование детей со сложной структурой дефекта», «Производственная практика».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: