Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе
________________ А.А. Панфилов
«____» _________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ V ВИДА
(наименование дисциплины)
Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль/программа подготовки Логопедия
Уровень высшего образования – бакалавриат
Форма обучения – очная
Семестр | Трудоем-кость зач. ед,час. | Лек-ции, час. | Практич. занятия, час. | Лаборат. работы, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экз./зачет) |
2, 72 | Зачет | |||||
Итого | 2, 72 | Зачет |
Владимир 2015
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - формирование у студентов теоретических и практических знаний по проблеме формирования речи у учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида.
Задачи дисциплины:
– проанализировать современные концептуальные подходы к проблеме изучения, анализа, формирования речи у детей с системными нарушениями речевой деятельности;
– сформировать четкие представления о специальной методике развития речи как самостоятельном разделе коррекционной работы в СКОШ V вида;
– систематизировать и обобщить знания студентов об особенностях развития связной речи у детей с ОНР при разных уровнях речевого развития (по классификации Р.Е.Левиной – Т.Б.Филичевой);
– систематизировать и обобщить знания студентов об особенностях развития лексического и грамматического строя речи и навыков связных высказываний у детей с ОНР (при разных уровнях речевого развития);
– обеспечить усвоение студентами – будущими логопедами понятийного аппарата специальной методики развития речи (методы, принципы, частные методики, специально-педагогические технологии, способы и приемы коррекционной логопедической работы по формированию связной речи и др.);
– обучить студентов основам разработки уроков по развитию речи;
– сформировать у студентов методические навыки разработки уроков по развитию речи;
– формировать у студентов профессионально-значимые умения планировать, моделировать, методически правильно организовывать уроки для учащихся школы V вида;
– научить студентов анализировать (с методической, коррекционно-педагогической, психологической, лингвистической и других точек зрения) уроки развития речи.
Приведенная ниже программа учебного курса «Методика развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида» составлена с учетом современных данных психолингвистических и психолого-педагогических исследований в области специальной педагогики и логопедии.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина относится к вариативной части учебного плана ОПОП по направлению 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование.
Основное назначение изучения данной дисциплины – предметная (теоретическая и методическая) подготовка к профессиональной деятельности по одному из важнейших разделов логопедической работы – формированию навыков связных высказываний у учащихся, имеющих системное недоразвитие речи. Данный раздел логопедической работы является одним из основных направлений работы практического логопеда и является составной частью программ коррекционного обучения и воспитания детей с системными нарушениями речи (ОНР, ФФНР).
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому большое значение приобретает формирование и развитие связной речи учащихся школы V вида как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
По данным педагогической практики и специальных исследований (Л.Ф. Спирова, О.Е. Грибова, Т.В. Волосовец, В.К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, «арсенал» языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность речи школьников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. В связи с этим необходимо научить связно, последовательно излагать свои мысли, выражать свои чувства и потребности.
Содержание курса определено с учетом многообразных междисциплинарных связей теории и практики логопедии со смежными областями науки и общественной практики. Необходимым условием обучения является успешное освоение дисциплин:«Специальная психология», «Психолингвистика», «Логопедия» (разделы, являющие предметом изучения на I, II и III году обучения). Освоение дисциплины необходимо для изучения дисциплин: «Образование детей со сложной структурой дефекта», «Производственная практика».