Глава 1. Сберегательный банк РФ




Содержание

 

Введение

Глава 1. Сберегательный банк

Глава 2. Операции Сберегательного банка

Заключение

Список литературы


Введение

 

октября 1841 года император Николай I издал высочайший указ. Этот факт открыл в истории сберегательного дела России первую страницу. Первыми были открыты Сберегательные кассы при Петербургской и Московской сохранных казнах. Создавались они «для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов, …., в запас на будущие надобности». В 1860г. был утвержден единый государственный банк России, ставший крупнейшим коммерческим банком страны, а со временем - центральным эмиссионным. С 1862г. в ведение Государственного банка перешли сберегательные кассы, и с этого времени история отечественного сберегательного дела оказалась неразрывно связана с деятельностью главного банка страны. Началось последовательное расширение сети сберегательных касс при конторе Госбанка. Государственный банк России стал централизованным эмиссионным банком страны, т.е. получил монопольное право эмиссии банкнот и был обязан свободно разменивать на золото все находящиеся в обращении кредитные билеты. С гигантским ростом сберегательных учреждений на рубеже 1880-1890г.г. явственно обозначилась необходимость реформы Устава, новый Устав был утвержден Николаем II, согласно нового Устава денежные средства вкладчиков предназначались для «… разрешения самых серьезных задач государства в финансово-экономической области». По Уставу клиенту выдавалась только одна книжка на вклад до востребования и ещё одна - в случае открытия целевого счета.

Суть политики Сберегательных касс царского времени заключалась в предоставлении вкладчикам, прежде всего места надежного хранения денег и обеспечения при этом относительно умеренного процента. «Трудовые» же сберегательные кассы привлекали средства в целях их непосредственного хозяйственного использования. Первая «трудовая» сберегательная касса открылась в Москве на Красной Пресне.

Начало второго периода работы сберегательных касс совпало с внедрением твердого рубля. Состояние сберегательного дела отражало общее состояние денежного рынка, обусловленного острым недостатком платежных средств. Среди принятых решений касающихся сберегательного дела наибольшее значение имели три: о централизации сберегательного дела в союзных республиках, о целесообразности существующей сети сберегательных касс, о привлечении сберегательных касс к производству операций по покупке и продаже ценных бумаг и скупки золотой и серебряной монеты дореволюционной чеканки. Постепенно расширялся спектр выполняемых сберегательными кассами операций. Начиналась выдача пенсий через кассы, прием налогов и сборов от населения, оформления завещательных распоряжений, выдача заработной платы рабочим, выпуск сберегательных сертификатов.

Из всего этого можно сделать вывод: сберегательное дело в СССР добилось в 1920-1930г. несомненно, больших результатов, правда эти результаты следует трактовать двояко: удалось преодолеть недоверие широких слоев населения к сберегательным кассам. Но по сравнению с дореволюционным временем развитие операций сберегательных касс было совершено не достаточным, ни одна социальная группа населения не была ещё привлечена к участию в сберегательных операциях в той мере, в какой это предоставлялось желательным. Размеры вкладов были в основной массе просто нищенскими.

Новое положение о государственных трудовых сберегательных кассах СССР 1929г. ввело в круг операций сберегательных касс следующие операции: вкладная, переводная, аккредитивная, с ценными бумагами, по приему платежей, налогов и сборов и неналоговых поступлений, операций по безналичным расчетам, выдача пенсий, выпуск сберегательных сертификатов.

мая 1972г. сберегательным кассам за счет получаемой прибыли разрешается создавать запасной фонд, фонд развития сберегательного дела, фонд жилищного строительства и материального поощрения работников. В июле 1977г. Совет министров СССР утвердил новый Устав сберегательных касс. В частности, сберегательным кассам предоставлялась монополия на организацию сберегательного дела в стране, только сберкассы имели право выдавать вкладчику документ под названием «сберегате6льная книжка», а сохранность вверенных им сумм гарантировалась государством. К началу 1988г. учреждения Сберегательного банка занимали видное место в кредитно-финансовой системе страны.

После распада СССР на всем постсоветском пространстве из всех республиканских сберегательных банков лишь Сбербанк России смог выстоять в конкурентной борьбе. Сберегательные банки в бывших союзных республиках либо полностью прекратили свое существование, либо заняли второстепенное положение в финансовой системе своих стран.


Глава 1. Сберегательный банк РФ

 

Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В народном обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное или подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение.

По форме организации Сберегательный банк РФ является акционерным банком открытого типа. Его учредителем выступает Центральный банк РФ, которому принадлежит и контрольный пакет акций Сбербанка. Это обуславливает особое положение Сбербанка на рынке финансовых ресурсов. Акционерами банка являются юридические и физические лица. Основная доля акций (более 90%) выпущена в форме обыкновенных и небольшая - в виде привилегированных акций.

Организационная структура банка определяется двумя основными моментами: структурой его управления и структурой функциональных подразделений и служб. Главное назначение органов правления - обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка на основе реализации операций.

Структура управления банком предусматривает органы управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении банковской деятельности. Высшим органом управления Сбербанком является общее собрание акционеров, которое проходит не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание решает следующие задачи: принимает решение об образовании банка, утверждает акты, документы о его деятельности; принимает Устав; рассматривает и утверждает отчет о результатах деятельности банка за прошедший период и направления распределения прибыли; выбирает членов исполнительных и контрольных органов, Собрание акционеров, избирает наблюдательный совет и правление банка.

Для общего руководства работой банка, наблюдения за деятельностью правления и ревизионной комиссии избирается Совет банка. Совет банка выполняет следующие задачи: определяет направление деловой политики банка, контролирует работу правления, утверждает годовой отчет, осуществляет контроль за кредитной и инвестиционной работой и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.

При Совете создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций. Ревизионная комиссия занимается проверкой соблюдения законодательных актов, проведением сплошных и выборочных проверок кредитных, валютных и расчетных операций и др.

Организационная структура Сбербанка представлена следующим образом:

Сберегательный банк РФ;

Территориальные банки;

Отделения;

Филиалы.

Сберегательный банк обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время 17 территориальных банков и более 20 000 подразделений по всей стране, а также дочерние банки Сбербанка в республике Казахстан и на Украине. Сберегательный банк РФ как головная контора организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляются исследование и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и стратегическое планирование, бюджетирование, управление рисками, активами и пассивами банка; изучение экономики и финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений, управление кредитными ресурсами и внутрисистемными финансовыми потоками. Кроме того, Сбербанк РФ совместно с другими службами осуществляет маркетинговый анализ, ориентированный на изучение конъюнктуры региональных рынков, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование банковских продуктов и услуг.

Территориальные банки проводят анализ деятельности своих учреждений исходя из их подчиненности и экономики отдельных регионов с целью определения наиболее выгодного для кредитования сектора экономики и оценки конкурентной среды. В настоящее время происходит укрупнение территориальных банков, что позволяет усилить их инвестиционный потенциал, добиться соответствия между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, участвовать в крупных региональных программах экономического развития. В результате появятся новые возможности для совершенствования расчетной сети банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами, персоналом банка.

Изменения в системе управления структурными подразделениями, происходящие в настоящее время, имеют цель повысить самостоятельность территориальных банков, сократить сроки выполнения отдельных операций, улучшить качество обслуживания клиентов. Необходимо повысить гибкость управления банком, обеспечить быстроту реакции на меняющиеся рыночные условия, оптимизировать территориальную сеть с учетом экономических и социальных факторов, опережающими темпами развивать современные информационные технологии.

Процесс консолидации и укрепления банковской сети затронет и наиболее распространенные подразделения банка - отделения и филиалы. Наряду с отделениями и филиалами, предназначенные для выполнения функций предложения стандартного набора услуг клиентам, будут выделяться специализированные филиалы, ориентированные как на комплексное и индивидуальное обслуживание клиентов. Так и на развитие отдельных направлений бизнеса.

Низовым звеном в структуре Сбербанка являются агентства. Они создаются при крупных предприятиях или организациях либо в отдельных уголках страны, где имеются малонаселенные районы, и выполняют узкий круг операций, например по выплате заработной платы, приему коммунальных платежей и др.

Таким образом, проведенная в последние годы централизация управления учреждениями Сбербанка обеспечит усиление контроля и координацию работ его структурных подразделений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: