Запад и Восток в XVIII веке




 

В XVIII веке продолжалась борьба старого и нового по­рядков как основное содержание внутренней жизни Западной Европы: распространение идей «просвещения» и ос­нованная на них политика «просвещенного абсолютизма». Ве­ликая французская революция, завершая век, одновременно явилась началом и символом эпохи становления буржуазно-де­мократических порядков и либерализма в Западной Европе. В результате буржуазных революций установились республикан­ские формы правления в Голландии и Англии, в результате борьбы за независимость — в США.

Расцвет колониальной политики системы в XVIII в. связан с переходом инициативы в руки голландцев, англичан и фран­цузов. К концу XVIII в. значительная часть неевропейского населения земного шара оказалась порабощенной или зависи­мой в сфере колониальной политики. Это были либо фактории — опорные пункты торговли и средства политического давления, или завоевание и захват страны с прямым установлением гос­подства колонизаторов-европейцев, или навязывание нерав­ноправных договоров. Англичанин Клайв сумел разгромить французов и постепенно превратил Ост-Индскую компанию в колониальную державу. За зверства и грабительство в Индии он попал под суд, но его заменяли такие же колонизаторы во главе с генерал-губернатором. Если раньше награбленные сокровища липа увеличивали потребление феодальной знати Испании и Португалии, то с развитием мануфактурного производства и на­циональных финансовых систем (денежных рынков) главным становится капиталистическая утилизация богатства, добытого в колониях. Это было решающим преимуществом стран Запада с развитыми буржуазными формами производства и обмена.

Развитие индустриальной капиталистической цивилизации в XVIII веке вступает в новую стадию. В английской деревне исчезли крестьяне, их место заняли арендаторы и фермеры. Происходила капитализация земледельческого хозяйства: производство на рынок с целью получения дохода, повышения уровня агротехники, применение колесных плуга, сеялки, молотилки. Развитие техники было основой успехов капиталистического мануфактурного производства, экономические мотивы требовали новшеств, повышавших эффективность производства. Книгопечатание, океанские плавания, артиллерия и всех техника были великими техническими революциями. Восемнадцатый век дал старт промышленному перевороту, внедрению станков в производство (сначала в Англии, Франции и США). Изобретение ткацкого станка в Англии, использование паровых двигателей стали началом революции в производстве. Примение механического станка Картрайта увеличило производительность труда в ткачестве в 40 раз. Паровая машина Уатта, прокатный стан в металлургии, токарный станок и другие новшества дали многократное увеличение производительности труда и способствовали накоплению капитала.

Еще большее значение имела и революция (точнее, медленная эволюция) в сфере денежного обращения, финансов. Биржи и банковские спекуляции способствовали быстрому накоплению капитала и позволяли накинуть «сеть» товарно-денежного обращения на богатства других континентов. Капитал получил возможность выбирать самые выгодные cферы вложения не только в своей стране, но и в мировом масштабе. Не следует забывать, что главным героем всех этих революций был человек, предприимчивый и свободный отпредрассудков, готовый к риску и жертвам. Церковная реформация протестантов формировала новый тип рационального предпринимателя, добывающего деньги путем честного труда и умеренности, так называемого «экономического человека». Давид Рикардо сформулировал главный тезис экономического либерализма: «Во всех делах люди всегда руководствуются собственными интересами». Адам Смит, основатель политической экономии, вывел закон, что цена предмета определяется спросом и предложением, свобода соревнования и соперничества людей дают наилучшие результаты для хозяйства, через свободу приложения своих дарований люди найдут свою наибольшую выгоду. Он писал о разделении буржуазного общества на классы землевладельцев, буржуазии и наемных работников. За успехами капитализма скрывалась острейшая социальная проблема угнетения простого народа. Острейшие социальные противоречия между бедными и богатыми станут причинами классовых битв и революций, толкая вперед развитие полити­ческой и социальной демократии.

Новые шаги были сделаны по пути развития конституции в Англии. Еще в конце XVII века король Вильгельм III Оранский подписал акт о престолонаследии, дополнительно ограничивший права короны: статьи о независимости судей от администрации, ответственности министерства и праве парламента судить и нака­зывать министров, если их законопроекты отвергались парламен­том. Сложилась практика отставки правительства в подобных случаях. При королеве Анне (1702—1714 гг.) образовалось парла­ментское министерство, т.е. составленное из партии парламентско­го большинства. Парламентская трибуна использовалась для борьбы против злоупотреблений королевской администрации, в прессе появлялись имена «молодцов короля». Депутаты парла­мента Питт Младший, Уикс немало сделали для победы в долгой борьбе английского народа за самое дорогое для них право — свободу печати. Стали публиковать даже протоколы парламен­тских заседаний.

В XVIII в. начинается просветительское движение, целью которого было осветить все темные места европейской жизни, уничтожить предрассудки, завоевать для человечества лучшее будущее. Французские ученые ездили в Англию, перенимали идеи конституционализма и политических свобод. Француз­ские писатели много сделали, чтобы эти идеи распространить. Пробудилась критическая мысль, и под ее влиянием началась работа по пересмотру традиционных верований, представлений, установлении прав и законов, разоблачению злоупотреблений, произвола и нелепостей самовластья. Французский язык, фран­цузские журналы и книги сделались модными в Европе. Предста­вителями французского просвещения были Вольтер, Монтескье, Руссо, энциклопедисты.

Вольтер (1694—1778) был одним из наиболее известных писателей Франции, оставил множество драматических, поэтических, философских и политических произведений. Он пытался воздействовать на монархов и дружить с ними (с Фридрихом Прусским и Екатериной П), для предотвращения произвола предлагал философское образование монархам и наличие при советников-философов. Писатель признавал преимущества привилегированных и интеллигентных, но требовал исключить злоупотребления в отношении слабых, выступал за гуманность и справедливость суда, отмену крепостного права и феодальных привилегий, выступал в защиту (и в прямом смысле как адвокат) угнетенных и обиженных. Он высмеивал церковные обряды и иезуитов, но чтил идею Бога. Написал философские заметки об общественном человеке и свободе. Выступал за равенство, которое понимал как равенство перед законом и правом, то есть равноправие. Частную собственность и социальное неравенство считал предпосылкой развития и общественного равновесия.

Руссо (1712—1778) был сыном бедного женевского часовщика. Человек разнообразных интересов, он стал извест своими политическими трактатами «Рассуждения о происхоз дении и причинах неравенства между людьми», «Об обществе ном договоре» и др. Он считал, что все беды проистекают из социального неравенства и общественного развития, основанного на частной собственности, которую он отрицал. Разделение труда увело людей от первобытного равенства. Рассуждая в духе теории естественных прав личности, он утверждал, что государством, целью которого является благо всех, может pyководить «общая воля» (как разумное понимание интересов всех) через непосредственное участие граждан в управлении, через свободу в рамках законопослушности. Эти идеи Руссо стали идеологией якобинцев и «библией» Робеспьера. ^

Монтескье (1689—1755) в своей знаменитой работе «О духе законов» исследовал формы правления — республика, монархия, деспотия — в их историческом развитии со времен Аристотеля и до английского парламентаризма XVIII века. На примере английского государства он изложил теорию разделе­ния властей и верховенства закона, в том числе и над государством, показал, что власть народа не гарантирует свободы отдельному гражданину. Идеи естественных прав и свобод гражданина развивали энциклопедисты Дидро, Д. Аламбер и другие сто­ронники материализма и рационализма.

Широкую известность приобрели и работы итальянского юриста Беккария (1738—1794), который в своей книге «О преступлениях и наказаниях» требовал гласности и публично­сти суда, суда присяжных, отмены пыток и смертной казни.

Литература просвещения имела большое влияние в других европейских странах, даже среди монархов были популярны некоторые ее идеи. Политику абсолютных монархов, стремив­шихся властвовать по рецептам просвещенной литературы и проводить реформы назвали «просвещенным абсолютизмом». Это были меры, направленные на улучшение положения кресть­ян, на уменьшение их зависимости от землевладельца вплоть до отмены крепостного права (мера, на которую решился австрий­ский император Иосиф II), уничтожение инквизиции и ограниче­ние влияния католического духовенства, смягчались уголовные наказания, строилась светская система просвещения народа. Фридрих П прусский установил веротерпимость, а Иосиф II отнял церковные имущества и отменил контроль церкви над школьным образованием. Фридрих II издал свод законов и ввел всесослов­ный и независимый суд. Политика просвещенных монархов стремилась к укреплению абсолютизма путем его обновления.

В Северной Америке динамично развивались английские колонии. Долгие войны англичан с французами, война с Кана­дой способствовали осознанию американскими колонистами своего единства. Набирало темпы развитие промышленности и торговли, строились университеты. Каждая колония была са­мостоятельным штатом со своими губернатором и парламентом. Уже в 1754 г. на съезде американских колонистов был провоз­глашен союз колоний. Попытка Англии ввести новые таможен­ные сборы и обеспечить себе новые доходы с американских колоний вызвали противодействие американцев, вылившееся впоследствии в войну за независимость. Призывы к независи­мости в произведениях Т. Пейна, Б. Франклина, Т. Джеффорсона сочетались с требованиями суверенитета народа и признания естественных прав граждан и их равноправия.

За борьбой американцев наблюдали в Европе, особенно во Франции. Тайно на помощь американцам отправлялись волонтеры, деньги, оружие. В 1776 г. Конгресс штатов провозгласил Декларацию о независимости, но только в 1783 г. был подписан версальский мир с Англией о признании независимости США. Была выработана и принята в 1787 г. Конституция США, по которой устанавливалась республиканская форма правления, штаты сохраняли свою самостоятельность и государственное устройство, широко провозглашались права и свободы граждан.

Провозглашение независимости США, а также происшедшая в конце века французская революция были событиями, оказавшими влияние на прогрессивную общественность во всех странах и повлиявшие на дальнейший ход истории.

К концу XVIII века Франция была «больна» реформами: новый экономический и социальный строй был стеснен остатками феодальных порядков, регламентацией и злоупотреблениями администрации, привилегиями дворянства и духовенства и отсутствием свобод. Противостояние короля Людовика XVI и Генеральных Штатов, представлявших интересы третьего сословия, восстания и волнения бедного населения Парижа, взятие Бастилии 14 июля 1789 г. ознаменовали начало революции.

Учредительное собрание отменило привилегии, провозгласило Декларацию прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. объявляла о народном суверенитете и устанавливала конституционную монархию. Но народное движение продолжалось, восставали крестьяне против помещиков, чернь Парижа видела в короле источник своей нищеты и бедствий. Новое восстание низов Парижа и казнь короля в январе 1793 г. изменили политическую обстановку. Власть переходит из рук умеренных депутатов, провозгласивших республику, в руки радикалов-якобинцев. Характерными явлениями революции стали белый террор и разгул революционного террора, символом которого была гильотина. На гильотину в течение несколь- ких лет добровольцы революции отправляли дворянство и всех «врагов революции». Якобинцам во главе с Робеспьером удалось победить военную коалицию государств против Франции, но не удалось справиться с голодом и нищетой, с экономическим кризисом. Беспринципные средства борьбы за власть Ро­беспьера, массовые убийства вызывали недовольство населения. В результате — переворот 9 термидора 1794 г., и власть оказа­лась в руках умеренных республиканцев из новой буржуазии. Новым хозяевам не нравились революционные порядки и ло­зунги («война дворцам, мир хижинам»), культ мучеников сво­боды и революции, отказ от католичества. Новая молодежь оскверняла памятники революционерам и громила клубы яко­бинцев. Восстания народных низов разгоняли картечью. Следом за разгулом революционной свободы шла диктатура Наполеона со штыками армии.

Великая французская революция, ликвидировавшая ста­рый сословный строй, господство церкви, дворянства, утверди­ла власть парламента, рациональную «естественную мораль» третьего сословия.

Если западная цивилизация переживала бурную эпоху капи­талистической модернизации, то Испания и Португалия, некото­рые восточноевропейские страны, Россия, Япония и Турция еще только вступали на путь запоздалой модернизации. Для догоня­ющего развития этих стран характерны следующие черты: ману­фактуры и фабрики появлялись друг за другом в коротком временном отрезке, ограничено участие в международной торгов­ле и возможности эксплуатации колоний, длительное сохранение старых институтов традиционного общества. В XVIII веке модер­низация практически не коснулась большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки, или изменения в них происхо­дили в связи с колониальной зависимостью.

 

// История России и мировые цивилизации: Уч. пос.

/ Под ред. М.В.Рубана. М., 1997. С.105 – 111.

 

И.А.Мишина

Л.Н.Жарова

 

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЕВРОПЕЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: