Ориентировка в пространстве




  -Ориентировка «на себе»     -Ориентировка в пространственных признаках игрушек и предметов ближайшего окружения -Ориентировка в помещениях группы и детского сада -Ориентировка с помощью сохранных анализаторов -Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя»     -Ориентировка в процессе передвижения -Ориентировка в микропространстве -Моделирование пространственных отношений   Ориентировка с помощью простейших схем пространства**   Использование пространственной терминологии   «Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина),вверху (голова), внизу (ноги)», справа и слева (руки) «Покажи переднюю (заднюю, верхнюю (нижнюю) сторону игрушки, «Покажи переднюю (заднюю), правую (левую) стороны шкафа»   «Помоги игрушкам найти свое место» «Покажи, как дойти до музыкального зала» «Узнай с закрытыми глазами, где ты находишься» (игровой уголок, спальня, раздевалка, туалетная комната) «Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу)» «Какой предмет стоит справа (слева) от тебя?» «Иди до названного предмета»     «Покажи верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа» «Помоги кукле расставить мебель (Поставь диван справа, стол посередине и т.д.)»   «Поставь игрушку в шкаф, как отмечено на схеме шкафа»   «В какую сторону едет машина?» «В какую сторону ты бросаешь мяч?», «Расскажи кукле, как расставлена мебель»   Большая машина     Низкий шкаф     Набор знакомых детям игрушек     Мебель кабинета или группы Крупные и яркие игрушки-ориентиры   Фланелеграф средней величины   Макет кукольной комнаты, набор кукольной мели (3-5 предметов) Схема шкафа, шкаф с двумя открытыми полками, набор игрушек средней величины  

Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры Диагностические задания Используемые материалы
  Представление ребенка о себе самом и окружающих людях   Понимание назначения окружающих.предметов. Представление о профессиональном труде сотрудников детского сада Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях Ориентированность в окружающем мире     Представление о своих сенсорных возможностях     Владение навыками социального поведения   «Назови свое имя, фамилию», «Как зовут твою маму, твоего папу?» «Ты знаешь свой адрес? Назови его» «Найди предметы мебели. Расскажи, зачем нужен стул, стол, шкаф», «Расскажи о своей одежде. Зачем нужна одежда?» «Расскажи, что делает в детском саду воспитатель (няня, медсестра, повар)»   «Расскажи, что делают дети в группе?», «Что делают в кабинете врача?»   «Какое время года на картинке?», «Как ты догадался?», «Какое время года наступит после…?», «Выбери игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель, овощи. фрукты»     «Рассмотри игрушки внимательно. Чем они похожи? Чем отличаются?», «Что помогло тебе это узнать?» «Узнай игрушку на ощупь. С помощью чего ты узнал игрушку?» «Поздоровайся с игрушками», «Попроси о помощи», «Поблагодари за помощь», «Предложи свою помощь»     Мебель кабинета тифлопедагога, одежда, которая на ребенке     Набор картинок с изображением времен года   Набор предметных изображений (Одновременно ребенку предъявляют 5 картинок) Набор игрушек средней величины с ярко выраженными основными признаками     Дидактические игрушки (кукла, мишка, собачка и т.п.)

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 5-ти – 6-ти лет (старшая группа)

Зрительное восприятие

Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал
Цвет -Различение и называние всех цветов спектра и их оттенков, а также коричневого, серого, черного и белого цветов. -Называние цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире -Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями Форма -Различение и называние геометрических фигур -Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке -Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами   Величина -Определение и обозначение в речи величины окружающих предметов -Сопоставление предметов по величине Восприятие изображений: а) изображение – 3-планов.перспкт., б) понимание заслоненности одного предмета другим     «Подбери предметы по цвету и оттенкам. Назови цвета», «Найди в кабинете (группе) по 2 предмета такого цвета, как и карточка».     «Назови цвета окружающих предметов», «Какого цвета животное?», «Назови цвет (овощи, фрукты, цветы)».     «Предметы и их изображения», «Предмет и его контур, силуэт».     «Покажи и назови фигуры, у которых есть углы», «Покажи и назови плоскостные (объемные) геометрические фигуры». «Найди в группе предметы такой формы, как предъявленная фигура».     «Подбери для каждого предмета свой домик»     «Назови величину предметов»     «Сравни предметы по величине», «Разложи предметы по величине» «Рассмотри картинку внимательно. Что на картинке ближе к тебе, что дальше от тебя?», «Какие предметы спрятались за другими?»   Набор предметов всех цветов спектра и их оттенков; набор цветных карточек (названных цветов, а также коричневого, серого, черного и белого цвета).   Предметы ближайшего окружения (в том числе и на участке группы), цветные изображения животных, фруктов, овощей, цветов.   Набор предметных цветных иллюстраций и идентичных им силуэтных и контурных изображений.     Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных (шар, куб, цилиндр, конус) геометрических фи Набор предметов соответствующей формы. (Одновременно ребенку предъявляют 5-7 фигур, предметов).   Набор предметов разной величины. Одновременно ребенку предъявляют 5-7 предметов.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: