Осязание и мелкая моторика




Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал
-Представление о назначении рук, пальцев рук. -Обследование игрушек двумя руками в определенной последовательности -Узнавание геометрических фигур.   -Узнавание игрушек и предметов быта. -Различение свойства поверхности предметов.   -Определение материала, из которого сделаны предметы.   -Отражение в речи осязательно воспринимаемых признаков и качеств предметов «Помоги своему другу надеть и застегнуть рубашку. Объясни, как ты это сделал» «Узнай игрушку. Назови все части и детали игрушки»   «Найди названную фигуру»   «Найди названную игрушку среди других», «Узнай предмет». «Найди предмет с такой же поверхностью, как эта»     «Выбери деревянные (металлические, пластмассовые…и т.д.) предметы»     «Расскажи, как руки помогают тебе в играх, на занятиях, в домашних делах» Рубашка с маленькими петлями и пуговицами   Знакомая ребенку игрушка     Настольный строитель, состоящий из плоскостных и объемных геометрических фигур Набор игрушек и предметов ближайшего окружения. Пластинки с разной поверхностью, набор предметов с идентичной поверхностью Набор предметов из разных материалов  
  3.Ориентировка в пространстве
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал
-Ориентировка «на себе»   -Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения -Ориентировка в помещениях детского сада -Ориентировка на участке группы и территории детского сада -Ориентировка с помощью сохранных анализаторов -Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов» -Ориентировка в процессе передвижения -Ориентировка в микропространстве     -Моделирование пространства     -Ориентировка в пространстве с помощью схем и планов -Использование пространственной терминологии «Назови части своего тела и расскажи, как они расположены» «Покажи кукле и назови, что у нее вверху (внизу), впереди (сзади), справа (слева)». «Покажи стороны игрушки (правую и левую, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю)», «Покажи стороны шкафа»   «Покажи мне, как пройти до кухни кабинета врача, логопеда и т.д.»   «Найди и покажи, что на участке находится справа (слева), впереди (сзади) от тебя»   «Иди по указанным ориентирам» «Покажи рукой в сторону звучащего предмета»   «Найди предмет в названном направлении»,   «Иди вперед. Поверни направо (налево)…»   «Сравни и опиши расположение игрушек на столах»     «Модель кабинета»   «Пройди путь по схеме», «Найди предметы по плану»     «Расскажи, как расположены части твоего тела», «Назови направления «от себя», «С какой стороны от тебя расположены игрушки?», «Расскажи, как идти от кабинета тифлопедагога до группы»       Дидактическая кукла     Дидактическая игрушка (например, машина), невысокий шкаф   Цветовые, световые, звуковые ориентиры     Мебель и оборудование кабинета тифлопедагога   Яркие игрушки или предметы средней величины; 2 стола (или парты) с расположенными на них игрушками (5). Лист картона, набор деталей настольного строительного материала Схема пути от кабинета тифлопедагога до какого-то помещения, план кабинета    
    4.Социально-бытовая ориентировка
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал
-Представление о себе самом и окружающих людях   -Понимание и отражение в речи назначения окружающих предметов   -Представления о профессиональном труде взрослых. Отражение в речи   -Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях   -Ориентированность в окружающем мире. Отражение в речи     -Представление о своих сенсорных возможностях -Владение навыками социального поведения «Назови свое имя, отчество, фамилию». «Назови имена и отчества своих родителей», «Назови свой адрес, телефон», «Расскажи о своей семье». «Выбери предметы, необходимые в домашнем труде», «Объясни их назначение», «Что понадобиться папе, чтобы починить стул?», «Что понадобиться, чтобы приготовить обед?» «Люди каких профессий нарисованы?», «Расскажи, что делает повар (врач, дворник, шофер…и т.д.)?», «Выбери картинки, на которых профессии твоих родителей, бабушки, дедушки» «Выбери нужную картинку: 1.Тебе нужна помощь врача; 2.Ты хочешь купить продукты;3Тебе нужно постричься …и т.д.»,     «Назови домашних, диких животных», «Объясни, почему они так называются», «Назови времена года», «Когда это бывает?», «Распредели предметы на группы. Назови каждую группу общим словом» «Расскажи все о предмете», «Какие органы чувств помогли тебе узнать о нем?». «Рассмотри картинку. О чем она рассказывает?», «Как ты думаешь, правильно поступает герой этого сюжета?», «Как ты поступишь в такой ситуации? Почему?»         Набор предметов или их цветных изображений     Пособие «Кем быть?», лото «Профессии».   Набор предметных изображений разных учреждений, магазинов, и т.д.     Фигурки, изображающие домашних и диких животных; набор изображений разных времен года, частей суток; набор изображений разных предметов     Предмет, игрушка с ярко выраженными основными признаками Несколько сюжетных картинок (различные социально-бытовые ситуации. Например, сценка в транспорте, на улице города, в магазине и т.д.)  
  Схема тифлопедагогического обследования ребенка 6-ти – 7-ти лет (подготовительная группа) 1.Развитие зрительного восприятия
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал
Цвет -Различение и называние всех цветов спектра и их оттенков, коричневого, серого, черного и белого цветов -Нахождение предметов заданного цвета в окружающей обстановке   -Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями   Форма -Различение и называние геометрических фигур   -Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке   -Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами   Величина -Определение величины окружающих предметов. Обозначение в речи -Сопоставление предметов по величине Восприятие многоплановых сюжетных изображений     «Назови цвета радуги», «Какого цвета игрушки?», «Подбери карточки по оттенкам цветов»   «Найди в группе по 2 предмета такого цвета, как и карточка»   «Предметы и их изображения», «Предмет и его контур, силуэт»,     «Покажи и назови фигуры, у которых есть углы», «Покажи и назови плоскостные (объемные) геометрические фигуры». «Найди в кабинете (группе) предметы такой формы, как предъявленная фигура», «Найди предметы названной формы» «Подбери к предметам соответствующие геометрические фигуры»   «Найди в кабинете по 2 предмета одинаковой величины. Назови величину предметов»     «Сравни окружающие предметы по величине», «Поставь елочки по высоте», «От самого маленького до самого большого» «Назови все предметы, которые видишь на картине (растения, животных и т.д.)», «Покажи, предметы, которые ближе к тебе, какие дальше», «Найди предметы, которые спрятались за другими»     Пособие «Радуга»; набор предметов всех цветов спектра; набор цветных карточек (названных цветов, а также коричневого, черного и белого цвета) также серого, черного и белого цвета, (названных цветов) и идентичных им силуэтных и контурных изображений.   Набор предметов (игрушек) и их цветных, силуэтных и контурных изображений.   Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных (шар, куб, цилиндр, конус, призма, эллипсоид (яйцо), параллелепипед) геометрических фигур; набор предметов соответствующей формы. Одновременно ребенку предъявляют 7-10 фигур, предметов разной формы.   Набор предметов разной длины, ширины, толщины, высоты. Одновременно ребенку предъявляют 7-10 предметов разной величины.    
2.Осязание и мелкая моторика  
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал
-Выполнение действий двумя руками. -Обследование игрушек двумя руками в определенной последовательности. -Узнавание окружающих предметов.   -Узнавание геометрических фигур     -Выделение осязательно и тактильно воспринимаемых признаков предметов -Ориентировка на микроплоскости     -Использование осязания в помощь зрению.   -Использование осязания при общении. -Отражение в речи осязательных и тактильных восприятий.   «Обследуй игрушку по плану»   «Узнай предметы», «Найди среди игрушек куклу, машину, мячик»     «Найди среди фигур названную», «Выбери плоскостные фигуры. Назови их», «Выбери объемные фигуры. Назови их»   «Расскажи, что ты узнал об игрушке с помощью осязания»   «Найди на столе предмет, который я назову», «Расположи фигуры, как я скажу». «Расскажи, как расположены предметы» «Продень нитку в иголку»   «Покажи, как руки могут передавать отношение к другому человеку» «Найди игрушку, которую назову. Объясни, как ты узнал ее»   Дидактическая игрушка средней величины   Набор предметов с ярко выраженными осязательно воспринимаемыми признаками. Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, пятиугольник, ромб) и объемных (шар, куб, цилиндр, призма, конус, эллипсоид, параллелепипед) геометрических фигур. Предмет с ярко выраженными осязательно и тактильно воспринимаемыми признаками Набор предметов средней величины; набор плоскостных и объемных геометрических фигур Пластмассовая иголка (из кукольного набора) или большая штопальная игла с тупым концом, цветная толстая нитка     Пособие «Чудесный мешочек» с набором (до 10) знакомых ребенку игрушек  
3.Ориентировка в пространстве
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал
-Ориентировка «на себе» (соотнесение ребенком направлений своего тела с направлениями тела стоящего напротив человека) -Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения -Ориентировка в помещениях группы, детского сада   -Ориентировка на участке группы, территории детского сада   -Ориентировка с помощью сохранных анализаторов   -Ориентировка в пространстве точкой отсчета «от себя» и «от предметов» -Ориентировка в процессе передвижения -Ориентировка в микропространстве   -Моделирование пространства     -Ориентировка с помощью схем и планов пространства     -Использование пространственной ориентировки «Покажи правую и левую руки (ноги) стоящего напротив тебя ребенка»   «Покажи и назови стороны шкафа, стула, письменного стола»   «Путешествие по детскому саду» (Ребенок самостоятельно ориентируется и описывает свой путь) «Путешествие по участку группы и территории детского сада» (Ребенок самостоятельно ориентируется и описывает свой путь) «Узнай, где ты находишься по звукам (запахам, температурным ощущениям, с помощью осязания)» «Расставь предметы, как я скажу», «Найди игрушку, которая стоит справа (слева), впереди (сзади), вверху (внизу) от тебя» «Иди до стола. Поверни направо. Иди до окна…и т.д.»   «Срисуй геометрические фигуры с образца», «Сравни свой рисунок с образцом и опиши расположение фигур»   «Создай по памяти модель своей группы», «Создай по памяти модель участка своей группы» «Составь план кукольной комнаты. Покажи, где на плане передняя, задняя, левая и правая стены, где расположено окно, дверь, кукольная мебель» «Нарисуй схему пути до своей группы» «Расскажи, как расположены предметы», «С какой стороны от тебя названный предмет?»     Мебель кабинета тифлопедагога     Игрушки, мебель и оборудование кабинета тифлопедагога     Карточка – образец с геометрическими фигурами, расположенными в углах и посередине   Листы картона, мелкие игрушки и детали настольного строительного материала   Листы бумаги, фломастер  
4.Социально-бытовая ориентировка
Выявляемые параметры Диагностические задания Используемый материал
-Представление о себе самом и окружающих людях     -Понимание назначения окружающих предметов -Представление о профессиональном труде взрослых   -Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях     -Ориентированность в окружающем мире     -Представление о своих сенсорных возможностях   -Владение навыками социального поведения   «Назови свое имя, отчество, фамилию», «Назови свой адрес, телефон, «Расскажи о своей семье», «Расскажи о своем друге», «Для чего нужны эти предметы?»   «Кто кем работает?», «Что делает человек этой профессии?», «Какие предметы нужны человеку этой профессии?» «Выбери нужную картинку: 1.Тебе нужно купить лекарства. 2.Тебе нужна помощь врача. 3.Ты хочешь купить продукты. 4.Тебе нужно купить мебель. 5.Тебе нужно постричься.6.Твоя мама хочет сшить себе платье …и т.д.». «Найди домашних, диких животных, зимующих и перелетных птиц», «Объясни, почему они так называются», «Назови предметы общим словом» «Найди основные признаки каждого времени времена года», «Назови свои органы чувств», «Расскажи, что мы может узнать об окружающем мире с помощью зрения, слуха…и т.д.?» Тифлопедагог: «Я буду рассказывать тебе о разных ситуациях, а ты должен сказать, как поступишь: 1.Твой друг заболел. 2.Ты не справляешься с каким-то делом. 3.Вы с мамой идете домой. 4.У мамы тяжелые сумки.5.У бабушки день рождения … и т.д.   Мебель, оборудование кабинета тифлопедагога, набор предметов обихода     Предметы кабинета тифлопедагога, а также предметы быта   Лото «Кто кем работает», набор изображений предметов, необходимых людям разных профессий Набор предметных изображений: разные магазины, аптека, парикмахерская, ателье   Набор предметных цветных изображений домашних и диких животных, птиц, одежды, обуви и т.д.; набор картинок с изображением разных времен года    
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: