Древнее Двуречье (Месопотамия). Организационная структура урока




Древнее Двуречье (Месопотамия)

Педагогические цели Способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, особенностями их хозяйственного использования, процессом появления и развития письменности; создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Двуречья, ознакомления с главными богами Двуречья
Тип и вид урока Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие
Планируемые результаты (предметные) Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность
Личностные результаты Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
Метапредметные результаты Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Основное содержание темы, понятия и термины Природные условия Древнего Двуречья (Месопотамии), его пригодность для хозяйственного освоения. Возникновение государства (более 5 тыс. лет назад). Царь Гильгамеш. Боги Двуречья. Канал, ирригация, дамба, шумеры, государство, царь, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы»
Образовательные ресурсы Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток», рисунок «Междуречье в древности». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 1

Организационная структура урока

Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД
I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Проверка домашнего задания (групповая) Слайд 1-2. 1. «Священные письмена» древних египтян – что это? 1) Иероглифы; 2) буквы; 3) клинопись; 4) пиктограммы. 2. Кем в Египте считали человека, умеющего читать? 1) Мудрецом; 2) святым; 3) жрецом; 4) любимцев богов. 3. Как называется свернутый лист папируса? 1) Рулон; 2) книга; 3) кодекс; 4) свиток. 4. Какая древняя наука изучает движение небесных светил? 1) Астрология; 2) нумизматика; 3) астрономия; 4) хиромантия. 5. Какое количество иероглифов знали египтяне? 1) 700; 2) 500; 3) 300; 4) 1000. 6. Какой материал заменял египтянам бумагу? 1) Пергамент; 2) папирус; 3) береста; 4) шелк. 7. Что древние египтяне использовали, чтобы регулировать ритм своей жизни? 1) Календари; 2) песочные часы; 3) годовые кольца деревьев; 4) маятник. 8. Какие часы древние египтяне использовали для определения времени? 1) Ветряные; 2) водяные; 3) солнечные; 4) песочные. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм  
II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой – Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы. Прочтите название темы. – Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна – Междуречье, или Двуречье Слайд 3. Древнее Двуречье Слушают учителя. Показывают на карте Переднюю Азию, Двуречье Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают и понимают речь других Работа с картой
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение Дву-речья Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком, ил-люстрациями, беседа – Совершим путешествие из Мемфиса на восток. Слайд 4-5. Страна двух рек Двуречье (Междуречье) – страна, которая лежит между реками Евфрат и Тигр. - Государство возникло более 5 тысяч лет назад. Города из глиняных кирпичей - Поселения древних земледельцев вырастали и превращались в города. - Города стояли на берегу реки или возле канала. - Самые крупные – Ур и Урук. - Нет ни гор, ни лесов. - Здания сооружались из глиняных кирпичей. - Деревянные двери имели лишь богачи. - Кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр, примерные границы Двуречья. Называют фараона-завоевателя Тутмоса Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий. Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы. Коммуникативные: высказывают свое мнение Работа с картой, беседа по вопросам
Природные условия Двуречья Парная. Практический, исследовательский. Работа с текстом, заполнение таблицы Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (групповая) (п. 1, 2 § 13) (см. Приложение3) Слайд 6-7. - Почвы плодородные. - Климат теплый. - Разливы рек бурные. - Строят насыпи, чтобы потоки не смывали посевы. Работа с историческим документом (групповая работа) (Приложение №4) Слайд 8. Выявляют особенности природных условий и организации системы орошения в Египте и Двуречье, заполняют таблицу Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста Работа с текстом, таблица
Башни от земли до неба. Фронтальная. Словесный. Чтение, работа с документом, беседа Организует комментированное чтение п. 3 § 13. Слайд 9. – Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? Слайд 10-11. Башни от земли до неба - Для богов строили храмы – ступенчатые башни (стр. 65). - Бог Солнца – Шамаш. - Бог Луны – Син. - Бог воды – Эа. - Богиня плодородия и любви – Иштар. - Верили, что жрецы на вершине башни беседуют с богами. - Жрецы вели наблюдения за движениями Луны и Солнца. - Составили календарь, вычисляли сроки лунных затмений. - По звездам предсказывали судьбу. - Число 60 – священное. - Час делили на 60 мин., окружность – на 360 градусов. Называют и описывают главных богов Двуречья. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи Работа с документом, беседа по вопросам
Клинопись и писцовые школы Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с иллюстра-цией, беседа Рассказывает о клинописи, обучении в писцовой школе, опираясь на иллюстрации учебника. Слайд 12-13. Письмена на глиняных табличках - Письменность в виде клинышек – клинопись. (стр. 66) - Значки выдавливали на табличках из мягкой глины, их обжигали. - Знак – слово, звуки или слоги. - «Гора «- «кур» - значок гора выражал слог «кур» (как в ребусах). - В клинописи несколько сот знаков. - Писцов готовили в школах несколько лет. - Мальчики переписывали мифы, законы царей - Глава школы – «отец школы», ученики – «сыновья школы» (стр. 66) - «Человек с палкой» следил за дисциплиной. Определяют особенности клинописи, ее отличие от нашей азбуки. Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме. Познавательные: высказывают предположения. Коммуникативные: используют в общении правила вежливости Беседа по вопросам
IV. Закрепление знаний и способов действий Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой – Вопросы для закрепления: Слайд 14. 1) Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? 2) Какие различия в природных условиях Египта и Двуречья? 3) Как называлась письменность в Двуречье? 4) Между какими реками находиться Двуречье? 5) Крупнейшие города Двуречья? 6) Как звали бога солнца? 7) Богиня плодородия? Рассказывают о природных условиях Двуречья, трудностях, условиях жизни и занятиях населения, обучении в школе. Составляют рассказы на основе иллюстраций по плану. Указывают на отсутствие лесов, дороговизну дерева Регулятивные: составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе группами Рассказ по иллюстрации, беседа по вопросам, контурная карта
V. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Слайд 15. – Вы совершили путешествие в Двуречье. Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Можете прислать фото (рисунок). Задания 46, 48, 49, 51, 52 в рабочей тетради Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельной работы Письмо, задания в рабочей тетради



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: