Древнее Двуречье (Месопотамия)
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, особенностями их хозяйственного использования, процессом появления и развития письменности; создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Двуречья, ознакомления с главными богами Двуречья |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Основное содержание темы, понятия и термины | Природные условия Древнего Двуречья (Месопотамии), его пригодность для хозяйственного освоения. Возникновение государства (более 5 тыс. лет назад). Царь Гильгамеш. Боги Двуречья. Канал, ирригация, дамба, шумеры, государство, царь, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы» |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток», рисунок «Междуречье в древности». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Проверка домашнего задания (групповая) Слайд 1-2. 1. «Священные письмена» древних египтян – что это? 1) Иероглифы; 2) буквы; 3) клинопись; 4) пиктограммы. 2. Кем в Египте считали человека, умеющего читать? 1) Мудрецом; 2) святым; 3) жрецом; 4) любимцев богов. 3. Как называется свернутый лист папируса? 1) Рулон; 2) книга; 3) кодекс; 4) свиток. 4. Какая древняя наука изучает движение небесных светил? 1) Астрология; 2) нумизматика; 3) астрономия; 4) хиромантия. 5. Какое количество иероглифов знали египтяне? 1) 700; 2) 500; 3) 300; 4) 1000. 6. Какой материал заменял египтянам бумагу? 1) Пергамент; 2) папирус; 3) береста; 4) шелк. 7. Что древние египтяне использовали, чтобы регулировать ритм своей жизни? 1) Календари; 2) песочные часы; 3) годовые кольца деревьев; 4) маятник. 8. Какие часы древние египтяне использовали для определения времени? 1) Ветряные; 2) водяные; 3) солнечные; 4) песочные. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой | – Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы. Прочтите название темы. – Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна – Междуречье, или Двуречье Слайд 3. Древнее Двуречье | Слушают учителя. Показывают на карте Переднюю Азию, Двуречье | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Работа с картой |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение Дву-речья | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком, ил-люстрациями, беседа | – Совершим путешествие из Мемфиса на восток. Слайд 4-5. Страна двух рек Двуречье (Междуречье) – страна, которая лежит между реками Евфрат и Тигр. - Государство возникло более 5 тысяч лет назад. Города из глиняных кирпичей - Поселения древних земледельцев вырастали и превращались в города. - Города стояли на берегу реки или возле канала. - Самые крупные – Ур и Урук. - Нет ни гор, ни лесов. - Здания сооружались из глиняных кирпичей. - Деревянные двери имели лишь богачи. - Кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. | Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр, примерные границы Двуречья. Называют фараона-завоевателя Тутмоса | Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий. Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Работа с картой, беседа по вопросам |
Природные условия Двуречья | Парная. Практический, исследовательский. Работа с текстом, заполнение таблицы | Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (групповая) (п. 1, 2 § 13) (см. Приложение3) Слайд 6-7. - Почвы плодородные. - Климат теплый. - Разливы рек бурные. - Строят насыпи, чтобы потоки не смывали посевы. Работа с историческим документом (групповая работа) (Приложение №4) Слайд 8. | Выявляют особенности природных условий и организации системы орошения в Египте и Двуречье, заполняют таблицу | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста | Работа с текстом, таблица |
Башни от земли до неба. | Фронтальная. Словесный. Чтение, работа с документом, беседа | Организует комментированное чтение п. 3 § 13. Слайд 9. – Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? Слайд 10-11. Башни от земли до неба - Для богов строили храмы – ступенчатые башни (стр. 65). - Бог Солнца – Шамаш. - Бог Луны – Син. - Бог воды – Эа. - Богиня плодородия и любви – Иштар. - Верили, что жрецы на вершине башни беседуют с богами. - Жрецы вели наблюдения за движениями Луны и Солнца. - Составили календарь, вычисляли сроки лунных затмений. - По звездам предсказывали судьбу. - Число 60 – священное. - Час делили на 60 мин., окружность – на 360 градусов. | Называют и описывают главных богов Двуречья. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи | Работа с документом, беседа по вопросам |
Клинопись и писцовые школы | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с иллюстра-цией, беседа | Рассказывает о клинописи, обучении в писцовой школе, опираясь на иллюстрации учебника. Слайд 12-13. Письмена на глиняных табличках - Письменность в виде клинышек – клинопись. (стр. 66) - Значки выдавливали на табличках из мягкой глины, их обжигали. - Знак – слово, звуки или слоги. - «Гора «- «кур» - значок гора выражал слог «кур» (как в ребусах). - В клинописи несколько сот знаков. - Писцов готовили в школах несколько лет. - Мальчики переписывали мифы, законы царей - Глава школы – «отец школы», ученики – «сыновья школы» (стр. 66) - «Человек с палкой» следил за дисциплиной. | Определяют особенности клинописи, ее отличие от нашей азбуки. Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме. Познавательные: высказывают предположения. Коммуникативные: используют в общении правила вежливости | Беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой | – Вопросы для закрепления: Слайд 14. 1) Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? 2) Какие различия в природных условиях Египта и Двуречья? 3) Как называлась письменность в Двуречье? 4) Между какими реками находиться Двуречье? 5) Крупнейшие города Двуречья? 6) Как звали бога солнца? 7) Богиня плодородия? | Рассказывают о природных условиях Двуречья, трудностях, условиях жизни и занятиях населения, обучении в школе. Составляют рассказы на основе иллюстраций по плану. Указывают на отсутствие лесов, дороговизну дерева | Регулятивные: составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе группами | Рассказ по иллюстрации, беседа по вопросам, контурная карта |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Слайд 15. – Вы совершили путешествие в Двуречье. Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Можете прислать фото (рисунок). Задания 46, 48, 49, 51, 52 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельной работы | Письмо, задания в рабочей тетради |