Посмотреть полностью для пунтка 1.2 и 1.3 больше
https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-put-k-ponimaniyu-reklamy - полностью вся книга (возможно для главы 2)
Объект исследования – реклама, как целостный
социокультурный феномен и вид социально-
культурной деятельности, обладающий ценностно-
нормативной природой.
Реклама как социально-культурное явление вы-
полняет несколько функций, она влияет на человека
отдельно и на общество в целом сразу по несколь-
ким направлениям. Социализация. Это процесс
внедрения в сознание человека знаний и представ-
лений о существующих как в обществе в целом, так
и в отдельных общностях нормах, стереотипах, цен-
ностях, моделях поведения. Можно сказать, что
реклама, адаптирует человека к существующему
социальному миру, с ее помощью он включается в
общество. Реклама транслирует различным аудито-
риям предоставляемые обществом человеку матери-
альные, социальные, культурные возможности. Она
формирует желание использовать эти возможности,
а также заставляет его действовать в направлении
удовлетворения этого желания.
Содействие прогрессу. Реклама внедряет в соз-
нание человека новые знания и представления о но-
вых способах совершенствования своей жизни. Тем
самым она ускоряет внедрение технических и не-
технических нововведений в различные сферы со-
циальной практики.
Реклама существенно ускорила введение в жизни
карманных калькуляторов, персональных компьюте-
ров, систем здорового питания, экологических идей и
т. д. Воздействие на интеграцию общества. Реклама
транслирует на различные аудитории тексты, образы,
модели поведения, способствующие формированию в
обществе единых ценностей, норм, стереотипов.
|
Стереотип – это стандартизированный, устойчи-
вый и,как правило, упрощенный образ какого-либо
объекта или явления в сознании человека. Человек
воспринимает, оценивает какой-либо реальный объ-
ект, ориентируясь на уже имеющуюся у него в голо-
ве «картинку» этого объекта – стереотип.
Если приблизительно одни и те же «картинки»
свойственны всему социуму, то говорят о социаль-
ных стереотипах. Именно стереотипы являются ос-
новой для формирования социальных привычек, т. е.
многократно повторяющихся в данном обществе
или группе стандартных схем политического, эко-
номического, бытового, досугового и иного поведе-
ния. Чем более распространены в обществе одни и
те же стереотипы, тем более общество устойчиво,
хотя при этом замедляется его развитие.
Реклама предлагает массовым аудиториям одни
и те же идеальные модели потребительской актив-
ности, одни и те же «модели перемен», улучшения
своей жизни и тем самым способствует типизации
сознания членов общества по данному направлению
социальной реальности.
Воздействие на дифференциацию общества.
Общество представляет собой сложную систему,
состоящую из различных больших и малых социо-
культурных групп. Именно их наличие служит зало-
гом развития общества, поскольку источник любого
развития – противоречие, конфликт между частью и
целым, различными частями одного целого.
Реклама способствует социокультурной диффе-
ренциации общества, поскольку направлена, как
правило, не на все общество, а на отдельные социу-
|
мы, входящие в него, отдельные слои и группы по-
требителей. Вместе с тем, реклама «не закрывает»
информацию о моделях потребления тех или иных
групп, не делает ее «внутренней» информацией
группы. Наоборот, размещая свои предложения в
СМИ, реклама делает гласными модели потребле-
ния (стиль, моду, вкус, конкретные предметы по-
требления), предназначенные для той или иной час-
ти общества, в том числе и элитных слоев. Влияние
на экономическое развитие. Ускоряя сбыт, рекла-
ма способствует более быстрой оборачиваемости
средств, росту прибыли на всех этапах движения
товара от производителя к потребителю. Реклама
также обостряет конкуренцию, заставляет произво-
дителей улучшать качество товаров, модифициро-
вать их, снижать цены.
Содействие становлению демократического
общества. Реклама появляется там, где есть воз-
можность выбора (потребительского, политическо-
го), она «обслуживает» право человека на выбор. А
именно возможность выбора из нескольких альтер-
гражданского общества, в частности. Таким обра-
зом, взаимоотношения рекламы и личности, соци-
ального института рекламы и общества неоднознач-
ны. Здесь не подходят полярные суждения типа
«черное-белое», или «плохо-хорошо». Но как бы к
ней не относиться, ясно то, что это мощный инстру-
мент воздействия на человека и на группу.
Реклама как социально-культурное явление вы-
полняет несколько функций, она влияет на человека
отдельно и на общество в целом сразу по несколь-
ким направлениям. Таким образом, взаимоотноше-
ния рекламы и личности, социального института
|
рекламы и общества неоднозначны. Здесь не подхо-
дят полярные суждения типа «черное-белое», или
«плохо-хорошо». Но как бы к ней не относиться,
ясно то, что это мощный инструмент воздействия на
человека и на группу. Воздействие рекламы разно-
сторонне и многогранно. Ее непосредственная ути-
литарная задача состоит в выполнении сбытовой
функции, а цель – активизация спроса и расширение
рынка. Активно действуя на сознание потребителей,
пропагандируя преимущества того или иного това-
ра, реклама оказывает большое влияние на форми-
рование потребностей в целом: уровня и стиля по-
требления, образа жизни, моды и т. д.
© Шелавина А. К., Непомнящий Л. А., 2010
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-kulturnyh-i-istoricheskih-allyuziy-v-reklame - 2 глава
Реклама предполагает способность к воображению; создание, распространение и восприятие объектов рекламы держатся на мысли и интуиции, способности охватывать и переживать визуальные, звуковые, чувственные состояния и явления.
Научная библиотека КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-reklama-sotsiokulturnyy-fenomen-ili-instrument-manipulirovaniya#ixzz4eh0LVoou
В настоящее время реклама являются обязательным компонентом функционирования общества и распространения в нем информации. Реклама с каждым годом набирает обороты, и становиться всё популярней. Сегодня, в век развитых информационных технологий - реклама везде: на телеэкране, в газете, по радио и на улице. Реклама сегодня окружает человека повсюду, но ведь было время, когда о рекламе как таковой никто и не задумывался. Конечно, сегодня трудно представить современный мир без рекламных технологий и может ошибочно сложиться представление, что самое новаторское в рекламе было придумано в наше время. Но нет, законы производства рекламы уходят свои корнями далеко в прошлое.
Любая деятельность имеет свою историю, поэтому имеет смысл уделить внимание истории возникновения рекламы. Когда-то возникнув - она существует, совершенствуется, налету схватывает едва уловимые приметы времени и уже на следующий день извлекает из них максимум дохода, делая еще вчера ненужное — остро необходимым сегодня, вчера неважное — престижным, вчера незаметное — модным и завидным.
Сегодня реклама живет и развивается по своим законам, а законы производства и восприятия рекламы уходят корнями в глубокое прошлое, в древние пласты культурных традиций, в вековые наслоения предрассудков и привычек.
https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-162919
Изучая рекламу, мы имеем дело с многоликим явлением, затрагивающим многие социально-экономические сферы. «Реклама - это не просто рекламное объявление само по себе, это часть нашего общества, социальное явление, которое оказывает влияние на стиль нашей жизни и, в свою очередь, зависит от него».
Понятие «реклама» стало в последние годы термином, вызывающим вполне определенный круг ассоциаций в экономическом, социокультурном и политическом смыслах. В экономическом смысле реклама чаще всего ассоциируется с производством, бизнесом, торговлей, коммерцией, товарами, услугами, занятостью, в социокультурном – со зрелищными мероприятиями, путешествиями, модой, шоу, религиозными и благотворительными акциями, знакомствами, в политическом – с политическими партиями, лидерами, выборами, лозунгами, листовками, акциями протеста, манифестациями и т.п. Реклама начинает играть значительную эстетическую роль, постепенно превращаясь в одну из форм искусства.
Этапы развития теории и практики рекламы можно условно разбить на древний, средневековый, а также этап возникновения и развития рекламной индустрии.
Создавая современную мифологию, конструируя некий «идеальный» мир, который, как правило, принимается потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование, реклама выступает социально значимым и ценностно- нормативным элементом современного общества, замещая и вытесняя ценности элитарной культуры и традиционной народной культуры, продуктивно используя в коммерческих целях их знаковые символы и артефакты. Она унифицирует культурные образцы, предлагает стереотипные модели поведения в социальном пространстве. В современных массовых обществах реклама является рекламным (символическим) пространством социализации индивидов, то есть она обеспечивает процесс усвоения людьми социальных ролей, норм и ценностей, дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях с другими, постановках субъективных целей и путях их реализации.
рекламу можно определить как феномен современного социума, специфическую информацию, производимую определенными общественными структурами для воздействия на массовое сознание, как на определенную социальную подсистему со своими потребностями, целями и мотивами. https://vk.com/doc191389935_444525290?hash=c8e7da8d9fe1c5162b&dl=6fed56013935d61d23
Исследователи рекламной коммуникации выделяют в рамках сообщения «первичный дискурс рекламы» − предложение о товаре или услуге − и «вторичный дискурс» − конструкты неких общественных стереотипов
file:///C:/Users/Домашний/Desktop/povsednevnost-i-reklama-kak-vzaimoporozhdayuschie-fenomeny-sotsialnoy-realnosti.pdf
Особенно важен в рекламе предлагаемый нам способ идентификации с героями рекламных сооб- щений. Цель рекламы не в том, чтобы заставить осознать свой собственный опыт. Ее цель заключается в том, чтобы создать проект себя-иного, то есть идеализированный образ, не совпадающий с реальным. Это вытекает из двойственной природы рекламы, постоянно создающей идеальные объекты, используя при этом манипулятивный прием «создания и присвоения статуса» (П. Лазарфельд и Р. Мертон). Так, ос- новная причина успеха подобной рекламы в том, что потребители идентифицируют себя с известными, авторитетными людьми и с такими их качествами, как красота, богатство, успешность. При помощи меха- низма «присвоения» (отчуждения) усиливается собственное эго и преодолевается несоответствие между желаемым и действительным. Поэтому герои рекламных сообщений бывают, как правило, лучше и удач- ливее, чем мы сами. Это герои, обретающие в себе силу и смелость противостоять реальности; влюблен- ные, находящие идеального партнера, достигающие цели.
И. Гофман, изучая взаимодействие людей лицом к лицу в повседневной жизни, трактует участников взаимодействия лишь как носителей самых различных ролей, заданных извне, а сам процесс социальной интеракции понимается им как приспособление личности к ситуации и самомаскировка. Таким же образом реклама взаимодействует с целевыми аудиториями, помещая потребителя в рамки условных социальных ролей. Среди которых можно выделить модели гендерного поведения, активно внедряемые рекламой в повседневные практики. Создавая идеализированный образ женственности, как и мужественности, рекла- ма участвует в конструировании гендерной идентичности и вместе с тем репрезентирует конкретные по- веденческие образцы потребления в определенных ситуациях. Таким образом реклама «продает» потре- бителю общепризнанную версию социально-гендерного мира и взаимоотношений в нем, чтобы «подска- зать, чего от нас ждут окружающие в более или менее типичной ситуации и каковыми должны быть наши действия» [6, с. 39]. Реклама предлагает стереотипизированные гендерные идеалы – представления о «женственности» и «мужественности», поведении и предназначении мужчин и женщин. Кроме того, ген- дерная образность попадает в разряд тем, которые всегда вызывают интерес у потребителей, апеллируя к бессознательным пластам психики человека. Так, если женщина в рекламе рассматривается как «мать» или «жена», то эта роль предписывает ей заботиться о детях, муже, комфорте в доме, чистоте кухни, сытости кота. Если она «современная женщина», то ее задача «успевать» и «справляться с ситуациями», в чем ей помогают разнообразные товары – от жевательной резинки и дезодоранта до кредитной карточки и мобильного телефона. Если же она представлена в качестве «просто женщины», то от нее требуется неустанно совершенствовать свой внешний вид и следить за здоровьем. Таким же образом «мужчина» интенсивно трудится, отдыхает в компании, думает о благополучии семьи, социальном престиже, своем здоровье, привлекательности. «Маленький ребенок», как правило, выступает в качестве объекта заботы и «свидетеля» естественности и натуральности продуктов. «Бабуш- ки и дедушки» гарантируют преемственность традиции, передачу опыта от поколения к поколению, связь с неурбанистическим миром. Реклама обыгрывает множественность и дробность социальных ролей, вводя в обиход российской повседневной культуры образы «банкиров», «владельцев страховых компаний», «жен бизнесменов», «экстремалов», «трансвеститов» и т.п.
file:///C:/Users/Домашний/Desktop/povsednevnost-i-reklama-kak-vzaimoporozhdayuschie-fenomeny-sotsialnoy-realnosti.pdf
Проанализированные в пункте 1.1 подходы к определению феномена рекламы позволяют говорить о трех основных качественных характеристиках последней:
во-первых, как средства стимулирования потребительского спроса на конкретные товары и услуги с целью увеличения прибыли и капитализации компаний (экономический срез);
во-вторых, как коммуникативная (знаковая) система или текст, предельным смыслом которого является мифологема потребления. В данном аспекте реклама выступает как культурный код (артефакт), знаки и образы которого обретают значение в сопряжении с контекстом общества массовой коммуникации.
в-третьих, в социально-философском аспекте реклама является опосредованным звеном, конструируя ценностные представления о престижных, желательных стилях жизни и моделях поведения, необходимым атрибутом которых выступают идеи вещей, маркирующие социальное пространство. Кроме того, именно с этой точки зрения реклама может быть определена как механизм социализации и идентификации индивидов, т.е. соотнесение себя посредством знакового потребления вещей к социальной группе.
современной рекламы напрямую связан с постепенным приобретением рекламой статуса социального института, способ- ного влиять на все сферы общественной жизни, транслируя новые ценности поведения индивидов и восприятия ими социальной реальности совре- менного российского социума
Современное социокультурное пространство характеризуется совокупностью разнонаправленных тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного конкретного общества — российского — на определенном — современном — этапе его развития под влиянием ряда факторов: факторы внутреннего развития общества — социальная динамика и изменения, происходящие в государственном устройстве, политическом режиме; факторы исторические — национальные русские факторы развития культуры, особенности социокультурной ситуации советского периода, в духе которой воспитывались и образовывались ныне живущие поколения россиян, а так же своеобразие, характерное для массовой культуры «сегодняшнего» дня; факторы, общемировой, в первую очередь, западной, социокультурной ситуации, влияющие на современные культурные процессы России [215].
Таким образом, приступить к анализу рекламы как явления современной социокультурной ситуации практически невозможно без обращения к вехам ее зарождения, становления и развития в рамках конкретных социокультурных условий того или иного исторического периода.
Однозначно оценить характер данного явления очень сложно в силу его функциональности разрозненности. Спектр функций рекламной деятельности настолько широк, что положительные результаты от использования рекламных приемов и методов в одном ракурсе желанные и долгожданные, тогда как в это самое время они пагубны с какой-либо иной точки зрения. Например, с точки зрения маркетингового продвижения товара, рекламная кампания всего за один год может увеличить товарооборот в несколько раз, позволяет рекламодателю вывести свою компанию из кризиса, завоевать выгодное, а то и ведущее положение на рынке. С другой стороны, эта же самая рекламная кампания, грамотно разработанная с точки зрения маркетинга, может быть непродуманна с точки зрения своего социального эффекта и культурных последствий. Данную составляющую рекламной кампании оценить сиюминутно, и даже в течение года практически невозможно, да и не все уделяют этому должное внимание, тем более что на первом месте находится финансовый результат. А вот моральный и нравственный результаты будут оцениваться уже в масштабах всего поколения, и даже когда исследования динамики ценностей и социально-значимых ориентиров будут свидетельствовать о том, что имеют место изменения негативного характера, и что немаловажную роль в этом играет совокупность подобных «удачные» рекламных кампаний, найти виновного не удастся, так как данный процесс пролонгирован, социальные результаты формируются годами, а количественных и качественных параметров подобной оценки и вовсе не существует.
На сегодняшний день сложилось множество критериев, позволяющих, практически безошибочно, оценивать экономическую и социальную эффективность от реализации рекламных кампаний. В их основу, как правило, закладывается материальная заинтересованность рекламодателя, выражающаяся в получении финансовых результатов. Значение рекламы в современном социуме не ограничивается экономическими результатами. Коммерческая выгода от реализации рекламных проектов неизбежно сопровождается определенными культурными результатами, причем независимо от воли и желания самого рекламодателя. Оценить их последствия сразу невозможно, так как они не всегда способствуют повышению и стабилизации культурного потенциала общества, скорее наоборот. Это объясняется, в первую очередь, тем, что реклама, ориентированная на «продвижение» определенных товаров и услуг, часто способствует формированию у человека идеологии, которая возводит в ранг универсальных такие материальные ценности как: вещизм, меркантильность, культ наслаждений и развлечений, стремление уйти от ответственности, эгоизм и прочие. Таким образом, реклама, с одной стороны, внедряет в сознание российского человека ценности, помогающие рекламодателю увеличивать товарооборот, а с другой - создает помехи для конструктивного развития духовной сферы общества, что влечет за собой деградацию и разрушение культурного и духовного наследия.
Предмет исследования - социокультурное воздействие рекламы на формирование и изменение ценностей современного общества.
Цель исследования - культурологический анализ воздействия рекламы на формирование и изменение ценностей современного общества.
Реклама была выделена автором как самостоятельный фактор, участвующий в процессе изменения ценностей. Реклама и ценности взаимозависимы: эффективность любой социальной информации находится в прямой зависимости от степени ее соответствия общей ценностной картине мира индивида, ее получающего. Проецируя данный тезис на рекламное послание, автор отмечает, что, чем больше ценности рекламируемого продукта «смыкаются» и соприкасаются с ценностями различных групп населения, чем более они престижны, важны и весомы для аудитории, тем выше эффективность рекламной деятельности и вероятнее эффект от реализации рекламной кампании. Таким образом, для достижения собственных коммерческих целей в условиях динамичной социокультурной ситуации, реклама вынуждена основываться на первостепенных для данного общества ценностях. Она обращается к фундаментальной информации социума, но, являясь частью массовой культуры и массовых коммуникаций, сама выступает как информация оперативная, ориентирующая индивида в последних, наиболее модных тенденциях современности. Отсюда, реклама служит примером ценностей в обществе, так как является некой социальной «подсказкой», задающей адекватные направления действий, мотивы к реализации социальных ролей, актуализирующей понятия престижа, статуса, моды, общественного признания и т.д.
Вышеизложенное позволяет заключить, что ценностно-ориентирующая функция рекламы в современном обществе реализуется по двум основным направлении: первое - соответствие рекламы ценностям общества как гарантия ее эффективности; второе - как оперативный информационный поток современного общества, где реклама выступает эталонным примером ценностей данного социума, а так же фактором их трансформации и динамики.
Реклама в современном обществе выступает как фактор социализации и ресоциализации личности, она ориентирована, прежде всего, на продвижение и популяризацию материальных смыслов, что обусловлено всепроникающей коммерциализацией современной жизни.
3. Социокультурное воздействие рекламы на процесс формирования и изменения ценностей современного общества происходит через ее ценностно-ориентирующую функцию. С одной стороны, реклама обращается к приоритетным для конкретной социокультурной ситуации ценностям и смыслам, чтобы стать близкой и понятной людям. Это приводит к определенной унификации и однородности общезначимых смыслов. С другой стороны, реклама задает новые жизненные приоритеты, формирует не существующие ранее потребности, демонстрирует готовые модели поведения и образцы для подражания, актуализирует понятия моды, престижа, статуса, то есть выступает мощным фактором обновления и трансформации ценностей современного общества.
4. Зависимость содержания ценностей современного общества от рекламного воздействия проявляется в том, что наиболее популярными, известными и разделяемыми в современном обществе являются те, которые активно поддерживаются и продвигаются усилиями рекламы: материальное благополучие, уютный быт, стремление к потреблению, меркантильность, культ развлечений, собственное благополучие и т.д. Те ценности, которые не находят отражения в рекламных обращениях не являются актуальными и постепенно утрачивают свою важность и ценность для членов социума. Таким образом, воздействие рекламы на процесс формирования и изменения ценностей влечет за собой закономерную подмену духовных ценностей — материальными
В основу авторской модели, направленной на повышение эффективности функционирования рекламы как фактора формирования и изменения ценностей современного общества, положено выделение основных направлений регулирования рекламной деятельности:
- законодательное регулирование рекламной деятельности: расширение законодательной базы регулирования рекламной деятельности, в том числе содержательного компонента рекламных обращений; привлечение внимания властей (федеральных и муниципальных уровней) к проблемам широкого распространения рекламы в обществе как мощного фактора трансформации его ценностей;
- регулирование рекламы усилиями специализированных структур — создание специализированного Рекламного Центра при Совете по этике и нравственности Законодательного собрания Краснодарского края, выполняющего следующие функции: принимать к рассмотрению обращения и претензии жителей Краснодара и Краснодарского края в отношении распространяемой на данной территории рекламной продукции; отслеживать и анализировать рекламные потоки, на предмет их соответствия ценностям и историческим традициям региона; консультировать руководителей предприятий в области немаркетинговых аспектов рекламы; лоббировать интересы граждан перед органами власти; организовывать и проводить тренинги и семинары по рекламе для ведущих специалистов предприятий и жителей города; работать с системой мониторинга общественного мнения жителей города Краснодара и Краснодарского края на предмет их отношения к распространяемой на данной территории рекламной продукции и проч.;
- регулирование рекламы усилиями потребителей на федеральном и муниципальном уровнях - усиление осведомленности учащихся школ, СУЗов и ВУЗов в вопросах знания рекламного законодательства; формирование усилиями национальных и местных органов власти с помощью проектов социальной рекламы, гражданской ответственности, позволяющей людям адекватно оценивать силы и возможности в вопросах регулирования рекламы собственными силами;
- культурная политика, способствующая формированию, сохранению и развитию духовно-нравственного потенциала общества, информационная поддержка рекламных проектов учреждений культуры (музеев, театров, картинных галерей) местными органами власти; привлечение рекламодателей к спонсорству культурных мероприятий так же способствует их популяризации в глазах общественности; наличие специального профессионального образования, как необходимое условие для вступления работника в рекламный бизнес — актуализирует вопросы подготовки специалистов по специальности «Реклама», знания, умения и навыки которых должны отвечать требованиям профессиональной рекламной среды;
- реализация рекламной деятельности на принципах социально-этичного бизнеса - предполагает, что рекламодатель, в достижении собственных целей, должен руководствоваться так называемой «корпоративной» совестью, и его коммерческие интересы не должны противоречить краткосрочными или долгосрочными интересами всего общества в целом. Например, это касается рекламы пива, алкоголя, табака, продукции с высоким содержанием сахара, продукции, производимой из ресурсов, находящихся на грани исчезновения или участвующих в обеспечении природного баланса планеты.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется научной новизной работы и заключается в постановке проблемы воздействия рекламы на ценности современного общества в теории и истории культуры. Исследование рекламы в системе культурологического знания основывается на отражении реальных и устойчивых социокультурных явлений, что позволяет углубить представления о процессах, протекающих в современном рекламном бизнесе.
Теоретическое осмысление сущностных признаков рекламы как объективного явления современного социокультурного пространства и как части массовой культуры, ценностей как культурных элементов, изучение механизмов их взаимодействия, а так же разработка авторской модели, способствующей снижению нежелательного воздействия рекламы на ценности общества и повышению эффективности ценностно-ориентирующей функции рекламы в нем, доказывают теоретическую и практическую значимость диссертации. Результаты данной работы являются базой для дальнейших исследований социокультурного воздействия рекламы на ценности современного российского общества и могут быть интересны представителям различных отраслей знаний (в области теории рекламы, связей с общественностью, маркетинга и др.).
Практическое значение данного исследования связанно с необходимостью анализа конкретной ситуации, характеризующей процесс распространения рекламных материалов, содержание и форма которых не всегда соответствует ценностным смыслам и представлениям, распространенным в современном обществе. Отдельные положения и выводы могут быть использованы рекламными агентствами, службами и отделами, учебными заведениями для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых производством и реализацией рекламных материалов; в качестве основы для исследований в области воздействия рекламы на ценности современного российского общества, в том числе ценности жителей Краснодарского края.
Рекламные потоки в современном информационно ориентированном социуме играют значительную роль, так как ценность оперативной информации - информации актуальной для сегодняшнего дня -стремительно возрастает. Количество знаний, необходимых для бесконфликтного взаимодействия личности и общества постоянно увеличивается. Таким образом, современная постиндустриальная цивилизация создала все необходимые условия, превратившие информацию в основную ценность личности, и главный ресурс общества, а рекламу, как часть информационного потока, - в средство воздействия на систему ценностей и ценностных ориентации индивидов. Современная реклама в ее основном проявлении - коммерческом — возвышает ценность потребления, а не созидания и духовности, что негативным образом сказывается на процессе социокультурного развития и становления личности, снижает творческий потенциал данного процесса как субъекта перспективного развития общества. Реклама, являясь оперативной информацией, основной упор делает на воспитании человека-потребителя, тогда как посильной задачей рекламы в обществе является формирование духовных ценностей.
https://www.dslib.net/teorja-kultury/sociokulturnoe-vozdejstvie-reklamy-na-cennosti-sovremennogo-rossijskogo-obwestva.html
Рекламные потоки в современном информационно ориентированном социуме играют значительную роль, так как ценность оперативной информации - информации актуальной для сегодняшнего дня -стремительно возрастает. Количество знаний, необходимых для бесконфликтного взаимодействия личности и общества постоянно увеличивается. Таким образом, современная постиндустриальная цивилизация создала все необходимые условия, превратившие информацию в основную ценность личности, и главный ресурс общества, а рекламу, как часть информационного потока, - в средство воздействия на систему ценностей и ценностных
Особое место в ряду факторов, непосредственным образом влияющих на формирование и изменение системы ценностей личности, занимает реклама.
Рекламные комму- никации сегодня – это обособившаяся отрасль индустрии производства виртуальных сущностей торговых марок, брендов. Внедрение рекламы во все ключевые сферы человеческой жизнедея- тельности, ее наличие в архитектуре, дизайне и интерьере офисов, домов, улиц делает ее дей- ственным, приемлемым и читаемым текстом, позволяет талантливо прогнозировать и контро- лировать бытовые, культурные и социальные предпочтения, комплектовать новые стереотипы, а через них новые стили жизни и стандарты по- требительского поведения
Недостаточная разработанность социокультурного аспекта рекламы, противоречивые оценки ее влияния на общество и культуру, определили выбор темы диссертационного исследования/
Проблема диссертационного исследования заключается в том, что современная реклама, помимо информирования о товаре или услуге, является транслятором ценностей, стереотипов, стилей поведения, имиджей, влияние которого на общество и культуру практически не изучено, что актуализирует подход к рекламе как к социокультурному процессу.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является реклама, предметом - функционирование рекламы как социокультурного процесса в современном российском обществе.
Рекламная деятельность, возникнув с первыми практиками обмена произведенными товарами, сопровождала общество на всех стадиях его развития, принимая различные формы и оказывая огромное влияние на него. Специфика рекламы заключается в том, что она как форма социальной коммуникации способствует передаче актуального опыта в виде моделей социально-политического и потребительского поведения. Через формирование поведенческих установок членов общества реклама способствует сохранению и передаче ценностей культуры и «стандартов жизни». Она стала структурным компонентом культуры и инструментом социокультурного воспроизводства.
Современная информационная индустрия обусловливает формирование рекламы как ответвления массовой культуры, что влечет за собой стереотипизацию массового сознания и стандартизацию стиля жизни.
Реклама выступает в качестве средства идентификации личности, причем этот механизм направлен на обеспечение доступа человека к референтной группе через рекламный продукт, который будет соотноситься с групповой идеей, а также выступать в качестве ' инструмента для удовлетворения личных амбиций, потребностей и тех статусных позиций, которые заложены в рекламном обращении.
Реклама фокусирует в себе ключевые проблемы общественного сознания, идеологию, религию, эстетические ориентиры. Механизм рекламных воздействий обеспечивает процесс корректного превращения индивидуального рекламного образа в социальную конструкцию.
Гипотеза исследования. Реклама в современном информационном пространстве выступает не только как социальный институт, но и как механизм, способный эффективно воздействовать на культуру, мораль, политику, право, изменять ментальные основания сложившегося в стране или регионе социума, формировать новые социокультурные традиции в региональном, национальном масштабах.
рассмотреть рекламу как социокультурное явление и проанализировать ее воздействие на различные сферы жизни общества;
Реклама в современном обществе являет собой интегральный социокультурный феномен со сложной функциональной структурой (аккумуляция родового опыта; познавательная функция; исторического обмена, передачи социального опыта; коммуникативная, регулятивная и нормативная; сигнификативная функция и др.). Реклама формирует информационно-коммуникативным каналы, доносящие до потенциальных потребителей сведения о товарах и разнообразии способов удовлетворения потребностей с их помощью; оказывая влияние на мотивационно-поведенческую сферу, создает жизненное пространство, становится его неотъемлемым атрибутом, приобретая при этом характерные черты массовой культуры; транслирует культурную информацию, выполняющую проективную роль в усвоении личностью (обществом) ценностей культуры; оказывает влияние на формирование однотипных ценностных установок у представителей различных социальных групп.
Проведенное исследование углубляет и систематизирует научные знания о рекламной деятельности в современной социокультурной среде. Впервые на основе результатов контент-анализа представлено теоретическое рассмотрение проблем региональной наружной транспортной рекламы.
«Реклама - это ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужному рекламодателю выбору и поступку».
Наиболее плодотворным представляется культурологический подход, так как позволяет выявить многозначность рекламы как сложного динамического социокультурного явления, формирующего и развивающего новый тип отношений, новые ценности, характерные для информационного пространства.