Последствия государственного вмешательства в ценообразование




 

Чаще всего вмешательство в цены со стороны государства происходит в системе налогообложения и относительно фиксации цен.

Последствия фиксации цен. Государство, устанавливая фиксированную цену, в той или иной степени старается решить поставленную перед собой проблему. Но, несмотря на то, какую проблему решает государство, фиксация цен всегда приводит к нарушениям рыночного равновесия (См. приложение №1, рисунок 1, рисунок 2):

если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит;

если фиксированная цена выше равновесной, следствие будет излишек товара.

И в первом, и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

 

Рисунок 3. Установление фиксированной цены

 

Анализируя рисунок 3, графическую интерпретацию установления потолка цен, нужно сказать, что на основе фиксированных цен в условиях рыночной экономики государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так, к установлению максимальной цены (потолка цены - РА) государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена (Р0) столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п.

Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит (QA-QB). Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой Цены или вследствие отсутствия его в магазине. В обоих случаях вину возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой. [5]

Другое негативное последствие установления потолка цены - черный рынок, который является спутником дефицита. Причины его существования понятны - часть граждан готова переплачивать сверх установочной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства - от высоких доходов, до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно большими доходами готовы платить за дефицитный товар больше деньги. А дальше возникает неизбежная цепочка последствий. Допустим, что контролируемые государством производители не решатся превысить предельную цену РА, но тогда они ограничат объем производства уровнем QB, соответствующим кривой предложения S.

Именно этот фиксированный объем продукции попадет в руки теневиков, обеспечивающих "добывание" дефицитного товара. Соответственно на смену кривой предложения S придет новая вертикальная кривая предложения S1, которая отражает поведение посредников. А ее пересечение с кривой спроса задаст цену и количество, характеризующие равновесие на "черном" рынке. Хорошо видно, что итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при значительно большей цене, чем равновесная цена свободного рынка (Р20). А ведь целью государственного вмешательства была именно завышенность равновесной цены. Другими словами, черный рынок - это верный признак провала государственной политики ограничения цен.

Влияние косвенных налогов. К косвенным налогам могут относитьсяналог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы на некоторые виды товаров (например, на бензин, табак, алкогольную продукцию). Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. Допустим, что государство ввело акцизный налог (T) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Последствия введения косвенного налога

 

Продавец вынужден будет запрашивать за любое количество товара цену, большую прежней на величину налога. Данная ситуация отражается посредством сдвига кривой предложения вверх на величину T. При пересечении этой кривой с кривой спроса устанавливается точка равновесия О1 которой будет соответствовать новое, уменьшенное равновесное количество Q1 и новая, повышенная равновесная цена (Р1).

Следовательно, покупателю придется платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придется отдать государству сумму, равную величине налога. В результате цена за вычетом налога, т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только РS, значит, явно меньше Р0.

Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, помноженной на число проданных товаров (т.е. Т х Q1). На графике они составят площадь прямоугольника PSP1O1A. При этом произойдет распределение налогового бремени: часть будут платить покупатели, часть продавцы. Соответствующие части упомянутого прямоугольника мы пометили словами покупатель и продавец.

При этом заштрихованный треугольник AOO1 не только будет потерян для потребителя и производителя, но и не войдет в доходы государства, т.е. пропадет, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением. [6]

Влияние субсидий. Для того чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат фирмы. Скажем, оно может поддержать таким образом убыточную шахту, чтобы не допустить её закрытия, или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными, или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Последствия введения субсидий

 

Субсидия[7] (Н) вызывает сдвиг вниз кривой предложения из положения S в положение S1. Возникает новая точка равновесия O1 и соответствующие ей равновесная цена Р1 и равновесный объем. Очевидно, что общая сумма затрат государства на субсидии составит произведение Q1H (на графике это площадь прямоугольника P1O1BPS).

На каждый проданный товар производитель получит доплату Н, т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет равна PS = Р1 + Н. Легко заметить, что по сравнению с прежней равновесной ценой Р0 производитель получит ценовую надбавку в-размере (PS - Р0). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции РSВОР0. В свою очередь потребители заплатят за товары на (Р0 - Р1) меньше, чем прежняя равновесная цена Р0. Их выигрыш будет равен площади трапеции Р0ОО1Р1.

Обратим внимание на то, что из всей величины сумма субсидии, соответствующая заштрихованному треугольнику OO1В, не досталась ни производителю, ни потребителю. Фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное смешение точки равновесия (отклонение от естественного уровня) приходится платить - часть суммы дотации пропадает зря. [8]

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: