Кривая LM показывает сочетания ставки % и дохода, соответствующие равновесию на денежном рынке. В каждой точке кривой LM спрос на деньги MD равен предложению денег MS.
Спрос на деньги состоит из: трансакционного мотива, мотива предосторожности и спекулятивного мотива. Первые два мотива отражают роль денег как средства обращения и платежа, и их объединяют под одним названием - трансакционный спрос (MD1), который зависит от уровня национального дохода. Выделение спекулятивного спроса (MD2) означает, что деньги не расходуются непосредственно на личное потребление и не превращаются в инвестиции и, следовательно, в ликвидной форме сокращается эффективный спрос. Они существуют как сбережения и потенциально могут увел-ть и потребительский, и инвестиционный спрос. Спекулятивный спрос - это убывающая функция ставки процента. При увел спек-го спроса на деньги эфф-ый спрос сокр-ся. Общий спрос на деньги – это функция дохода и ставки процента.
MD = MD1 + MD2 = f(Y+ ; i–).
Предложение денег - это фиксированная величина, не зависящая от ставки%. Равновесие на ден-м рынке - это равенство MD = MS. Пересечение кривых MD и MS определяет равновесную ставку % для определённого уровня дохода.
Кривая LM имеет: нейтральный (горизонтальный) промежуток (отражает тот факт, что %ставка не может опуститься ниже минимального значения; промежуточный; классический (вертикальный) промежуток (означает, что выше максимального значения ставки % никто не будет держать деньги в ликвидной форме и обратит их в ц.б.
Факторы, вызывающие сдвиг кривой LM:
1. изменение трансакционного спроса на деньги. Его увеличение приводит к тому, что кривая LM смещается влево. Уменьшение трансакционного спроса, наоборот, приводит к тому, что кривая LM смещается вправо.
|
2. изменение спекулятивного спроса. Если он увеличивается, то кривая LM сдвигается вправо, и наоборот.
3. изменение денежного предложения. Увеличение денежного предложения (при постоянном уровне цен) вызывает смещение кривой LM вправо, и наоборот.
37: Взаимод реального и ден секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS-LM.
Совместное равновесие – это такое состояние экономики, при кот для данной ставки % и дохода достиг-ся одновременное равновесие на ден и товарном рынках. Модель IS-LM позволяет найти такие сочетания ставки % и дохода, при кот одновременно дост-ся равновесие товарного и денежного рынков. Равновесие означает, что денежное предложение достаточно для такой ставки %, при кот I=S. Равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS и LM.Процесс приспособления к совместному равновесию зависит от того, какая ситуация складывается на товарном и ден рынках. Можно предст-ить 4 ситуации:
Восстановление совместного равновесия происходит через механизм % ставки. Эк субъекты любые изменения на любом из рынков воспринимают через отклонения своих дензапасов от реальных потребителей. Т.обр., на рынке меняется спрос или предл ц.б. Фактически это изменение курсовой стоимости ц.б. и ставки% в противоположных направлениях. Изменение %ставки вызывает измен инвестиционных расходов и следов-но совок расходы, что ведет к измен равнов дохода с эффектом мультип-ра.
38: Относит. эффект. фискальной и ден кредитн политики (классич, кейнс., монетарист. концепции). Эффект вытеснения. Ликвидная и инвест-ная ловушки.
|
Изменения одного из компонентов совок. расходов приводят к изменению на рынке благ, что выражается в сдвиге кривой IS. Процесс приспособления модели IS-LM к новому совместному равновесию будет происходить через «эффект вытеснения».
На кейнсианском участке действие мультипликатора максимально, так как существенного увеличения ставки процента здесь не происходит, и значительного изменения инвестиционных расходов нет. На классическом отрезке кривой LM существует эффект полного вытеснения. Чтобы уменьшить «эффект вытеснения», государство может проводить стимулирующую денежно-кредитную политику (политику «дешёвых денег»), обеспечивая поступление денег в экономику. Целью её является стимулирование экономики и повышение деловой активности. Для этого проводятся мероприятия, способствующие увеличению предложения денег: снижается норма обязательных резервов, снижается учётная ставка процента, Центр банк покупает гос ц.б. у комм банков и населения.
Изменения на ден рынке происходят в следствие измен спроса или предл и выраж-ся в сдвиге кривой LM. Возможные последствия механизма %ставки: 1) ликвидная ловушка возникает, если измен кол-ва денег не меняет реальный нац доход.
2) инвестиционная ловушка возникает, когда инвестиции совершенно не зависят от ставки %; кривая IS вертикальна и любые измен на ден рынке будут приводить к измен i, но не инвестиций, т.е. величина реального дохода не меняется.
3) эффект имущества: рост предл денег приволит не только к росту спроса на ц.б., но и к росту спроса на благо; в рез-те повыш-ся совок спрос и равнов уровень дохода
|
КЛАСС-Я ШКОЛА. И фискальная и ден-кред политика неэфф-ны; более того, мероприятия, проводимые правительством оказ негативное воздействие на эк, так рост гос расходов приводит к вытеснению частных инвестиций, рост налогов к сниж деловой активности, а увеличение предл денег к росту цен. КЕЙНС-Я ШКОЛА. Наиб действенной считает фиск-ю политику: 1) мероприятия фиск политики непосредственно действуют на фиск-й рост, 2) эк часто оказ-ся в ситуации ликвидной и инвест ловушек, тогда ДКП не действенна.
Монетаристская школа. Мероприятия фиск политики бесполезны и вредны для экономики. Осн опасность связана с наращиванием дефицита гос бюджета, что может не решить поставленных задач по стабилизации экономики, если же учесть и возникающий при этом эффект вытеснения частных инвестиций, то фискальная политика подрывает деловую активность. Наиб предпочтительной явл-ся ДКП. Деньги играют важнейшую роль в эк и измен, происходящие на ден рынке, оказ непосред-ое влияние на эк и значит, ДКП м/б предсказуемой и устойчивой.
Вопрос 39: Модель IS-LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса.
Модель IS-LM представляет собой модель совокупного спроса, поскольку точка пересечения кривых IS и LM соответствует уровню дохода Y и ставке процента r, кот обеспечивают одновременное равновесие товарного и денежного рынков, и определяет равновесную величину совокупных расходов. Изменение любого фактора, вызывающего сдвиги кривых IS и LM (кроме изменения уровня цен), приводит к сдвигу кривой совокупного спроса. Инструменты фискальной и денежно-кредитной политики сдвигают кривую AD (при стимулирующей политике AD сдвигается вправо). Точно так же сдерживающие меры фискальной и ден-кредитной политики сокращают уровень дохода в модели IS-LM и, следовательно, сдвигают кривую AD влево. Кривая совокупного спроса AD сдвигается в том же направлении, что и кривые IS и LM. Т.о: 1.изменение уровня дохода в модели IS-LM, возникающее в результате изменения уровня цен, предст. собой движение вдоль кривой AD; 2.изменение уровня дохода в модели IS-LM при фиксированном уровне цен предст.собой сдвиг всей кривой AD. Из кривой совокупного спроса невозможно определить единственные значения равновесного уровня цен и величины равновесного дохода, кот обеспечивают макроэк-ое равновесие. Эти значения опред-ся в точке пересечения кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения.
40: AS в долгосрочном и краткосрочном периодах.
Классическая школа рассматривает долгосрочный период:
AS определяется величиной факторов пр-ва и технологий, независимо от динамики уровня цен и номинальных переменных. Кривая AS вертикальна на уровне потенциального V выпуска. Кейнсианская школа рассм. краткоср. период:
AS зависит от AD и может колебаться в зависимости от его изменения. AS горизонтальная, ур. P1 номинальная зарплата является менее подвижными по сравнению с V выпуска
Современные последователи (и классик и кейнса) рассм. AS как величину зависящую от Ур. Р в краткосрочном периоде.
кр.AS имеет положительный наклон и ее ур-ние имеет вид: Y = Y* + α(P - Pe); Y* - потенциальный ВВП;
P – фактический уровень цен; Pe – ожидаемый уровень цен;
α – положительный коэфф.
Ур.выпуска отклон.от потенциального, если ожидаемый уровень цен не совпадает с фактическим.
Теория AS-это теория ошибок, т. к. отклонение P от Pe объясняются обычно ошибочными представлениями рабочих и владельцев фирм. Рабочий часто воспринимает увеличение своей номинальной зарплаты связано с ростом цен как увеличение реальной зарплаты и соотв. увеличивает S труда. Владельцы фирм лучше осведомлены о фактическом соотношении роста цен и номинальной зарплаты. Зная, что ном. зарплата растет медленнее чем цены, а следовательно реальн. падает они увеличивают D на труд. В итоге одновременно с ростом уровня цен увеличивается занятость и V выпуска.
Вопрос 41: Кривая Филипса в долгосрочном и краткосрочном периодах.
Кривая Филипса –отражает взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Уравнение AS: Y = Y* + α(P - Pe) представим в виде: P = Pe + 1/α (Y – Y*)
Вычтем из обеих частей уравнения уровень цен предшествующего периода, разницу уровней цен заменим темпом инфляции, т. е. P – P-1 = π; Pe – P-1 = πe
Использую закон Оукена отклонение Y от Y* заметим отклонение фактического уровня безработицы от ее естественного; т. е. вместо 1/α (Y – Y*) = -β(U-U*) добавим параметры ε, отражающий воздействие на уровень цен шоков предложения, получим уравнение кривой Филипса в виде:
π = πe - β(U-U*) + ε
π и πe - фактический и ожидаемый уровень инфляции
U-U* - фактический и естественный уровень безработицы
ε – шоки S
Кривая Филипса в представленном виде отражает краткосрочный период. Экономическая политика, направленная на снижение безработицы через стимулирование совокупности спроса AD эффективна лишь до тех пор пока экономические субъекты не меняют своих инфля-ных ожиданий.
Если экономика стартовала в т A (полная занятость ресурсов U=U*), то повышенный спрос будет стимулировать расширение выпуска и занятости Р увеличатся, но зарплата останется прежней, зафиксированной в договорах, при условии, что ожидаемая инфляция = πe, Прибыли фирм относительно возрастут, что сделает выгодным расширение производства (A– >B), но в дальнейшем на фоне развивающейся инфляции люди изменят свои ожидания, начнется рост номинальной зарплаты, исчезнут стимулы к расширению производства, безработица возвратится к своему исходному уровню, а кривая Филипса перейдет на новую краткосрочную кривую, соответствующую более высокому уровню инфляционных ожиданий πe2 (B –>C) следовательно первоначальный уровень занятости и выпуска, но при более высокой инфляции.
В долгосрочном периоде стимулир совокупного спроса, кот сопровождался ростом денежной массы не приводит к существенным изменениям уровня безработицы и реального V выпуска и отраж в основном на росте цен, т. е. кривая Филипса приближается к вертикальной прямой на уровень U*.
Вопрос 42:
Монетаризм. Основное уравнение монетаризма…
Монетаризм – экономическая теория в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.
В соответствии с монетаристской концепцией современные рыночные отношения представляют собой устойчивую, саморегулирующая систему, обеспечивающая политическую свободу и экономическую эффективность. Важно также, что вмешательство государства в развитие экономики желательно и неизбежно, но не с целью корректировки рыночных механизмов кейнсианскими методами регулирования AD, а путем создания условий для активизации конкурентных сил рынка при помощи рациональной денежной политики.
Например, в течении периода оценка ожидаемых цен предыдущего периода выглядит: Pe t+1 = Pe t +β (P t – Pe t), где
β – коэф. адаптации, учитывающий оценки ошибок прошлых лет (0<β<1)
Монетаристская теория основана на количественной теории денег:
MV = PY, где V – скорость обращения денег = const, т. к. связана с достаточно устойчивой структурой денег в экономике. При данном условии изменение количества денег в обращении должно вызвать пропорциональное изменение номинального ВВП (P*Y), но согласно классической теории реальный ВВП изменяется медленно и только при изменении факторов произ-ва и технологий.
Можно предположить, что реальный ВВП (Y) меняется с постоянной скоростью, а на коротких промежутках времени постоянен. Поэтому колебание номинального ВВП будут отражать главным образом изменение уровня цен, таким образом изменение количества денег в обращении не оказывает влияние на реальные величины, а отражается на колебаниях номинальных (принцип нейтральности денег).
Темповая запись управления обменом
dM / M * 100% + dV / V *100% = dP / P *100% + dY / Y *100%
Денежное правило
Государство должно поддерживать темпы роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП, тогда уровень цен в экономике будет стабильным.
43: Теория рац-ых ожиданий. Экономика предл и кривая Лаффера. Ее сторонники считают, что эк-ие субъекты формируют свои ожидания на основе всей доступной им информации, а не только на доступном им опыте, к тому же они не делают систематические ошибки, поэтому могут верно оценить последствия стимулирующей политики гос. и достаточно быстро изменить свои инфляционные ожидания, что отразится, напр, в требовании увеличения номинальной з/п для компенсации роста уровня цен.
Субъекты формируют прогнозы относительно будущего уровня цен, делают это таким образом, как рынок определяет фактические цены. Pet = Pt (x), где x – ценообразующие факторы. Обратимся к рисунку (*): в итоге практически никого увеличения реального выпуска не происходит доже в краткосрочном периоде, а рост AD приводит к росту уровня цен (А->C минуя B). Экономическая политика стимулирующая AS может вкл поддержку занятости, переподготовку работников, стимулирование конкуренции, налоговой реформы. Один из факторов увеличения AS – снижение налогов. При этом сторонники данной теории, опираются на кривую Лаффера, который считал, что по мере роста ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются достигая своего максимума в точке А при t = а. Снижение налогов связано с тем, что более высокие ставки налогообложения сдерживают деловую активность, а- сокращается налоговая база и с увеличением t сумма T падает.
Кейнс считал, что рост налогов вызывает уменьшение покупательной способности и сдвигает AD влево.
Сторонники “экономики предложения” считают, что большинство налогов переходит в издержки предпринимателя и перекладывается на потребителей в виде более высоких цен (“налоговый клин”). Т. е. дает эффект ускорения инфляции издержек. Т.о. увеличение налогов смещает AS влево: доход падает, снижается налоговая база и => Т. Снижение t по мнению Лаффера может создавать доп-ые стимулы к труду, росту инвестиций, сбережений, расшиению налоговой базы; сократиться и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразиться на состоянии бюджета. А рост занятости уменьшает выплаты по безработице, доход увелич-ся => увеличиваются налоговые поступления, даже при более низкой t.
Вопрос 44: Шоки AS. Стабилизационная политика.
Шоки предложения – резкое ценовое изменение AS, которые приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Виды шоков:1)рез-кие скачки цен на ресурсы2)стихийное бедствие3)усиление роли профсоюзов4)изменение в законодательстве. Воздействие стабилизационной политики государства, направленной на сглаживание колебаний вызванных шоками и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне покажем с помощью модели AD -AS.
Негативный шок предложения вызывает рост общего уровня цен и краткоср.кривая совокуп.предл.SAS1=>SAS2,вызывая падение произ-ва (т.В).Если правительство и ЦБ не предпринимают никаких шагов,то эк-ка будет приспосабл.к новой ситуации:
при ур-не про-ва и занятости ниже потенциал.(т.В) цены начнут постепенно снижаться, ур-нь занятости и выпуска вернется к прежнему состоянию-обратное движение вдоль кривой AD1 из т.В в т.А.
Но такой процесс может оказаться очень длительным, а затяжной спад в эк-ке может вызвать соц. конфликты. ЦБ может нейтрализовать спад увеличивая предложение денег. Кривая AD из AD1=>AD2.В результате произойдет увелич. ур-ня цен(т.С).Эк.политика гос-ва сталкивается дилеммой, а именно длительный спад и безработица или рост
цен при сохр. ур-ня занятости и выпуска.
Политика занятости опирается на определенную систему принципов.
• принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных;
• принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
• принцип предоставления соц. защиты безработным.
Особой и непростой проблемой при проведении политики занятости является региональная, занятость, т. е. соотношение занятости и безработицы по регионам страны. Это требует специальных мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретных условий развития того или иного региона и его возможных перспектив.
Антиинфляционная политика может проводиться как методами "шоковой терапии" (когда жёсткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путём многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не даёт возможности быстро снизить инфляцию.
Вопрос 45: Политика содействия занятости и антиинфляционная политика РБ
Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно избираемой занятости населения.
Политика занятости опирается на определенную систему принципов
• принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных;
• принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
•принцип предоставления социальной защиты безработным.
Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство может использовать три типа регулирующего воздействия:
• пассивный;
• активный;
• смешанный
Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается использованием средств и мер, которые "лечат" уже проявившиеся симптомы незанятости.
Смешанный тип политики занятости отличается необходимым комбинированием методов первого и второго типов. Он приобретает особое значение при социально ориентированном подходе.
Реализация активного типа регулирования осуществляется методами:
• повышения спроса на рабочую силу;
• сокращения предложения рабочей силы
Политика занятости активного типа означает такое регулирование занятости, при котором государство влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда для предотвращения развития безработицы.
Вопрос 46: