Методический материал к экскурсии «Легенды каменных львов»




О музее Приветствуем вас в Калининградском музее изобразительных искусств – одном из самых молодых и динамично развивающихся художественных музеев России. Впервые он открыл двери для посетителей 24 ноября 1988 года. С тех самых пор Калининградский музей изобразительных искусств стал инициатором проведения и организатором нескольких международных проектов. С 1990 года в музее проводится «Биеннале графики «Калининград - Кенигсберг», с 2003 — ежегодный международный фестиваль творчества молодых художников «Арт-сессия». Музей является постоянным участником Всероссийских акций «Музейная ночь» и «Ночь искусств». В залах музея постоянно проходят выставки из крупнейших российских музеев (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музея, Государственная Третьяковская галерея и др.) Фондовое собрание музея насчитывает более 15000 произведений живописи, графики, скульптуры, фотографии, декоративно-прикладного искусства: • произведения официального и альтернативного искусства российских художников 50–90х гг. XX в., • современная графика художников России и стран Балтийского региона, • произведения калининградских художников, • стекло и керамика России 60–90 годов XX века, • народные промыслы России, • произведения изобразительного искусства Восточной Пруссии. Собрание специализированной музейной библиотеки насчитывает более 8500 изданий по искусству и культуре. В лекционных залах музея, оснащенных современным мультимедийным оборудованием, регулярно проходят творческие встречи, тематические лекции, в том числе онлайн-лекции Виртуального филиала Русского музея. В музее также действуют Ресурсный центр творческого развития детей и подростков (под патронажем Русского музея) и художественные студии для детей и взрослых.
История Биржи Сейчас вы находитесь в здании бывшей Кёнигсбергской торговой биржи. Оно было построено по проекту немецкого архитектора Генриха Мюллера в 1875 году. Жители Кенигсберга назвали здание биржи "маленькой Венецией". Построенная в стиле итальянского неоренессанса, уже почти полтора столетия биржа является архитектурной жемчужиной города. Размеры здания биржи — 73 метра в длину и 23 в ширину, а площадь — 22 тысячи квадратных метров. До второй мировой войны биржа была разделена на 2 части – северную, с колонной галереей, имевшей некогда стеклянную кровлю, и южную – большой зал для проведения биржевых торгов, а также торжественных церемоний, концертов и художественных выставок. В разные годы здесь также выставлялись произведения импрессионистов Дега и Моне, таких известных немецких авторов как Ловис Коринт и Кете Кольвиц и многих других художников, чьи полотна сегодня находятся в лучших музеях мира. В помещениях цокольного этажа биржи находилась почта, телеграф и ресторан «Бёрзенкеллер» или «Биржевой подвал». В августе 1944 года, во время авиационной бомбардировки города, Кёнигсбергская биржа была повреждена. Все деревянные конструкции здания выгорели. Долгое время биржа стояла в руинах, но в 1960 году здание получило статус памятника архитектуры, а вместе с ним и новую жизнь. Семью годами позже, в 1967 году, силами Калининградского морского торгового порта здесь был проведен ремонт, после которого биржа стала Дворцом культуры моряков. Уже в 2000-х годах здесь расположился областной центр культуры молодежи. В 2018 году в это здание переехал Калининградский музей изобразительных искусств, коллекция которого насчитывает более 16 тысяч экспонатов. Так, уже в двадцать первом веке искусство вновь вернулось в родные стены.
История Биржи (подробно) Здание, которому посвящена выставка фотографий, открыток и акварелей из фондов Калининградского музея изобразительных искусств и частных коллекций знакомо каждому жителю Калининграда. Это здание было четвертым по счету зданием кнайпхофской Биржи, и первым из четырех, перенесенных с Кнайпхофа на противоположный берег в связи с расстраиванием Кнайпхофа, расширением улиц. Предыдущие версии здания располагались на противоположном берегу, напротив нынешнего здания. Кенигсбергские негоцианты равнялись на новую моду и настроения, шедшие из Вены, средоточия стиля и вкуса. Поэтому здание должно было быть выстроено в духе неореннесанса, господствующего на тот момент паневропейского стиля, предвосхищая всемирный статус, и утверждая своим обликом упрочившиеся торговые отношения, в первую очередь, с таким важным экономическим партнером как Россия. В середине 19 века в Москве и Петербурге стиль неоренессанс уже укрепил свои позиции. Фасады, декорированные колоннами и полуколоннами, с полуциркульными оконными проемами, балюстрадами, с применением аркад как во внешнем, так и во внутреннем оформлении, руст и декор карнизов создавало облик здания легкого, пронизанного светом, со сквозными перетекающими объемами, устремленного ввысь. Здание торговой Биржи в некогда ганзейском Кенигсберге было спроектировано бременским архитектором Генрихом Мюллером по образцу гамбургской и бременской, и должно было не только не уступать, но и представлять улучшенный вариант. Даже при беглом взгляде существенным отличием кенигсбергской биржи предстает иное пропорциональное соотношение этажей, благодаря которому визуально создается ощущение увеличения ввысь колоннады верхнего этажа, визуальной динамики, а благодаря большим воздушным объемам верхней аркады со стороны главного входа это соотношение создает ощущение парения здания. Впечатлению торжественности, роста и визуальной динамики способствует и лестница с террасами, которая создавала архитектурную рифму с террасами лестниц замка по другую сторону Преголи. Аллегорией и предвидением всемирного экономического статуса торговли выступали скульптурные группы, олицетворяющие четыре континента, - Европу, Азию, Америку и Африку, выполненные скульптором Эмилем Хундризером (отвечавшим за все скульптурное убранство здания), и установленные по четырем углам крыши. Ганзейский статус города Кенигсберга, а также статус здания, объединявшего экономические потребности трехградья (Альтштадта, Кнайпхофа и Лебенихта) выявляли рельефные изображения на щитах львов, фигуры которых встречали посетителей у парадной лестницы, превращая архитектурное сооружение в подобие дворца или ратуши. Строительство кенигсбергской биржи началось в 1870 году, а 6 марта 1875 года состоялось торжественное открытие здания. Благодаря расположению у воды, отражению аркад здание стало одним из архитектурных символов города и заслужило у жителей название «маленькая Венеция». Биржа в Кенигсберге активно посещалась. В дневное время здесь заключались сделки, а в вечернее проводились различные собрания, концерты, балы, выставки и благотворительные мероприятия. На выставке представлены афиши и страницы из каталога выставок, проводившихся в здании Биржи. Согласно каталогу в период 1890-1915 гг. здесь выставлялись работы не только профессоров и выпускников Королевской академии художеств, но и таких ныне всемирно известных художников как Гюстав Курбе, Эдгар Дега, Ловис Коринт, Кете Кольвиц и других. Страницы каталога, содержащие имена участников выставок, технику исполнения работ и стоимость, воскрешают важную ипостась функционирования здания биржи, не только как площадки репрезентации самых новейших течений в искусстве, где одна выставка сменяла другую, но и как релевантного запросам эпохи арт-рынка. Большая часть выставок, представленных в каталоге проводилась в т.н. Летней Бирже (SommerbOrse) - открытой веранде со стеклянным перекрытием, выходившей на Прегель. После Второй мировой войны здание биржи сохранилось, однако долго пребывало в руинах и часто использовалось как съемочная площадка для многих советских фильмов о войне, таких как "Отец солдата" и других. Из газетных статей периода 1946-1960 гг следует, что городу было необходимо здание под Краеведческий музей, который бы представлял информацию об освоении края, его природных ресурсах, отражал рост советской промышленности на освоенной "трофейной" территории. Краеведческий музей, располагавшийся в 1950-х в небольшом помещении по ул. Б. Хмельницкого нуждался в новом помещении, и как один из возможных вариантов его размещения рассматривалось здание Биржи. На выставке представлена газетная статья и архитектурный проект, подтверждавший решение о переезде единственного в городе музея в здание по улице Маяковского, 41 (ныне Ленинский проспект). В музее предполагалось открытие более 30 выставочных площадей, библиотеки, читального и лекционного залов и многое другое. Вероятно, по финансовым причинам реконструкция на тот момент не была осуществлена, и была отложена до начала 1960-х, когда постановлением Совета министров РСФСР, оно стало считаться памятником архитектуры республиканского значения. К 1967-му году здание было отстроено и отремонтировано при участии Морского торгового порта и открылось в роли культурно-досугового центра как ДКМ, или, Дом культуры моряков. В двухтысячных годах зданию вернули первоначальный цвет, убрав штукатурку голубого цвета, которой было декорировано здание. В 2017-м году принято официальное решение о переезде Калининградского музея изобразительных искусств в здание Биржи, подготовлен архитектурный проект, отражающий широкие возможности адаптирования залов после реставрации для постоянных и временных выставок. Обязательным условием становится возвращение интерьерам здания первоначального вида в согласии с замыслом архитектора. Таким образом, калининградцы смогут гордится наличием в городе образца архитектуры неореннесанса, достойного более глубокого изучения специалистами на локальном уровне. Серия почтовых открыток из Кенигсберга раскрывает историю бытования здания в контексте немецкого города. Виды биржи, оригинальность подачи ракурсов здания, обыгрывание темы основного функционала - торговли и коммерции – все эти темы свойственны дизайну открыток в период рубежа 19-20 вв. Фотографии из фондов Калининградского музея изобразительных искусств и частных коллекций затрагивают время нахождения здания в руинах с 1946 по 1966 года и современное состояние здания. По снимкам, сделанным советскими жителями и приезжающими сюда туристами, заметно, что даже в таком состоянии Торговая биржа производила впечатление. Пустующие разрушенные своды, анфилады арок и проемов, неизменные львы на фотографиях этого периода. Фотоработы, сделанные членами союза Фотохудожников России, раскрывают современный облик здания, его вневременную «всестороннюю» красоту.
Львы-щитодержатели Эмиль Хундризер (1846-1911) Лев, как Царь зверей, с древности почитался различными народами, как на Западе, так и на Востоке, символизируя власть и достижение высшей цели. В Калининградском музее изобразительных искусств собрана целая коллекция львов. Главную лестницу здания фланкируют два льва работы скульптора Эмиля Хундризера. Скульптор был уроженцем Кенигсберга, но большую часть жизни прожил в Берлине. Профессор Прусской Академии художеств, он создал множество статуй для площадей и общественных сооружений в таких крупных городах Германии, как Берлин, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Любек. Конечно, мастер не мог обойти вниманием город, где родился. Сегодня посетителей Калининградского музея изобразительных искусств на центральной лестнице встречают два льва. Обе статуи, получившие в народе название "Братья Каменные львы", держат в лапах щиты. Один из щитов когда-то украшал герб Кенигсберга, а другой - герб кенигсбергского купечества. Впоследствии гербы были утрачены, а вот сами львы прекрасно сохранились вплоть до XXI века и стали своего рода символом здания. Существует легенда о том, что эти львы имели реальные прототипы и даже человеческие имена. По одной версии они носили имена членов семьи скульптора Хундризера, по другой – двух самых богатых и влиятельных представителей кенигсбергского купечества. Львы на центральной лестнице биржи часто становились героями советских кинолент. Их можно увидеть в таких фильмах как "Женя, Женечка и Катюша", "Судьба человека" и другие. Эмиль Хундризер создал и другие скульптурные украшения для здания биржи - фигуры четырех континентов, которые символизировали торговые связи Кенигсберга с Европой, Азией, Африкой и Америкой. К сожалению, до нашего времени скульптуры не дошли.
Терракотовый «Лев» 1900 – 1910 гг. Прямо на входе в пространство биржи вас встречает спящий лев. После львов-щитодержателей этот лев - самый большой в коллекции музея. Эта скульптура была создана Г. Менцелем в начале двадцатого века. Терракотовый лев раньше украшал парк в имении Грюнхофф знатного кенигсбергского семейства фон Бюлов. Первые упоминания об этом имении относятся еще к XIVвеку, а в 1697 году здесь останавливался Петр I во время своего визита в Восточную Пруссию. Тогда на территории имения Грюнхофф находился охотничий дом, называемый также "Домом курфюрста", и именно отсюда русский царь отправлялся на лосиную охоту. Говоря об этом льве, стоит упомянуть и Кадиненскую императорскую мануфактуру Восточной Пруссии, где он был отлит. Это керамическое производство было основано в 1903 году на территории императорской резиденции Вильгельма II. Мануфактура приобрела серьезную репутацию не только на территории Восточной Пруссии, но и по всей Европе. Фирменные магазины Кадинена были расположены в Берлине, Гамбурге, Штутгарте, а часть продукции экспортировалась в Англию и США. Произведения этой мануфактуры славились разнообразием стилей, высококачественными материалами и эксклюзивностью. Последние два качества в полной мере отличают и "Спящего льва" работы Менцеля. Кстати эта работа является своего рода рекордом: "Спящий лев" - это самая большая скульптура, созданная на Кадиненской мануфактуре. Стилистически эта работа Менцеля относится к эпохе модерна, или как его называли в Германии югендстиля. Обращает на себя внимание несколько антропоморфный облик львиной морды, похожей на человеческое лицо ее делает форма носа, глаз и бровей, совсем не соответствующие львиным. Едва ли в начале ХХ века скульптор мог не знать, как выглядит лев. Вероятней всего, это шутка самого скульптора, возможно, своего рода «львиный портрет» какой-то персоны.
Львёнок Август Гауль. (1869 — 1921).   Немецкий скульптор Георг Август Гауль был последовательным приверженцем реалистического направления в искусстве. Яркое подтверждение тому - скульптура «Львенок» из нашего собрания. Гауль много работал с натуры. Перед созданием новой скульптуры мастер делал множество зарисовок, стараясь уловить малейшие особенности в поведении каждого животного. Посмотрите на этого львенка: он сидит в неуверенной позе с широко расставленными лапами - будущий царь зверей только-только учится ходить. Его уши кажутся слишком большими по сравнению с телом, хвост топорщится - все это художник подметил, наблюдая за новорожденными львами Берлинского зоопарка. Георг Август Гауль был очень известным немецким мастером. Вы наверняка уже видели его скульптурную группу "Борющиеся зубры", знакомую каждому калининградцу и ставшую одним из символов города. Это одна из немногих монументальных скульптур Кенигсберга, сохранившаяся после Второй Мировой войны. Гауль создавал своих зубров по государственному заказу специально для Кенигсберга. Скульптура была установлена перед зданием Верховного суда Восточной Пруссии, символизируя борьбу защиты и обвинения. Помимо "Борющихся зубров" Георг Августа Гауль вошел в историю искусства один из основателей Берлинского сецессиона. В 1898 году группа немецких художников и скульпторов создала свое художественное объединение как противовес официальному Союзу берлинских художников, который всячески препятствовал появлению новых тенденций в искусстве. Находясь в составе Берлинского сецессиона, Георг Август Гауль являлся организатором и участником множества выставок этого творческого объединения. Некоторое время председателем Берлинского сецессиона был художник Ловис Коринт, произведения которого сегодня украшают коллекцию Калининградского музея изобразительных искусств.
«Рычащий лев на скале» Томас Франсуа Картье (1879-1943) Львы были одной из главных тем в творчестве французского скульптора Томаса Франсуа Картье. Ученик известного парижского мастера Жоржа Гарде, этот скульптор-анималист специализировался на изображениях охотничьих собак и больших кошек - эти скульптуры часто использовались как украшения часов и других декоративных объектов. В коллекции музея представлен его "Рычащий лев на скале". Лев изображен в очень эффектной экспрессивной манере: вытянутое грациозное тело, крепко стоящие на земле лапы, огромная грива и широко разинутая пасть - мы почти слышим его грозное рычание. Сильный характер льва, как Царя зверей, в полной мере отражен автором. Такая романтическая трактовка анималистического сюжета была очень модной в XIX веке и характерна для всего творчества Томаса Франсуа Картье. Этот скульптор был постоянным участником знаменитых Парижских салонов. Парижский салон был самой значительной французской художественной выставкой, на которой были представлены работы известных художников и скульпторов. В XIX и начале XX века он являлся одним из главных мировых событий года в области искусств. Томас Франсуа Картье получил почетную премию Парижского салона в 1908 году, а в 1927 году был удостоен Золотой Медали.
«Лев» Антуан Луи Бари́ (1795-1875) Перед вам яркий представитель львов эпохи романтизма. Французский скульптор Антуан-Луи Бари, автор этой работы, был учеником скульптора Франсуа Бозио и художника Жана-Антуана Гро, любимого живописца Наполеона Бонапарта. Антуан-Луи Бари был не только скульптором, но также художником и гравером. Он создал множество монументальных работ, в числе которых скульптуры для фасада Лувра, рельеф на цоколе Июльской колонны в Париже - тоже с изображением льва, скульптурная группа хищников перед Музеем искусств в Марселе. Не менее ярко талант Антана-Луи Бари проявился и в его знаменитых малых бронзах, где скульптор с великолепной точностью анатомических деталей изображает диких животных. За одного из своих львов он получил приз на Парижском салоне 1831 года. Как мастеру романтического направления в искусстве Бари особенно удается показать динамическое напряжение и драматизм - даже в спокойной позе, как у нашего льва. Величественное животное словно осматривает свои владения. Мы видим мерную поступь царя зверей, осознающего не только свою силу, но и ответственность за нее. Для этого скульптора львы - воплощение одухотворенной природы, природы мыслящей и чувствующей. В 1876 году Антуан-Луи Бари продал более ста своих моделей литейному заводу Фердинанда Барбидьена, чья продукция отличалась превосходным качеством. Маркировку этого завода вы можете видеть на постаменте льва. Великолепие и художественная изысканность в сочетании с реализмом - именно это принесло скульптору заслуженную славу. А французский писатель Теофиль Готье однажды назвал Антуана-Луи Бари "Микеланджело зверинца".
Лев Скульптор Хебер Рядом со львом Антуана-Луи Бари мы видим еще одну бронзовую скульптуру - работу немецкого мастера Хебера. На контрасте со своим французским собратом немецкий лев спокоен и добродушен. Отлитая уже в начале ХХ века, в 1906 году, эта скульптура уже не несет в себе романтических черт. Умиротворенность облика этого льва не нарушают бурные страсти, он находится в гармонии с собой и природой. Скульптор скрупулезно изображает тело льва, его мощную мускулатуру и сильные конечности. Но при всем своем грозном облике, сам этот лев добродушен. Его отличает какое-то робкое и милое выражение - словно это не лев, а котенок.
Лист из серии «Бестиарий Мериана» 1657 год Сочинение Джона Джонстона «Historia Naturalis» стало одной из крупнейших энциклопедий природы периода Ренессанса и барокко. Энциклопедия Джонстона была поделена на несколько разделов, посвященных птицам, рыбам, насекомым, четвероногим и т.д. Иллюстрированная швейцарским художником Маттеусом Мерианом, эта книга сохраняла широкую популярность в научном мире и неоднократно переиздавалась в разных странах Европы до конца XVIII века. «Historia Naturalis» Джона Джонстона во многом наследует традиции средневековых бестиариев, в которых наряду с реальными упоминались и мифологические существа. Перед вами гравюра Маттеуса Мериана из оригинального издания. На одном листе изображены лев, мантикора и левкрота. Двух последних объединяют некоторые львиные черты, поэтому художник и поместил их рядом со львом. Мантикора - существо с телом льва, головой человека и хвостом скорпиона, имеет голубые глаза и три ряда зубов. Первые описания мантикоры встречаются еще у античных авторов - Плиния Старшего, Аристотеля и других. Левкрота - животное с ногами оленя, шеей, хвостом и грудью и гривой льва и головой барсука. Упоминается в древних источниках как смертельный враг людей и собак. Художник изображает всех трех животных на фоне пейзажа, стремясь поместить их в некую, по его мнению, естественную для них среду. Внешний облик каждого зверя передан в соответствии с описанием на страницах книги. Художник Маттеус Мериан Старший был родом из Швейцарии, но большую часть жизни проработал во Франкфурте. Он создал множество детальных планов и видов европейских городов, его гравюры использовались для иллюстрирования множества исторических трудов, но настоящую славу художнику принесли именно работы для «Historia Naturalis» Джона Джонстона также названные "Бестиарий Мериана".
Сфинксы Оксана Сахарова Еще один яркий представитель львиного семейства в коллекции Музея изобразительных искусств - сфинксы. Автор этих сфинксов - калининградская художница Оксана Сахарова, обладатель "кукольного Оскара" Пандора Платинум. Пара необычных человекольвов сразу привлекает к себе внимание: нежные женские лица, изящные прически, ажурные крылья, и тело, которое представляет собой одну мощную львиную лапу. Такой резкий контраст женственного и животного добавляет остроты облику этих сфинксов, вторя контрасту черного и белого. Древнейшие изображения сфинксов происходят из Египта и относятся к эпохе Древнего царства. А самый известный сфинкс по сей день охраняет пирамиды фараонов в Гизе. Это необычное животное упоминается и в древнегреческой мифологии, там оно приобрел женские черты и крылья грифона и стало героем мифа об Эдипе. Однако автор этих фарфоровых сфинксов Оксана Сахарова вдохновлялась изображением сфинкса на Вавилонском барельефе созданном во 2 веке до нашей эры. Вавилонские сфинксы, как и их египетские сородичи, были призваны защитить определенное место или семью от злых гениев. По словам скульптора, черный и белый сфинксы, как существа с женским началом, призваны не только защищать, но и нести любовь сквозь века. Эти сфинксы были созданы в 2016 году и отлично вписались в львиную коллекцию Биржи.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: