Орфоэпия – грация и плавность нашей речи
РЕФЕРАТ-ПОСОБИЕ
по дисциплине
«Сценическая речь»
Выполнила:
Ермохина Екатерина Николаевна
студентка 3 курса ЕГТИ,
мастерская заслуженного артиста РСФСР
Марченко В. И.
Преподаватель:
Москвина Вероника Александровна
доцент кафедры сценической речи,
заслуженный работник культуры России,
член СТД РФ
Екатеринбург, 2020
Содержание
Введение. стр. 3
Глава 1. Влияние говора на речь. стр. 4
Глава 2. Основные правила орфоэпии. стр. 5-10
Глава 3. Практика стр. 11-21
3.1 Диктант стр. 11-13
3.2 Упражнения стр. 13-18
3.3 Работа с партнёром стр. 18-21
Заключение стр. 22
Список литературы стр. 23
Введение
Что такое орфоэпия?
Термин орфоэпия состоит из древнегреческих слов ὀρθός, что означает «правильный», и ἔπος, что переводится как «речь». Соответственно, орфоэпия — это наука, изучающая «правильную речь», определяющая нормы произношения, их обоснованием и закреплением в языке.
Предмет и задачи этой науки — верное произношение звуков и ударений в словах. Для норм произношения слов русского языка характерно не всегда проговаривать те звуки, которые, кажется, должны быть, например, глухой согласный звук на конце слова вместо звонкого: бог, дуб, воз, год; или изменять / не изменять ударение в разных формах одного и того же слова: то́рт — то́ртов, ба́нт — ба́нтов, но голова́ — голо́в, волна́ — волна́м и во́лнам (в зависимости от значения). К тому же, некоторые слова имеют несколько вариантов произношения, например, вариации произношения согласных звуков перед [е]. Тем не менее, даже при наличии вариантов, некоторые из них считаются предпочтительными, а прочие — допустимыми. Поэтому, чтобы правильно говорить на русском языке, необходимо знать и использовать орфоэпические нормы.
|
Для чего нужна орфоэпия?
Орфоэпия необходима не только человеку, непосредственно связанному с ораторским искусством, но и обывателю. В орфоэпию входит как работа над особенностями говора разных объектов РФ, так и ударение, и интонирование слов. Современный человек, хотя бы мало претендующий на высокий статус в обществе (или банально на высокую заработную плату) так или иначе сталкивается с публичными выступлениями, с защитой и аргументацией своих идей. Даже просто ведя активный блог в социальных сетях, мы обращаем внимание на речь человека.
Знание и применение орфоэпических норм в устной речи показывают самодисциплину, эрудированность человека. Ведь следить за качеством произносимого (не только смысловой подтекст) очень нелегко. Но именно благодаря контролю над собой над разделом орфоэпии у нас появляются: размеренная, плавная речь.
Для чего нужна орфоэпия современному артисту?
Вопрос, скорее, риторический. Театр справедливо считается хранителем образцовой речи и школой общепринятого литературного произношения. На сцене всегда утверждалось то, что было наиболее правильным и красивым в языке. Из поколения в поколение в театрах и театральных школах воспитывались определенные традиционные нормы произношения, которые всегда были в соответствии с общепринятыми нормами своего времени и употреблялись как общий нейтральный фон в пьесах любых жанров. Начиная с XIX века вместе с утверждением реалистического направления в литературе и в драматургии, деятели сцены стремились к тому, чтобы речь на сцене была естественной и произношение было единым и общепринятым как для драмы, так и для комедии. Отклонения от норм используются лишь в отдельных случаях как определенная речевая краска.
|
Язык постоянно меняется и кому как не артистам задавать нормы, показывать красоту нашего языка?
*Данный реферат-пособие является работой, которая собрала в себя самые базовые и необходимые знания по этому разделу речи (осторожно! Развивает не только речь) и включает в себя использование современных технологий, потому что наглядный пример всегда лучше написанных букв.
Глава 1. Влияние говора на речь.
Самую мелкую территориальную разновидность языка обычно называют говором. Говор — конкретная диалектная система, «местная речь» во всех ее особенностях. В зависимости от качества и количества различительных признаков можно описать не только говор села, деревни, города, но и говор одного человека. Исходным принципом выделения разновидностей говоров является их отношение к литературной норме, т.е. общепринятой и авторитетной, культурной форме существования современного русского языка. Именно при сравнении с литературной нормой можно определить особенности в произношении и словоупотреблении, которыми русские говоры отличаются друг от друга и от литературного языка. Говоры отличаются от литературного языка лексически, грамматически и фонетически. В своей работе я бы хотела осветить именно фонетические различия между речью с говором и литературной, ведь именно эти различия чаще всего режут слух.
|
В русской фонетике говорные отклонения проявляются как в области вокализма (система гласных звуков), так и в области консонантизма (система согласных звуков). Кратко эти отклонения можно классифицировать следующим образом:
ГОВОРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ:
1. оканье — совет (савет), коза (каза)
2. аканье — галава (голова), маладой (молодой)
3. яканье — сястра (сестра), пясок (песок)
4. иканье — систра (сестра), висна (весна)
5. ёканье —в лёсу (в лесу), денёг (денег)
6. еканье — по петам (по пятам), петак (пятак)
7. ыканье — прышу (прошу), пыдыжди (подожди)
8. эканье — прэшу (прошу), эсли (если)
9. уканье — угурец (огурец), убманул (обманул)
ГОВОРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ:
1. цоканье — девоцки (девочки), цай (чай)
2. чоканье — палеч (палец), молодеч (молодец)
3. шоканье — шашка (чашка), нощь (ночь)
4. соканье — сыпленок (цыпленок), яйсо (яйцо)
5. хгеканье — врах (врак), лух (лук)
6. дзеканье — дзядзя (дядя)
7. замена т' на ч — снячь (снять), брачь (брать)
8. смягчение т в конце слов — идёть (идёт), поёть (поёт)
9. не оглушение в — девка (дефка), кровь (крофь)
Кроме перечисленных особенностей, в речи встречаются украинизмы, белоруссизмы и другие различия в произношении, говорящие о многообразии форм существования русского языка в исторически сложившихся диалектных зонах.
Устранение диалектных явлений в речи диалектоносителей требует от них больших усилий. Прежде всего это связано с тем, что человек часто «не слышит» особенностей своей речи, не понимает различий между тем, как он сам говорит и как надо говорить правильно.
Прежде чем перейти к практической части исправления говора, нужно разобраться, что не так, и как же правильно. Для этого обратимся к основным современным правилам орфоэпии.
Глава 2. Основные правила орфоэпии.
Правила для согласных:
1. В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.
2. Смягчение твердых согласных, стоящих перед мягкими согласными (ассимиляция по мягкости). Некоторые твердые согласные смягчаются перед мягкими согласными, т. е. второй звук подчиняет себе первый. «’» означает смягчение, будто подставили мягкий знак.
Пример: [ес'ли], [воз'ле], [пос'ле], [раз'ве], [д’в’]ерь, [д’в’]енадцать, ра[з'в']ить, ра[з'в']ести, [с'в']едущий, [с'в']идетель, [с'в']екровь, [з'д']есь, гро[з'д']и, бе[з'д']ельник, гру[с'т'], че[с'т'], [с'т ']яг.
3. Звонкие согласные в конце слов оглушаются —переходят в парные им глухие звуки. Этому правилу подчиняются все звонкие согласные.
Пример: лоб — ло[п], кровь — кро[ф'], глаз — гла[с], лёд — лё[т], испуг — испу[к] (знак ' обозначает мягкость согласного).
Звук [г] в конце слова заменяется звуком [к] (например, мог звучит как мо[к], круг —как кру[к] и т. п. И только в слове Бог [г] заменяется звуком [х]. Произношение этого слова надо запомнить и не путать со словом бок.
4. Уподобление (ассимиляция) согласных по звонкости и глухости. Если в слове или на стыке слов стоят рядом два согласных, из которых первый звонкий, а второй глухой или наоборот, то первый уподобляется второму.
Пример: колодка – коло[т]ка, мужской – му[шс]кой, перевозка – перево[ск]а, сдобный – [зд]обный, вторник – [фт]орник.
Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед сонорными: шлак, шляпа, круг, срочный, слава, фраки т. п.
Обратите внимание на звук [в]. Сам он, находясь на первом месте, уподобляется следующему за ним глухому, т. е. оглушается.
Пример: всякий – [фс]який, ковш – ко[фш], повторный – по[фт]орный.
Но, занимая второе место в сочетании согласных, звук [в] не уподобляет себе предшествующий звук: сверху, сваливать, швырять, творец, кворум.
Звук [г] под действием закона уподобления в двух словах: мягкий и лёгкий— и в производных от них оглушается, но переходит не в смычный звук [к], а в щелевой [х].
Примеры на ассимиляцию согласных на стыке слов: сижу под тентом —по[тт]ен-том, под пальмой —по[тп]алъмой, иду к городу —[гг]ороду, приехал из Крыма —и[ск]рыма, вернулся из Сибири —и[с'с']ибири.
5. Двойные согласные. В русском языке встречаются слова с двойными согласными (касса, тонна). Взрывные двойные согласные требуют более долгого затвора; щелевые двойные согласные дольше тянутся. Встречаются слова, смысл которых меняется в зависимости от того, с одним или двумя согласными они пишутся, а следовательно и произносятся.
Пример: поданный – по[дд]анный, подать – по[дд]ать, вернуть – [вв]ернуть, верх – [вв]ерх.
Многие двойные согласные образуются под влиянием закона уподобления (по звонкости и глухости).
Пример: отдавить - о[дд]авить, подтянуть - по[т 'т ']януть, отдалить - о[дд]алить, подтвердить - по[тт]вердить.
Особое внимание требуют двойные согласные на стыке слов, где многие из них образуются под действием закона уподобления.
Пример: выстрелить в фазана - выстрелить [фф]азана, по направлению к городу – [гг]ороду, возвращаюсь с завода – [зз]авода, рожь шумит – ро[шш]умит, отдыхаю под тентом – по[тт]ентом, вернулся от друзей – о[дд]рузей, недалеко от дачи – о[дд]ачи.
Однако есть ряд слов, в которых пишутся двойные согласные, но произносится только один согласный.
Пример: суббота – су[б]ота, асессор – асе[с]ор, ассистент – а[с]истент, гривенник – гриве[н]ик, корректура – ко[р]ектура аппетит – а[п]етит, корреспондент – ко[р]еспондент, коллекция – ко[л]екция, коллектив – ко[л]ектив, аннотация – а[н]отация, аннулировать – а[н]улировать.
В полных прилагательных и в причастиях двойные Н всегда произносятся Пример: коронный номер, длинный день, странный человек, бранное поле, башенный кран, искреннее чувство, израненный солдат, выигранное дело, изодранная одежда, разобранный станок, подкрашенная крыша, подкованная лошадь.
6. Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [щ']
Пример: счастье — [щ’]ястье, счет — [щ’]ёт, заказчик — зака[щ’]ик.
7. Сочетания ЗЖ и ЖЖ внутри корня произносятся как долгий двойной мягкий звук [ж]; в транскрипции он обозначается: [ж'ж']
Пример: уезжаю — уе[ж'ж’]яю, приезжаю — прие[ж'ж’]яю, позже — по[ж'ж’]е, вожжи — во[ж'ж’]и, дребезжит — дребе[ж'ж’]ит.
Слово «дождь» произносится с долгим мягким Ш [ш’ш’] или с долгим мягким Ж [ж’ж’] перед сочетанием ЖД: до[ш'ш'], до[ж'ж’]я, до[ж'ж’]ичек, до[ж'ж’]ит.
8. Согласный ч всегда произносится мягко.
Пример: чаша – [ч’]аша, чарка – [ч’]арка.
9. Сочетания СЖ и ЗЖ произносятся как двойной твердый [ж] на стыке слов, а также на стыке приставки и корня слова.
Пример: бе[жж]и зненный, бе[жж]алостный, и[жж]ога.
10. Сочетание звуков [тс] в составе возвратной частицы ТСЯ (ТЬСЯ) в глаголах произносится, как звук [ц].
Пример: одеваться — одева[ц]а, бояться — боя[ц]а, учиться — учи[ц]а, совершенствоваться — совершенствова[ц]а.
11. Звуки [ш], [ж], [ц] всегда твердые. После них пишутся гласные И, Е,но произносить следует [ы], [э].
Пример: ш[ы]рма, ж[ы]молость, ш[э]сть, реш[э]ние, ж[э]ст, ц[ы]ркуль, ц[э]рковь.
В именах французского происхождения —Жюль, Жиро, Жюльен—и в слове жюри (заимствованном из французского языка) звук [ж] звучит мягко, как принято во французском языке.
12. Сочетание ЧТ произносится в соответствии с написанием
Пример: почтенный, учтивый, чтение и т. п.
Слово что и производные от него произносятся с [шт]
Пример: что — [што], чтобы — [штоб], что-то — [штото].
13. Сочетание ЧН, как правило, произносится в соответствии с написанием
Пример: точный, брачный, фрачный, порочный, брючный, поточный и т. п.
Но в некоторых словах сочетание ЧН произносится как [шн].
Пример: коне[шн]о,ску[шн]о, наро[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица.
Правила для гласных:
1. Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как А, обозначается в транскрипции как [а].
Пример: о[а]кно́, о[а]на́, о[а]т, о[а]ши́бка, о[а]ле́нь.
2. Безударные гласные [А],[О] в предударном слоге редуцируются и произносятся как краткий звук А, в транскрипции обозначается как [а.].
Пример: моло[а.]ко́, по[а.]ду́мал, со[а.]ба́ка.
3. Безударные [Е],[Я] редуцируются и произносятся как И, в транскрипции обозначается как [и].
Пример: коле[и]со́, я́ще[и]рица, мя[и]сно́й
4. Гласные [А],[О] в предпредударном и заударном слогах редуцируются и произносятся как средний звук между гласными А и Ы. в транскрипции обозначается как [ъ]
Пример: по[ъ]дво[а.]ро́тня, и́змо[ъ]ро[ъ]зь.
5. Гласные Е, Я, Ё, Ю, по фонетическому разбору состоят из двух звуков [йэ], [йа], [йо], [йу], следовательно, слова, начинающиеся с этих гласных подвергаются йотации и произносятся через Й.
Пример: я́[йа]ркость, ё́[йо]лка, ю[йу]ла́, Е[йэ]катеринбу́рг.
Таблица редукции гласных, обозначаемых буквами А, О, Е, Я
Буква | Ударный слог | Предударный слог | Другие безударные слоги | Начало слова | Примеры |
А | А | а. | ъ (а/ы) | А | 1 2 3 Бараба́н ъ а. А |
1 3 1 1 Атама́нами ъ а. А ъ и | |||||
О | О | а. | ъ (а/ы) | а | 1 2 3 Толокно́ ъ а. О |
1 2 3 1 Носоро́гов ъ а. О ъ | |||||
2 1 2 3 1 1 Отображе́ние ъ ъ а. э и йэ | |||||
Е | Е [йэ] или [э] | е/и | ь (и/е) | йэ/и | 1 2 3 1 Переле́сок ь и Е ъ |
2 3 Е́гор йэ О | |||||
Я | Я [йа] или [а] | е/и | ь (и/е) | йэ/и | 2 3 Князья́ и йа |
1 2 3 Тяжело́ ь и О | |||||
2 3 Янта́рь йа А |
Таблица 1
Говоря об этих правилах, где применяется редукция, не могу не рассказать о её видах и применении в речи.
Таким образом, для грамотного и плавного звучания речи необходимо пользоваться несколькими видами редукций, и придерживаться нескольких правил для одного лишь слова, не говоря уже о предложениях или смысловых абзацах.
Здесь представлены, на мой взгляд, самые необходимые правила и термины для овладения орфоэпическими нормами русского языка. Для дальнейшего глубокого изучения советую обратиться к первоначальному источнику [2].
Как и с любимым новым полученным материалом для усвоения и применения знаний требуется практическая часть, постоянная тренировка.
В следующей главе вас ждёт практическая часть работы, без которой невозможно освоить навыки литературной устной речи.
Некоторые упражнения практикуют не только отработку орфоэпии, но и дыхания, дикции, актёрского мастерства, потому что для полноценной работы одно не может быть без другого. Наш организм, в этом плане механизм, для подчинения которого необходимо, как минимум сделать артикуляционную разминку.
По началу это может показаться бесполезным, глупым и непонятным, однако уделяя практике должное время, контроль и внимание, вы точно сможете победить себя и зазвучать по-новому.
Добавив нужное отношение, занимаясь с иронией по отношению к предлагаемым обстоятельствам в упражнениях, вы не только проведёте время за учёбой с удовольствием, но и прокачаете свои актёрские навыки, ведь вера в обстоятельство – одно из главных умений актёра!
QR-код на ссылку для наглядного обучения. Вам необходимо навести камеру телефона, подключённого к интернету и перейти по ссылке.
Глава 3. Практика.
3.1. Диктант.
Можно сразу же начать выполнять упражнения непосредственно на речевой аппарат, но советую перед тем как что-то делать сначала подумать! В нашем случае выучить и отточить правила.
Самый простой и действенный метод – провести самостоятельный диктант с разбором КАЖДОГО слова фонетически, и далее грамотно произнеся, следуя надлежащим правилам. Почти все тексты будут с обильным количеством редукции буквы О из-за необходимости избавляться от местного уральского говора.
Цель: научиться орфоэпически грамотно разбирать текст.
Задачи:
· Выучить и закрепить правила;
· научиться делать транскрипцию слова;
· придерживаться правил на простом тексте;
· запоминать звучание при редукции.
Как должен выглядеть грамотный разбор орфоэпического диктанта. Оригинальный текст:
Обеликс притворялся римлянином. Окно помыл, омлет поел, в облака посмотрел. Полный сил и энергии он подумал: «Молодость – это прекрасно!». Верная собака Идеофикс пролаяла ровно девять раз. Прискакал римлянин на лошади и сказал: «Не притворяйся! Ты тот, кто ты есть!». И ускакал в другую сторону осторожно. Обеликс почесал бороду, подтянул верёвку на штанах и стал есть мясной обед.
Нам необходимо прежде всего поставить в каждом слове ударение, затем для гласных слогов определить, где находится какой слог ударный, предпредударный или заударный. После определения нужно обратиться к таблице выше и воспользоваться её правилами, вписать их в исходный текст или переписать его заново с транскрипцией, и прочитать. Хочу отметить, что ударный слог, согласно количественной редукции, о которой говорится на странице 9.
Так должен выглядеть текст с полной транскрипцией каждого слова:
О[а]бе[е/и]ли́[И]кс притво[а.]ря́[Я]лся[ь] ри́[И]мля[и]нино[ъ]м. О[а]кно́[О] по[а.]мы́[Ы]л, о[а.]мле́[Е]т по[а.]е́[ЙЭ]л, в о[ъ]бла[а.]ка́[А] по[ъ]смо[а.]тре́[Е]л. По́[О]лный сил и эне́ргии он по[а.]ду́[У]ма[ъ]л: «Мо́[О]ло[ъ]до[ъ]сть – э́[Э]то[ъ] пре[и]кра́[А]сно[ъ]!». Ве́[Е]рна[ъ]я[йа] со[а.]ба́[А]ка[ъ] Иде[и]о[а.]фи́[И]кс про[ъ]ла́[А]я[йа]ла[ъ] ро́[О]вно[ъ] де́[Е]вя[и]ть раз[с]. Приска[а.]ка́[А]л ри́[И]мля[и]нин на[а.] ло́ша[ъ]ди и ска[а.]за́[А]л: «Не[и] притво[а.]ря́[Я]йся[ь]! Ты тот, кто ты е[ЙЭ]сть!». И уска[а.]ка́[А]л в другу́[У]ю[йу] сто́[О]ро[ъ]ну о[ъ]сто[а.]ро́[О]жно[ъ]. О[а]бе[е/и]ли́[И]кс по[ъ]че[и]са́[А]л бо́[О]ро[ъ]ду, по[ъ]дт[тт]я[и]ну́[У]л ве[и]р[р’]ё[О]в[ф]ку на[ъ] шта[а.]на́[А]х и стал е[ЙЭ]сть мя[и]сно́[О]й о[а.]бе́[Е]д[т].
Частицы НА и ПОД в речи стоит разбирать как ещё один слог перед следующим словом с полноценным ударением, поэтому почти всегда данные частицы будут подчинятся правилу редукции на гласные предударного и предпредударного слогов.
Этот код даст вам доступ к прослушиванию грамотного редуцирования данного и дальнейших текстов. После разбора подобного текста необходимо прочитать его, соответствуя разобранным транскрипциям. Для понимания чтения транскрипции следует самостоятельно проговорить почему (исходя из правил) произносится так или иначе.
Диктанты для самостоятельной работы:
1. Ночевал Потап под лавкой, упала лавка на Потапа. Поливал Потап тюльпаны, тюльпаны у Потапа потоптали. Потап кота по лапе хлопал, от Потапа кот утопал.
2. На десятой международной конференции в Гааге наша делегация выступила с пакетом конструктивных предложений, направленных на углубление процесса международной интеграции в Европе, но истерически разнервничавшийся конституционалист Константин Пропроколокропенко заявил, что его совершенно не интересует международная интеграция в Европе, так как более важным для себя он считает изобретение пневмо-мешко-выколачивателей.
3. Шорох, запах, голос.
Что-то шепчет колос.
Где-то сена ворох,
Это лета шорох…
4. Комар-богач – большой ловкач
Свершил побег, просил ночлег.
5. Взял я тихо булочку,
Положил на форточку,
Вдруг закрылась форточка,
Получилась корочка.
6. Балалабка бежит впереди,
Канарейка мчит позади,
Замарашка тащится сзади,
Барабашка остался в засаде.
7. Сопроводить, восстановить, растормошить!
Без говора мне нужно говорить,
А если с говором скажу водоворот -
Всю жизнь придётся мне чинить водопровод!
Для отработки сложных ударений, или определённой группы редуцируемых гласных и согласных можете самостоятельно найти слова и проделать с ними то же самое.
Научившись разбирать таким образом простые тексты, вы можете самостоятельно разобрать любой интересующий вас текст, будь то проза или стихи, или даже скороговорки. И применять эти знания в дальнейшем изучении сценической речи и работой над другими её разделами.
3.2 Упражнения.
Данные упражнения содержат в себе элементы актёрского мастерства, сценического движения и других разделов сценической речи. При затруднении с дыханием и дикцией во время выполнения упражнений советую посмотреть отдельно упражнения на развитие этих данных [3].
«Поэтические цифры»
Усложняем задачу, добавляя предмет, с которым мы будем взаимодействовать. Если на этапе диктантов мы учились красиво выделять ударения, немного интонировать, то здесь нам нужно проделать те же шаги, а потом повторить это наизусть и на ногах.
Вам понадобятся:
· Мячи для большого тенниса или круглые предметы одинакового диаметра и веса (можете взять фрукты, но есть вероятность, что позже они не буду пригодны в пищу);
· и/или гимнастическая палка
Вы можете проделывать данное упражнение с любым другим предметом, главное отпустить своё тело и фантазию.
У нас дано стихотворение из цифр на подобии этого:
2. 15. 42.
42. 15.
36. 08. 2.
20! 20! 20!
Наша задача уловить ритм и мелодику стихотворения. Именно это носит характер радости, поэтому мы можем поставить себе актёрскую задачу подбодрить того, кому читаем (можете читать сами себе в зеркало, на камеру или воображаемому зрителю). Разбираем стихотворение как на диктанте: прописываем цифры буквами, делаем транскрипцию каждого слова, повторяем вслух. Затем учим его наизусть, берём предмет в руки, и вспоминая нашу задачу подбодрить – придумываем движения с предметом.
Цель: автоматизация орфоэпических норм.
Задачи:
· контролировать дыхание;
· не нарушать мелодику стихотворения;
· нести перспективу и мысль до конца;
· взаимодействовать с предметом;
· придерживаться орфоэпических правил.
Другие примеры стихотворений:
1. «Грусть»
511. 16.
5. 20. 337.
712. 19.
20 000. 47.
2. «Злость»
23. 15. 46.
23. 3000. 3. 8.
23. 12. 6. 6. 6.
23. 17. 48…
Вы можете также придумать свои «стишки» и практиковаться с чем угодно, с какой угодно задачей, всё зависит от вашего воображения.
Код на записи с выполнением упражнения:
«Скороговорки»
Имея опыт от предыдущих занятий, мы можем ещё усложнить наши задачи. Многие заблуждаются по поводу работы со скороговорками, считая, что они служат только для отработки дикции. В скороговорках мы также оттачиваем и закрепляем грамотную орфоэпию. Добавляя скорости необходим ещё бо́льший самоконтроль над грамотным произношением, важно не только быстрое и понятное произношение, но и плавность, создающаяся благодаря орфоэпии. Также в скороговорках мы можем добавлять и работу с предметом, и актёрскую задачу, и фантазию, и даже работу с партнёром, но об этом чуть позже.
Начнём с отработки обычных скороговорок. Если вы уже дошли до уровня автоматизации правил, то необязательно расписывать и разбирать каждое слово, можно пробовать делать это сразу устно.
Цель: грамотная орфоэпия и разборчивость на большой скорости.
Задачи:
· Чёткое произношение;
· Скорость;
Простые скороговорки:
1. Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала.
2. Интервьюер интервента интервьюировал.
3. От топота копыт по полю летит.
4. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
5. Около кола колокола, около ворот коловорот.
6. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
7. Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
8. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
9. Пролетали пролетарии над планетарием парламентариев, пролетали парламентарии над парламентом пролетариев.
10. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Код для прослушивания:
Скороговорок существует огромное количество, здесь представлены мои любимые. Для отработки таких простых скороговорок, можно слова в них менять местами, зацикливать, добавлять что-то новое, работать телом и/или с предметом. Можно также применить инверсию (прочитать в одну сторону, а затем в обратную, как на записи). Подробнее о таком виде работы можно прочитать в учебнике и рабочей тетради Ю. А. Васильева [5].
Разобравшись с простыми скороговорками, мы можем приступить к более длинным и сложным, которые состоят из нескольких простых и в скупе представляют собой полноценные рассказы. Эти скороговорки становятся сложнее не из-за большего количества сложных сочетаний, а ещё и из-за того, что это уже рассказ, в котором нужно нести смысл и перспективу, ставить логические паузы и ударения, не забывая об актёрской задаче. Играя в это, придумывая себе интересные предлагаемые обстоятельства процесс пойдёт легче, веселее и интереснее.
Цель: грамотная орфоэпия и разборчивость на большой скорости.
Задачи:
· Чёткое произношение;
· Скорость;
· Актёрская задача (обыграть текст);
· Расставить логические ударения и паузы;
· Донести смысл.
Сложные скороговорки:
1. На дворе трава, на траве дрова,
Раз дрова, два дрова, три дрова,
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора,
Не вместит двор дров,
Надо дрова выдворить со двора обратно!
2. Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
3. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал. Как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал. Да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе.
4. На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения для наилучшего шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от аппарата нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от шишек, негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушённые от шишек перешишкосушённых. За каждую недошишкосушённую или перешишкосушённую шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.
Для усложнения можно добавить себе инверсию. Код для доступа одного из лучших прочтений. В этой группе есть много вариаций прочтения этих рассказов, можете просто полистать стену группы. Каждый уникален! У вас наверняка получится что-то своё, главное не бояться и пробовать что-то новое.
Теперь мы можем выходить на новый уровень. Придумать собственный рассказ из скороговорок. Нужно помнить о целях и задачах в предыдущих упражнениях со скоровогорками, но теперь попробовать из имеющихся простых скороговорок (интернет в помощь) составить свой полноценный рассказ и попробовать обыграть его.
«Собственный рассказ»
Цель: зафиксировать полученные знания.
Задачи:
· Развить фантазию;
· Научиться применять полученные знания в собственной работе;
· Развить дикцию;
· Актёрская задача.
Рассказ, составленный мною на первом курсе:
У Тани скоро свадьба. Ткёт ткач ткани на платье Тане. И для праздника сего водовоз вёз воду из-под водопровода. Но привёз водовоз вовсе не воду, а водку, и ушлый Федька убежал на задний двор есть эту водку с редькой, а водка ест Федьку с редькой. А гости бегут, спешат, что аж от топота их копыт пыль по полю летит. Бедный тамада Осип осип, а Архип охрип кричать, что свадьба будет в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа!
Новость о Таниной свадьбе понеслась далёко…Из Кабардино-Балкарии до солнечной Болгарии, Из Куала-Лумпура до Буркина-Фасо, где курьер курьера обгоняет в карьер, чтобы пригласить интервьюируемого интервьюера, дабы избежать международных инцидентов. Из-за такой радостной суматохи расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала не расчувствовавшегося Николку так, что и они решили сыграть свадьбу.
Но как всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, так и всех свадеб не провести, не перевыпровести.
Код на просмотр работы с рассказом:
3.3 Работа с партнёром.
Мы уже много чему научились, однако высший пилотаж настаёт, когда мы полностью владеем своей речью и в жизни, и на сцене. Когда мы работаем на площадке с партнёром нам нужно учитывать предлагаемые обстоятельства, сверхзадачу, помнить мизансцены, актёрские и режиссёрские задачи, взаимодействовать с партнёром и жить. Очень непросто помнить о всём этом и контролировать своё тело.
Для составления рассказа из скороговорок или рассказа со сложными сочетаниями для двоих лучше придумать конфликтную ситуацию, диалоги, это будет выглядеть и звучать ярко и интересно.
Цель: грамотная речь на площадке.
Задачи:
· живая речь;
· живое действие;
· придумать и придерживаться определённого характера.
*это далеко не все задачи, которые достигаются в этом упражнении, все они также повторяются из предыдущих упражнений.
Два текста с 1 и 2 курса нашего обучения. Сюда также входят разнообразные звуковые сочетания для показательной работы над дыханием и дикцией. Делать всё с юмором и иронией поможет каждый раз привносить что-то новое. Главное также к своей работе на площадке добавлять действия и движения, чтобы было интересно и вам, и зрителю, это оживляет текст и вас самих.
«Торт “Физико-химический коллапс”».
Где одна – сумасшедший учёный из мира телевидения, а другая – скромный повар, делающий свою работу.
- Рады приветствовать вас, уважаемые зрители на нашей уникальной научно-популярной передаче.
- Сегодня с нами лауреат Шнобелевской премии Екатерина Менделеева-Клапейрон.
- И шеф-повар молекулярной кухни Евгения Чихахбили, и сегодня мы будем готовить торт
*вместе*
2-3-мета хлорбензол!
- Нам необходимо сделать несколько коржей…
- Вы хотели сказать: «Создать дисперсную систему!».
- М, да. Затем нам нужно добавить чайную ложку соли и соды…
- Хлорида натрия и натрия двууглекислого, выражайтесь грамотно, мы же имеем дело с наукой!
- Да, да, затем идёт полтора стакана гречишной муки, ложка пшеничной, ложка ржаной, стакан чистейшей воды, яйца без добавления пептидов, нитритов и цианидов.
- Это всё ужасно интересно, но нам нужна изюминка! - Что же вы предлагаете? Можно сделать дёшево и сердито глазированный слой из двух видов шоколада, сверху сделать конфитюр и украсить меренгой.
- Нужен дорогой ингредиент, посыпка… что же это будет? Каннабис? Золото? Платина?! ПРИДУМАЛА! Это будет тетрахлороплотоат тетраамино платины… *звуки, гипноз*
- Тетрахлороплатоат тетраамино платины…
- Тетрахлороплатоат тетраамино платины…
- Но мы обязтельно добавим туда: орегано, тимьян и кардамон!
- Добавим, но самый писк, не забывайте у нас передача! Мы должны разогреть молоко для торта в жерле вулкана
*вместе*
Эйяфьядлайёкюдль!
- И тогда наш торт 2-3-мета хлорбензол будет готов!
- Ну а мы с вами прощаемся и увидимся ровно через неделю уже с другим поваром!
Очень многое зависит от того как вы обыграете этот текст. Отрывок нашего упражнения с первого курса:
«Ведьмин шабаш»
Представьте, что вы в лесу, создайте атмосферу из звуков разных птиц, ветра. Почти всегда, когда один из партнёров говорит свою реплику, второй создаёт звуковую подложку. В данном упражнении можно отлично поиграть с диапазоном вашего голоса. Здесь мы варим зелье в воображаемом котле, за который позже идёт борьба, очень важно видеть один предмет вдвоём.
-Ааааауууу!
- Ааааааууу!
- Ау!
- Ау!
- Ууууууу
- Рамамба хару мамбуру!
- Ууууууу
- Рамамба хару мамбуру!
- Ууууууу
- Рамамба хару мамбуру!
-У! Ворожея, ворожея придут ко мне сейчас мужья.
- Колдуя, колдуя, мужа найду я!
*вместе*
Под полной луной колдуем мы с тобой!
- Под знаком стрельца найду удальца!
- В котелке варю я суп – рыбой будет мой супруг!
- Ф! Ш! Парю, жарю.
- К! П! Любовью управляю
- Х! С! Кручу, верчу!
- В! З! Добавить хочу!
*повторяет в одном ритме, пока не дождётся своей реплики* Щепотку, щепотку…
- Мышцы Шварцнегера, нос Джонни Деппа!
*повторяет в одном ритме, пока не дождётся своей реплики* Щепотку, щепотку…
- Улыбку Бандэроса, челюсти Бреда!
*вместе*
Чайную ложку, таланта немножко!
- Глаза голубые.
- Желательно карие.
- Роста побольше!
- Чем меньше, тем лучше!
- Хотелось бы умного!
- Л