ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ




 

Сегодня в Китае государство активно стимулирует участие фирм (независимо от форм собственности) в развитии технопарков. Так, предприятия, использующие перспективные разработки, платят налог со своих доходов в размере 155 от его обычных размеров, а фирмы, 70% продукции которых идет на экспорт, - только 10%. Кроме того, вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года. Если новые корпуса строятся за счет внутренних капиталовложений, не взимается налог на строительство. Фирма освобождается от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки. На развитие инфраструктурных зон правительство ежегодно выделяет займы и инвестиции. Для привлечения рискованного капитала вводятся системы венчурных инвестирований [5].

Для поощрения и привлечения отечественных и иностранных инвесторов, местные администрации разрабатывают дополнительные льготы, в дополнение к тем, что предоставляются центральным правительством. Предприятия, в которых более половины годовой валовой продукции идет на экспорт, платит подоходный налог по тарифу 10%. Приборы и оборудование, импортируемые, предназначенные для проведения исследований и освоения высоких технологий, не выпускает местная промышленность, освобождаются от таможенной импортной пошлины. Предприятия пользуются рядом льготных условий при проведении капитального строительства на территории зоны.

Для «выращивания» инновационных проектов существует концепт бизнес-инкубатора. Бизнес-инкубатор в сфере высоких технологий (далее условно именуемый БИВТ), предсталяет собой организацию/предприятие, которое помогает «обработать напильником» идею фирмы-инкубанта, т.е. довести её до ума через предоставление офисных помещений, консультаций по правовым, финансовым (в т. ч. привлечение инвесторов и банковских ссуд), маркетинговым и управленческим вопросам, а также поддержку при оформлении пакета документов для заявки на получение государственных грантов. Зачастую БИВТ носит название «ХХ БИВТ/Парк Инноваций + название провинции/города» (например Shanghai Withhub High-tech Business Incubator). Некорорые БИВТ концентрируются на «профильных» проектах, представляющих определённую отрасль (например, оптоэлекронику), возвратившихся с обучения зарубежом специалистов и даже женщин.
Идея бизнес-инкубатора пришла в Китай из США, первенец был основан в славном городе Ухань в 1987 году. На данный момент в Китае существуют около 600 БИВТ, под эгидой которых развиваются около 40 тысяч компаний, со штатом более 700 тысяч сотрудников.

Прежде чем перейти к бизнес-моделям БИВТ, несколько слов о структуре собственности и географическом распределении [6].

Учредителями БИВТ в большинстве случаев выступают, единолично или совместно, правительственные структуры центрального, провинциального и муниципального уровней, госпредприятия и университеты. Примерно половина всех БИВТ расположена на территории т. н. промышленных технопарков. Стоит отметить, многие БИВТ — некоммерческие организации, не вкладывающие средства в фирму-инкубант; к БИВТ с целью получения прибыли относятся многие университетские инкубаторы (напр. Циньхуа) и госпредприятия.

Аналогично распределению центров экономического роста, высокая концентрация БИВТ наблюдается в дельте Жемчужной реки (Шеньчжень), дельте Янцзы (Шанхай) и Бохайском регионе (Пекин и Тяньцзинь).

Бизнес-модели/источники доходов [7-8]:

- госсредства, нередко в форме одноразовй инвестиции в объект недвижимости;

- доходы от сдачи в аренду инкубантам помещений по сниженному тарифу (значительно ниже рыночной ставки);

- доходы от предоставления инкубантам платных услуг (в качестве исключения, т. к. основные услуги бесплатны);

- возмещение части от суммы уплаченного фирмой-инкубантом муниципального налога. 40% получает БИВТ, 60% фирма-инкубант (данные на Пекин). Таким образом уплаченный налог полностью возмещается государством, но не в полной мере фирме-инкубанту;

- доходы от продажи доли капитала в успешной фирме-инкубанте частному инвестору или после размещения её акций на бирже (IPO) в случае капиталовложения в проект.

Типичный БИВТ представляет собой сравнительно недавно построенное офисное здание или часть офиcного комплекса. Каждому «подопечному» инкубанту выделяется офисное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, телефоном и доступом к широкополосному интернету. Присутствует зал для конференций и проведения семинаров. Инкубатор предоставляет услуги почтового и телефонного сервиса (секретариат). Количество фирм-инкубантов составляет в среднем 50-60. Как правило, БИВТ имеют право на вмешательство в оперативное управление фирмой-инкубантом, и зачастую им активно пользуются.

В пакет бесплатных услуг инкубатора входит консультирование по следующим вопросам:

- Финансовая сторона — составление бизнес-плана, моделирование финансовых потоков, определение поворотных вех проекта;

- Маркетинг — методика продвижение продукта на рынке, например посредством концепта «Four P»;

- Правовая сторона — регистрация предприятия, патентирование, ответственность за продукт, отношения с инвесторами, налоговые вопросы

- Оперативный менеджмент — решение текущих вопросов и оптимизация производственных процессов;

- Составление пакета документов для заявки на получение государственных грантов. Крайне важный момент, т. к. для получения гранта соискателю нужно доказать, что его проект — вклад в развитие высоких технологий страны. Гранты являются чуть ли не единственным источником доходов на период от регистрации фирмы до выхода на рынок её продукта, что может занять и год и два.

Кто заинтересован в инновационном развитии Китая:

- Правящей элите и высшим госчиновникам: «родные» (отечественные) инновации /понижение зависимости от зарубежных технологий — повышение производительности труда — стабилизация роста и повышение конкурентоспособности экономики — увеличение благосостояния нации. Eжегодные издержки экономики на нужды НИОКР с 1991 по 2005 год увеличивались в среднем на 15% и составляли в 2005 году почти 250 млрд. юаней. В рамках «Национального средне- и долгосрочного плана развития науки и технологий 2006—2020» чётко прописано развитие мелкого и среднего предпринимательства;

- Местым чиновникам: местные инновации — повышение экономических показателей (ВВП, занятость, инвестиции) — налоговые сборы;

- Госпредприятиям: в условиях ужесточающейся конкуренции со стороны частных и иностранных компаний и сокращение кредитования необходимы источники инноваций «под боком», минимизация потерь при сокращении штата сотрудников, эффективное использование производственных мощностей и помещений, и конечно же, дополнительные источники доходов;

- Университетам: предотвращение «оттока мозгов», доходы от капиталовложений, инвестиции, улучшение репутации;

Несмотря на значительную финансовую поддержку со стороны государства, положение вещей на местах не столь радужно, как могло бы показаться. Ниже перечислены факторы, ограничивающие успешное развитие:

- Отсутствие эффективного менеджмента. Лаобань БИВT — ось вращения и центр притяжения всех производственных процессов инкубатора. Помимо понимания технологий он должен обладать чутьём бизнесмена и уметь оценить не только технологический, но и рыночный потенциал/риск краха проекта с учётом фактора времени (time-to-market). Так же необходимы контакты с участниками рынка в определённой отрасли и потенциальными источниками частных капиталовложений. Стоит особо отметить отношение менеджмента к риску краха фирмы-инкубанта. На западе процент «выживших» колеблется в районе 10 — 20%, тогда как китайские менеджеры зачастую не готовы к принятию на себя такого риска. Следовательно, идеи с высокими коэффициентами риска/прибыли, которые способны сделать «технологический прорыв» встречают более скептическое отношение к себе, чем более «надёжные» проекты с инкрементальными улучшениями сегодняшних продуктов;

- Hеразвитый рынок венчурного капитала в Китае. Венчурный капитал в основном сконцентрирован в руках государственных фондов. Частные и зарубежные венчурные на данный момент инвесторы сравнительно малозначительны из-за неясной правовой ситуации и непрозрачности рынка;

- Госинвестиции в НИОКР носят зачастую характер вложений в аппаратное обеспечение, а не в человеческий капитал (Оборудование — новоё, а работать с ним некому);

- Невосприятие идеи частного предпринимательства со стороны некоторых слоёв населения в силу сравнительно недавнего начала периода экономических реформ (если брать за точку отчёта 1992 — «Южный поход» (нан сюнь) Дэн Сяопина).

Два года назад в России вышла книга нобелевского лауреата по экономике Рональда Коуза «Как Китай стал капиталистическим». Но так ли это? Подвергся ли здесь социализм ликвидации? Англо-американец об этом умалчивает, замечая, что в КНР сформировался «капитализм с китайской спецификой». Под неё подпадает то, что более 80% финансового сектора, естественных монополий и предприятий, добывающих сырьё, находятся в руках государства под контролем КПК. Ещё выше (почти 100%) участие государства в телекоммуникациях и СМИ. Оно регулирует и земельные отношения. Не говорит нобелевский лауреат и о такой «специфике», как сохранение централизованного планирования (ныне идёт 13-я пятилетка) – важнейший признак социализма. Сами китайцы иногда называют свою систему «двухколейной», как комбинацию плана и рынка, социализма и капитализма [9].

Суждения Р. Коуза разделяют отдельные представители левых сил, правда, они этот тренд критикуют. Факт благотворности сочетания преимуществ социализма и капитализма ими игнорируется. Более важно для них соблюдение «чистоты» марксизма-ленинизма. Между тем Китай наталкивает на мысль о необходимости либо поменять представление о социализме, либо внести коррективы в формационную концепцию и признать реальность появления и утверждения нового интегрального общества.

Иные аналитики приравнивают китайские реформы к ленинскому НЭПу. Схожесть есть, как и различия. В Китае симбиоз не считается краткосрочным и вынужденным отступлением к капитализму, а длительным, рассчитанным на многие десятилетия, а может, и столетия состоянием [10].

Таким образом, в результате экономических реформ в Китае частные и капиталистические формы собственности с атрибуты «китайского социализма», что расходится с традиционным марксистским учением. Рассуждения о «классовой борьбе и эксплуатации человека человеком» в Китае отодвинуты на задний план, а главным критерием эффективности перемен служит развитие производительных сил и улучшение благосостояния людей. В компартию принимают миллионеров, которых здесь более трёх миллионов, многие миллиардеры входят в состав Всекитайского собрания народных представителей – парламента КНР. Желание части китайских толстосумов заставить политические верхи плясать под их дудку порой возникает, но пресекается самыми решительными средствами.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В конце этого года в Китае пройдут мероприятия по случаю 40-летия начала экономических реформ. В декабре 1978 года на III пленуме ЦК КПК 11-го созыва решили сместить усилия партии и государства с классовой борьбы на преобразование хозяйственной сферы. Это и сыграло главную роль в становления нового Китая и связано с именем Дэн Сяопина. Ныне страна – «мастерская мира». Кризисы давно в прошлом, ВВП рос быстрее, чем где-либо, – в среднем на 9,5% ежегодно. Реальный производственный сектор теперь больше американского, экономика вторая в мире по номиналу и с 2014 года первая по паритету покупательной способности. Долг США Китаю превышает триллион долларов.

Страну избороздили ультрасовременные автобаны и высокоскоростные железные дороги: поезда движутся на 100–200 км в час быстрее, чем их собратья в России. В сфере научных разработок в Китае занято свыше 5,5 млн. человек. Особые усилия предпринимаются в области цифровизации и создания технологий искусственного интеллекта.

За 40 лет Китай вывел из бедности 700 млн. человек. Средняя продолжительность жизни превысила 76 лет, а в Пекине и Шанхае она и того больше. Базовый оклад рабочих удваивается каждые пять лет. Разрастается средний класс, стоящий по абсолютному показателю на первом месте в мире.

Решаются экологические проблемы. Во время прежних пребываний здесь мне доводилось видеть, как в Пекине, других городах люди ходили с защитными повязками на лице. Теперь таких почти не встретишь. С 1 января этого года компании обложили солидными «экологическими налогами» – будет ещё чище.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гельбрас В.Г. Экономическая реформа в КНР. Очерки, наблюдения, размышления / В.Г. Гельбрас. М., 1990.

2. Долгополов Н.М. Китайская народная революция / Н.М. Долгополов // Российская газета. -2008. - 28 авг.

3. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.

4. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. - М., 1997. - 216 с.

5. Малявин В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент / В.В. Малявин. - М.: Европа,

2005.

6. Маомао. Мой отец Дэн Сяопин. М., 1995.

7. Переломов Л.С., Ломанов А.В. XXI век Китая, век конфуцианства / А.В. Ломанов, Л.С. Переломов // Проблемы Дальнего Востока. - 1998. - №3. - С. 123-129.

8. Пивоварова Э.П. Строительство социализма со спецификой Китая: поиск пути / Э.П. Пивоваров. М. 1992.

9. Полубота А. Великий китайский путь / А. Полубота // Литературная газета. - №34 (6335).

10. Портяков В.Я. Дэн Сяопин и экономическая реформа в Китае / В.Я. Портяков // Проблемы Дальнего Востока. - 1994. - №6.

11. Просеков С.А. Достижения и проблемы социально- экономического развития современного Китая (к 40-летию реформ Дэн Сяопина) // Теоретическая экономика. 2018. №2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostizheniya-i-problemy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sovremennogo-kitaya-k-40-letiyu-reform-den-syaopina (дата обращения: 01.12.2018).

Просеков С.А. Социально-философский анализ современных реформ Китая // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2011. - №3. - С.24-40.

12. Титаренко М.Л. Китайская народная республика в 2006 году: политика, экономика, культура / М.Л. Титаренко. - М., 2007. - 516 с.

13. Успехи и проблемы модернизации современного Китая. Сборник тезисов докладов участников III Международной научно-практической конференции «Великие экономисты и великие реформы», к 110-летию со дня рождения Дэн Сяопина / Под ред. Р.М. Нуреева, С.А. Просекова. 2014.

14. Фишмен Т. Китай INC. Восход сверхмощного глобального конкурента / Т. Фишмен. - М.: Эксмо, 2007. - 448 с.

15. Юдина Т.Н., Арутюнов Г.Б. Конфуцианство как философия хозяйства и эволюция китайской экономической мысли в ходе модернизации (конец 1970-х гг. - по наст. время) / Т.Н. Юдина // Философия хозяйства. - 2011. - №5. - С. 51-61.

16. XIX съезд КПК. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://vkpb.ru/index.php/mezhdunarodnoe-kommunisticheskoe-dvizhenie/item/2885-xix-s-ezd-kpk

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: