Начало производства масштабных моделей автомобилей




Краткая история ПО «Тантал»

Предприятие «Тантал» было основано в 1949 году на базе танковых ремонтных мастерских и называлось оно тогда – «Саратовский завод электроприборов». В 1971 году завод был переименован в Саратовский завод «Тантал». В 1976 году ему сменили название на «Производственное объединение «Тантал», которое продержалось до 1993 года. И уже в 1993 году завод получил свое нынешнее название - Открытое акционерное общество «Тантал».

Стоит отметить, что на протяжении всей своей истории существования в советский период, завод входил в структуру Министерства электронной промышленности СССР. Но помимо бытовых и промышленных электроприборов, на «Тантале» изготавливались вакуумные и твердотельные генераторы, служившие элементной базой для сложнейших систем вооружения. В это же Министерство входило и другое предприятие, связанное с модельным производством – Казанский завод радиокомпонентов, позже переименованное в ПО «Элекон». На этом заводе в Казани было налажен выпуск первых масштабных моделей грузовиков СССР (1978 год – КамАЗ-5511).

Начало производства масштабных моделей автомобилей

До начала выпуска масштабных машинок на заводе «Тантал» в середине 60-х годов было налажено производство игрушек, в том числе мотоциклов Иж-Юпитер-2К (масштаба 1:24), мотоцикла Днепр-2 (масштаба 1:30), металлических танков и подобной техники.

Далее, с подачи инициативной группы рабочих на заводе было создано конструкторское бюро (рук. Кожевников). Сотрудники КБ побывали на нескольких заводах Автопрома, где познакомились с производством настоящих машин. Были разработаны чертежи моделей-копий, и был начат выпуск масштабных машинок.

Первой моделью стал легендарный «Москвич-408» с номером А-1, который выпустили в 1971 году. Конечно же, он сильно отличался от современных моделей: дверцы не открываются, сама модель насчитывает всего 9 элементов, колеса точеные, различные детали нарисованы краской. Однако именно он является одним из самых почитаемых у коллекционеров сегодня. В качестве примера конструкторы Тантала ориентировались на модель Dinky, которую привезли из Франции. На Москвиче, также как и на Dinky, капот крепился на пластине и мог открываться и закрываться.

Вторая модель Москвича-408 под номером А-2 увидела свет в 1973 году. В этом же году начался выпуск других моделей – «Москвичей» - 426, 427, 433 и 434. Однако их масштабное производство началось год спустя.

До 1975 года маркировка выпускаемых моделей не была приведена к единой. Был период, когда «Москвичи» 408 и 412 маркировали артикулами – до 1973-1975 гг, а с 1974 по 1975 артикулами маркировались модели «Москвича» - 426, 427, 433, 434. В 1975 году на заводе было принято решение установить единую маркировку: номер А1 для «Москвича-412» и номер А-2 для «Москвича-408». В конце 70-х годов основной выпуск масштабных моделей автомобилей был перемещен на завод «Радон» (г. Маркс, Саратовской области), который входил в ПО «Тантал».

Вскоре было начато масштабное производство и продажа моделей советского Автопрома, причем их продавали не только на территории СССР, но и за пределами Союза – в 40 странах по всему миру. На эскорт шли модели, на днище которых название «Москвич-412» было нанесено латинскими буквами. В начале 80-х годов на заводе был налажен выпуск моделей тракторов МТЗ-82 и ДЗ-117 в 43 масштабе, «ВАЗов» и других моделей. К тому же происходило повышение сложности и копийности осваиваемых моделей, в которых становилось все больше деталей и открывающихся элементов.

Уже в 1982 году выпуск всех моделей составлял 2 миллиона штук в год. Однако, разные источники того времени говорят по-разному: одном журнале была названа цифра – 10 миллионов машинок за 10 лет (имеется ввиду с начала поступления в массовое производство в 1974 году), другой источник называет уже цифру 18 миллионов за 12 лет. Так ли это или нет, сейчас уже проверить вряд ли получится. Тем не менее, цифры эти остаются внушительными, учитывая что номенклатура выпускаемых моделей также увеличилась: на тот момент помимо «Москвичей» выпускались мини-копии практически всех советских автомобилей того времени. Она включала правительственные серии, спецавтотранспорт, легковые автомобили и др.

Хронология выпуска масштабных моделей на заводе:

1975 год - «Москвич-403» (А7), "Москвич-412 ГАИ" (А8), ВАЗ-2101 (А9), ВАЗ 2102 (А11).

1976 год - серийный выпуск "Москвич-403" (А7), "Москвич-412 ГАИ" (А8), ВАЗ-2101 (А9), ВАЗ 2102 (А11), Москвич-412 Иж (А10).

1976-1978 гг. - ЗАЗ-968 (А16).

1977 –"Иж-Комби" (А12), ВАЗ-2101 ГАИ (А17), "Москвич-пикап" (А19).

1978 год – начато производство моделей с тамповками символики Московской Олимпиады-80, автомобиля "Чайки" ГАЗ-13 (А15), "Волг" ГАЗ-2402 (А13) и ГАЗ-24 (А14), РуссоБалта С24/40 Торпедо (А22). В этом же году было завершено производство "Москвич-412" Иж (А10) и ЗАЗ-968 (А16).
1979 год - RAF-2203 (А18).
1980 год - RAF-2907 (А21), ВАЗ-2121 "Нива" (А20), ГАЗ -2402 "Эскорт" (А23), ГАЗ-2402 "Скорая помощь" (А24), ГАЗ-24 ГАИ (А26),электрифицированной модели "Чайки" ГАЗ-13; окончание производства моделиRAF-2907 (А21).
1981 год - УАЗ-469 (А34), П1 Полуприцепа "Скиф"-М для модели ВАЗ-2121.
1982 год - ЗиЛ-117 (А31), Руссо-Балт С24/30 ландоле (А35), Руссо-Балт С24/30 дубль-фаэтон (А36), Руссо-Балт С24/40 лимузин-берлин (А37), МТЗ-82 "Беларусь" (Т-1).
1983 год - RAF-патрульная (А25), ВАЗ-2105 (А39), УАЗ-452В (А41), ДЗ-117 Т-130 (Т-2); окончание производства модели "Москвича-403". Появление на днищах моделей надписи "Made in USSR".
1984 - ВАЗ-2107 (А40)
1985 - ЗиЛ-115 (А42)

1986 - ГАЗ-3102 "Волга" (А38). Прекращение нумерации моделей.

1988 - ГАЗ-А.
1989 - ВАЗ-2108.

1990 - "Москвич-2141" и ВАЗ-2109.
1991 - начало производства модели прицепа КП-2-48 (полевая кухня) для УАЗ-469, МТЗ-82, прицепа ГАЗ-704 для тех же моделей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: