Анатомия и физиология эндокринных желез.
Дата проведения занятия: _____________________ Оценка: _________________________
Цель занятия: Изучить строение и функции щитовидной, паращитовидных желез, тимуса и надпочечников.
Оборудование: таблицы: «Эндокринная система», атлас С. Поклонской.
Студенты должны знать:
- Щитовидная железа, строение, гормоны их влияние на обмен веществ, проявления гипер- и гипофункций.
- Паращитовидные железы, строение, их гормоны и функции, проявления гипер- и гипофункций.
- Эндокринная функция поджелудочной железы.
- Надпочечники, строение, их гормоны, функции. Понятие о стрессе. Роль гормонов надпочечников при стрессе.
- Половые железы, строение, их гормоны.
Студенты должны уметь:
- Объяснять механизм действия гормонов;
Практическая работа способствует формированию следующих компетенций: ОК 1., ОК 2, ОК 3., ОК 4., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 2.1., ПК 3.1., ПК 3.2.
План занятия.
I. Входной контроль.
II. Инструктаж к практической работе.
III. Самостоятельная работа студентов.
IV. Оформление дневников.
V. Выходной контроль.
Ход занятия.
I Дать ответы на тесты входного контроля, перейдя по ссылке, указанной преподавателем:
II. Ознакомьтесь с инструкцией. В случае неясных вопросов вы можете позвонить или отправить личное сообщение с вопросами, получить разъяснения
III. Самостоятельная работа студентов.
Сделать подписи к рисунку. Научиться проводить пальпацию щитовидной железы.
Рис 1. Строение щитовидной железы
![]() | |
Установить соответствия.
![]() | ||||||||||||||
| ![]() | |||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() |
| |||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
| ![]() | |||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
Сделать подписи к рисунку. Установить соответствия.
Рис 2. Строение надпочечников
![]() | ||
![]() | |||||||||||
| |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
| |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
| |||||||||||
![]() | |||||||||||
| |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
Сделать подписи к рисунку. Заполнить таблицу.
Рис 3. Строение поджелудочной железы
![]() | ||
Гормоны поджелудочной железы
Гормон | Действие |
5. Дать ответы на вопросы.
5.1. Какие гормоны секретирует тимус?
_____________________________________________________________________________
5.2. Какие возрастные особенности развития тимуса? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.3. Какое действие оказывают гормоны тимуса? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.4. Как тимус влияет на половое развитие? _____________________________________________________________________________
6. Решить ситуационные задачи.
6.1. Известно, что для снятия острых аллергических состояний, приступов бронхиальной астмы, анафилактического шока успешно используют глюкокортикоиды. Какая их функциональная особенность проявляется в данном случае? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2. После перенесенного туберкулеза надпочечников или других тяжелых инфекционных заболеваний, а также при длительном лечении ГКС, может наступить атрофия коркового вещества надпочечников. Какое заболевание развивается вслед за этим? Как продлить жизнь человеку?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3. Выделение, какого гормона увеличивается при чрезмерной физической нагрузке, стрессовых ситуациях, переохлаждении? _____________________________________________________________________________
6.4. Какой гормон может вызвать расширение зрачка, гипертензию, усиление работы сердца, гипергликемию, ослабление моторной функции кишки? _____________________________________________________________________________
6.5 У ребенка заметно снижено физическое и психическое развитие, замедлен обмен веществ. О недостаточности, какой эндокринной железы это может свидетельствовать?
_____________________________________________________________________________
6.6. Два человека одинакового возраста и массы находились в лесу на охоте в холодный зимний день. Один из них страдает гипертиреозом, а другой - гипотиреозом. Кто из них лучше переносит холод? ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.7. Во время исследования больного определено, что содержание глюкозы в крови 14,2 ммоль/л, в моче содержание глюкозы 1,2 г/л, реакция на ацетон положительная. Как можно объяснить эти данные? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.8. Какие лабораторные исследования нужно провести, чтобы отличить сахарный диабет от несахарного? ___________________________________________________________________________
6.9. У больного уровень кальция в крови составляет 1,8 ммоль/л при средней норме 2,2-2,8 ммоль/л. Как вы оцениваете этот показатель? Какой термин обозначает это состояние? Какой гормон в организме человека повышает уровень кальция в крови, а какой понижает? В каких эндокринных железах они вырабатываются? Как изменится секреция организмом этих гормонов, чтобы нормализовать уровень кальция? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Тема занятия: Анатомия и физиология гипоталамо-гипофизарной системы.
Содержание:
- Гипоталамо-гипофизарная система – структуры ее образующие;
- Тропные гормоны гипофиза, состояния при гипо- и гиперсекреции;
- Гормоны средней и задней долей гипофиза – происхождение физиологическое действие;
- Эпифиз – особенности строения, гормоны их физиологическое действие.
Литература: Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009 стр. 464-470