Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)




Младший возраст (3-4 л.)

Цель: диагностика сформированности словаря детей.

Задание 1. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2. Скажи, какая Марина?

1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);

2) называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3. Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это — носочки, это — платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки — это...?»)

1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);

2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово — действие (стоит или сидит).

7. Что можно делать с куклой?

1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

3) называет одно слово (играть).

Задание 2. Мяч.

1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?

1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);

2) называет одно слово;

3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).

2. Что с ним можно делать?

1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);

2) называет два действия (играть, бросать);

3) называет одно слово (играть).

3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:

— Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)

— А ты что сделал? (Поймал.)

— Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)

— А я что сделала? (Поймала.)

1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;

2) называет 2—3 глагола правильно;

3) называет только одно действие.

Задание 4.

1. Как одним словом назвать куклу, мяч?

1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);

2) перечисляет названия (Катя, мяч);

3) говорит одно слово (кукла).

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?

1) Составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);

2) перечисляет игрушки;

3) называет одну игрушку.

Средний возраст(4-5 л.)

Задание 1. Кукла.

Цель: проверка сформированности словаря детей.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Скажи, что такое кукла!

1), Ребенок дает определение (кукла — это игрушка, с куклой играют);

2) называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);

3) не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2. Какая на кукле одежда?

1) Ребенок называет более четырех слов;

2) называет более двух вещей;

3) показывает, не называя.

3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

1) Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);

2)дает только глаголы — побегай, помаши;

3) дает неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

1) Ребенок называет слово посуда;

2) перечисляет отдельные предметы посуды;

3) называет один предмет.

5. Какую посуду ты знаешь?

1) Ребенок называет более четырех предметов;

2) называет два предмета;

3) называет один предмет.

6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)!

1) Правильно отвечает на все вопросы;

2) ответил на три вопроса;

3) выполнил только одно задание.

7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)

1) Называет по цвету (или форме и величине);

2) перечисляет отдельные признаки (эта чашка — зеленая, эта — красная, эта — высокая);

3) называет одно отличие.

8. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный — это стакан или ваза? Металлическая, блестящая — это вилка или нож? Глиняное, расписное — это блюдо или тарелка?

1) Выполняет все задания;

2) выполняет два задания;

3) выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая... (мелкая); один стакан высокий, а другой... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная).

1) Правильно подобрал все слова;

2) выполнил два задания;

3) выполнил одно задание.

10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

1) Называет ручку у 3—4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

2) называет две ручки (у кастрюли, сковородки);

3) показывает ручку у чашки.

Задание 2. Мяч.

1. Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»

1) Ребенок дает определение (мяч — это игрушка; он круглый, резиновый);

2) называет какой-то признак;

3) повторяет слово мяч.

2. Что значит бросать, ловить!

1) Ребенок объясняет: бросать — это я кому-то кинул мяч, а другой поймал;

2) показывает движение и нацеливает, говорит — бросил;

3) только показывает движение (без слов).

3. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?

1) Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют;

2) называет только различия по цвету;

3) говорит одно слово.

4. Какие игрушки ты знаешь?

1) Ребенок называет более четырех игрушек;

2) называет более двух;

3) говорит одно слово.

Старший возраст(5-6 л.)

I серия заданий.

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования.1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

2) называет отдельные признаки, действия;

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: