Развитие мотивационной сферы человека




МОТИВЫ- то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивы применяются для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. Могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Мотивация – ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих целенаправленное поведение человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факты могут быть разделены на три самостоятельные класса:

1) при анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояния активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности;

2) если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих, а не других поведенческих актов, то исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения;

3) при решении вопроса о том, каким образом производится регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта.

Специфика мотивационной сферы состоит в том, что:

1) мотивация человека имеет социальное происхождение, то есть соответствует потребностям и нуждам общества, ее можно менять и воспитывать, то есть ее можно создать;

2) опосредована интеллектом, речью и сознанием;

3) обладает функциональной автономностью то есть не зависит от состояния организма;

4) направлена на отдельные цели;

5) имеет иерархический характер;

6) деятельность человека полимотивированна;

7) Импринтинг (запечатление)

8) Простое обусловливание – закрепление

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе.
Формирование человеческих потребностей в онтогенезе — развитие форм интенциональности деятельности за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную роль при этом имеет подражание, ориентированное на значимых взрослых или референтные группы.
Для описания процесса формирования человеческой мотивации А.Н. Леонтьевым предложено понятие „сдвиг мотива на цель“.

Сдвиг мотива на цель — механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев. Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.
Синоним — функциональная автономия Г. Олпорта.
Литература.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304.Это — механизм формирования новых мотивов, которая те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.
Близкое значение имеют понятия функциональной автономии в теории личности Г. Олпорта и катексиса З. Фрейда.
Функциональная автономия (лат. functio – исполнение и греч. autos – сам + nomos – закон) — состояние, которое характеризуется тем, что определенное поведение, изначально ориентированное на достижение какого–то результата, становится самоценным и начинает приносить удовлетворение само по себе, возможно вне достижения тех или иных целей.

Понятие «ведущая деятельность» рассмотрено в соотношении с другими фундаментальными идеями культурно-исторической психологии – «социальная ситуация развития», «взаимодействие реальной и идеальной форм», и «психологическое новообразования возраста». Показано, что ведущая деятельность по психологическому содержанию не вполне совпадает с понятием «социальная ситуация развития».
Представление о развитии психики как линейном индивидуально-хронологическом процессе смены ведущих деятельностей во многом не соответствует тому, как эта проблема рассматривалась и Выготским и Элькониным. Смена ведущих деятельностей есть процесс, за которым кроется и в коем как в своей форме находит выражение постоянная структурная реорганизация всей системы деятельностей ребенка как живой, органической системы взаимодействия идеальных и реальных форм. За внешне линейным процессом перехода от одной ведущей деятельности к другой скрыт глубинный процесс поиска и обретения человеком на каждом этапе развития качественно нового пространства возможностей.

Ведущая деятельность деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития ребенка. Внутри В.д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

Ведущая деятельность - деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития ребенка. Внутри В.д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Теоретический конструкт, призванный объяснить формирование высших психических функций. Деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Виды: - непосредственное общение младенца со взрослыми; - предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве; - сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста; - учебная деятельность школьников; - профессионально-учебная деятельность юности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: