№ | Утверждения | Баллы |
36. | Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку | |
37. | Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях | |
38. | Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь | |
39. | Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг) | |
40. | Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей | |
Всего: |
Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других
№ | Утверждения | Баллы |
41. | Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам | |
42. | Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер | |
43. | Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе | |
44. | Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми | |
45. | Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав | |
Всего: |
Обработка результатов
По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.
Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Для исследования эмпатии используется методика «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES). Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.
|
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения.
Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.
Бланк для ответов
к методике «Шкала эмоционального отклика»
|
Фамилия, имя, отчество _____________________________
Пол ___________ Возраст ___________ Дата ___________
№ п/п | Утверждение | Ответ | |||
Согласен (всегда) | Скорее согласен (часто) | Скорее не согласен (редко) | Не согласен (никогда) | ||
Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко | |||||
Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства | |||||
Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать | |||||
Я считаю, что плакать от счастья глупо | |||||
Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей | |||||
Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств | |||||
Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие | |||||
На мое настроение очень влияют окружающие люди | |||||
Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми | |||||
Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки | |||||
Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь | |||||
Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой) | |||||
Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле | |||||
Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь | |||||
Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются | |||||
Мне неприятно, когда люди при просмотре кинофильма вздыхают и плачут | |||||
Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет | |||||
Я теряю душевное спокойствие, когда окружающие чем-то угнетены | |||||
Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков | |||||
Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных | |||||
Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге | |||||
Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей | |||||
Я очень переживаю, когда смотрю фильм | |||||
Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг | |||||
Маленькие дети плачут без причины |
Обработка результатов
|
Для обработки ответов удобно воспользоваться Бланком подсчета результатов. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов.