КОВАЛЕВ ДМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ




студент 2 курса

юридического факультета, группа Юм05/1906з

Российской таможенной академии

(e-mail: kovalev1998dm@mail.ru)

(научный руководитель: д.ю.н., профессор Альбов А.П.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ
И ЦИФРОВЫХ ДЕНЕГ

 

Аннотация: в статье рассматривается становление законодательства Российской Федерации в области регулирования цифровых прав и цифровых денег в сравнении с опытом зарубежных стран, а также перспективы и проблемы его развития.

Ключевые слова: цифровые права, цифровые деньги, цифровизация, криптовалюта, цифровая экономика, цифровые технологии.

 

Цифровизация является одним из главных вызовов в развитии любого современного государства. В настоящее время мы находимся на пороге совершенно нового технологического подхода, связанного с внедрением цифровых технологий в экономику и социальные сферы жизни общества. Такой подход вызван непрерывным научно-техническим прогрессом, изменением форм и моделей экономической организации, механизмов государственного управления и необходимостью адекватного правового регулирования происходящих изменений.

Процесс цифровизации затронул все государства в мире, так как цифровизация безусловно влияет на конкурентоспособность государства, обеспечивает экономический рост и повышает уровень и качество жизни населения страны.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[1] в качестве одной из приоритетных задач выделяет обеспечение внедрения цифровых технологий в экономику и социальные сферы. Принятая программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[2] подчеркивает необходимость создания адекватного правового регулирования экономических отношений в современных условиях развития государства. Еще в 1995 г. профессор из США Н. Негропонте сформулировал понятие «цифровая экономика»[3]. С тех пор данный термин применяется для определения нового уровня экономических отношений, основанного на цифровизации.

В мире созданы такие цифровые технологии, как искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности, Блокчейн, облачные сервисы. Однако несмотря на стремительное развитие цифровых технологий, Россия не занимает ведущих позиций в правовом регулировании данной сферы правоотношений.

В отличие от отечественного законодательства, во многих государствах существует целый ряд нормативных актов, регулирующих правоотношения в области цифровых прав и цифровых денег. Так во Франции на законодательном уровне определены такие понятия, как электронная торговля, электронная коммерция. В Великобритании правовое регулирование в данной сфере осуществляется в соответствии с Положением об электронных коммуникациях инфраструктуры и услуг, Положением о защите интеллектуальной собственности в связи с использованием электронных сообщений, Положением об обмене данными и т.д.

Как справедливо отмечает В.А. Вайпан, «туманные» детали развития новой цифровой экономики требуют надлежащего юридического оформления»[4]. По мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, возникла «новая цифровая реальность, зарождается новое право, регулирующее экономические, политические и социальные отношения в контексте мира цифр, больших данных, роботов, искусственного интеллекта»[5].

Таким образом, в век стремительного развития науки и техники просто необходимо создать законодательную базу, регулирующую отношения в сфере цифровых технологий. Как верно отмечает М.В. Жаботинский, «в гражданском обороте посредством сети Интернет давно применяется такой способ заключения сделок, как нажатие кнопок на смартфоне, отправка SMS-сообщений в подтверждение своего волеизъявления»[6]. Своевременная разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на развитие цифровой экономики, определение порядка совершения гражданско-правовых сделок в электронной форме, регулирование цифровых финансовых активов, привлечение финансовых ресурсов при помощи цифровых технологий, по мнению М.В. Жаботинского, – знаковое событие в развитии экономики страны и современном регулировании общественных отношений.

С 1 октября 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и ст. 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»[7]. Данный закон вносит изменения в ст. 128 ГК РФ[8], в соответствии с которой наряду с существующими объектами гражданских прав появился новый их вид – цифровые права как имущественные права наряду с бездокументарными ценными бумагами и безналичными денежными средствами. Как и иные права на объекты гражданских прав, цифровые права подлежат судебной защите. Данные новеллы были призваны подготовить правовое пространство для принятия законов о цифровых финансовых активах.

Законодательное определение цифровых прав сформулировано в новой ст. 141.1 ГК РФ. Так, цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

Вместе с тем в ГК РФ появилось новое правило о письменной форме сделки. Письменная форма сделки может считаться соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю. В связи с этим, принятые поправки направлены на легализацию сделок в цифровой среде.

Процессы глобализации, потребность в совершенствовании финансовой системы, коренные изменения в мировой экономике, развитие высоких технологий, включая информационных, обусловили появления нового вида валют – цифровых.

Правовое регулирование отношений в сфере цифровых валют в РФ в настоящее время находится в стадии становления. Ранее Центральный банк РФ и Министерство финансов РФ выражали негативную позицию в отношении любых цифровых валют, обосновывая ее тем, что их выпуск и обращение в РФ законодательно не урегулированы. Однако Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы»[9] ознаменовал начало развития цифровой экономики в нашей стране, в рамках которой возникает потребность в цифровых валютах. В связи с этим представляется закономерным, что сейчас активизировалась работа над законопроектами, касающимися правового регулирования отношений в сфере цифровых валют.

Законодательный корпус вовремя отреагировал на решение проблемы в сфере регулирования цифровых валют. с 1 января 2021 года вступает в силу федеральный закон Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект вводит новые понятия, связанные с цифровизацией экономики.

В указанном документе цифровой финансовый актив определяется как «имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств». Таким образом, виртуальная валюта, согласно законопроекту, является имуществом. Данный подход удобен с точки зрения ее эмиссии (майнинга), т.к. в этом случае она не сопряжена с правовыми рисками, представляя собой изготовление имущества, оборот которого в настоящее время не ограничен и не запрещен.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом, в отношении которого осуществляется валютный контроль. Законопроект не решает проблемы определения виртуальной валюты в качестве объекта гражданского права, так как не указывает, каким именно имуществом признаются цифровые финансовые активы.

Цифровые деньги в отличие от цифровых прав не удостоверяют права на объекты гражданских прав и не существуют в децентрализованной информационной системе, а создаются в ней заново. Таким образом, на цифровые деньги, которые ничем не обеспечены, можно приобрести в том числе и цифровые права. В перспективе цифровые деньги могут быть признаны в качестве средства платежа. С этой целью требуется определить объем выпуска цифровых денег, методы контроля их эмиссии и обращения.

Несомненно, одним из органов контроля за цифровыми деньгами должен стать ЦБ РФ, но на данный момент он не готов к такому цифровому перевороту, так как остаются нерешенными следующие вопросы:

– криптовалюта должна гарантироваться и обеспечиваться ЦБ;

– анонимность выпуска криптовалют обусловливает риск вовлечения в противоправную деятельность, в том числе в легализацию доходов, полученных преступным путем;

– в Российской Федерации отсутствует единый центр, аккумулирующий информацию о выпуске и обращении криптовалюты, который бы позволял обжаловать или отменить несанкционированную транзакцию.

В целом правовое регулирование отношений в сфере цифровых валют в Российской Федерации только начинает складываться. Принятые новеллы законодательства – первая ступень необходимых преобразований. Они не могут в должной мере обеспечить необходимый уровень правового регулирования имеющихся правоотношений, но служат своего рода фундаментом для формирующихся правоотношений и основой для будущих преобразований в цифровой сфере. Изменения, которые произойдут в случае доработки данных законов, изменят жизнь общества. Прежде всего, изменятся функции Центрального банка России в части регулирования эмиссии цифровых валют, их обмена на рубли и иностранную валюту, контроля за проведением операциями с валютными ценностями.

Таким образом, стремительный научно-технический прогресс и возникновение новых информационных технологий, глобальные преобразования в социальной и экономической сферах жизни общества и государства ставят новые задачи перед юридической наукой. Они направлены на создание таких правовых механизмов и правовых конструкций, которые могли бы в условиях мировой «цифровой революции» обеспечить адекватное правовое регулирование правоотношений с использованием цифровых технологий. Очевидно, что благодаря новым цифровым технологиям должна формироваться совершенно новая среда правового регулирования.

Список литературы:

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

2. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ от 25 марта 2019 г. № 12 ст. 1224.

3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в российской Федерации на 2017-2030 годы.

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2017. - № 32. - Ст. 5138.

6. Being Digital (фундаментальная статья Николоса Негропонтэ по цифровой экономике за 1995 год, часть 2) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/company/philtech/blog/354418/ (дата обращения 03.11.2020).

7. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и бизнес». - 2018. - № 1. - С. 12-17.

8. Жаботинский М.В. Цифровые права как объекты гражданских прав: понятие и возникновение правового регулирования // Юридический сетевой электронный научный журнал. - 2019. - № 1 (8). - С. 36-44.

9. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях международного юридического форума // Российская газета. Столичный выпуск. - 2018. - № 7578 (115).

 


[1] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2017. - № 32. - Ст. 5138.

[3] Being Digital (фундаментальная статья Николоса Негропонтэ по цифровой экономике за 1995 год, часть 2) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/company/philtech/blog/354418/ (дата обращения 03.11.2020).

[4] Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и бизнес». - 2018. - № 1. - С. 12-17.

[5] Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях международного юридического форума // Российская газета. Столичный выпуск. - 2018. - № 7578 (115).

[6] Жаботинский М.В. Цифровые права как объекты гражданских прав: понятие и возникновение правового регулирования // Юридический сетевой электронный научный журнал. - 2019. - № 1 (8). - С. 36-44.

[7] Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ от 25 марта 2019 г. № 12 ст. 1224.

[8] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

[9] Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в российской Федерации на 2017-2030 годы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: