Церковное пение в старообрядчестве




 

Поскольку наречное пение ко времени раскола получило достаточное распространение, оно было воспринято и старообрядчеством. Исключением стало Выго-лексинское общежительство, являясь прямым наследником Соловецкого монастыря. Именно Выг позволил сохранить традицию наонного пения до сего дня.

 

Было бы неверным считать, что староверие напрямую продолжало и сохраняло во всей полноте наследие древнерусской культуры. Это был длительный процесс собирания, восстановления и возрождения. Иван Филипов – историк Выговской пустыни, писал так: «Поначалу в монастыре знающих певцов по знамени были токмо отец Даниил, Пётр да Леонтий. А иные наслышкою пояху за ними по крылосам. Точию Трифон Петров добре научився от псковскаго Лариона ». До 1700 года даже всенощного бдения на Выгу не служили, пока не пришёл в обитель некто Прокопий Макаров. Но настоящее возрождение церковного пения начинается с приходом на Выг в 1720 году из Москвы сильнейшего знатока Ивана Ива́нова, по прозвищу Москвитин. Выговские источники говорят, что это был необыкновенно учёный человек. Очевидно, он перешёл в староверие из никонианства, (был сыном попа Московского Успенского собора) и имел доступ к певческой науке, в совершенстве владея как старым знаменным, так и новейшим нотным пением.

 

С приходом Ивана Иванова, Андрей Денисов собрал лучших грамотников, а с ними и сам «начаша учитися пению ». Именно Иван Москвитин «тщательно устроил в лёгком и удобном виде во всех книгах пометы, до того не существовавшие ». Очевидно, большинство Соловецких рукописей, оказавшихся на Выгу, были беспометными, что «приносило великое отягощение в пении ». Это говорит о том, что владение древнерусской попевочной техникой, позволявшей обходиться без помет, до староверов уже не дошло.

 

Традиция старообрядцев-поповцев формировалась по своему. Они приняли мезенцовскую призначную систему знамен с киноварными пометами, но сохранили дониконовскую (Иосифовскую) наречную редакцию всех текстов.

 

Со времени распространения нотного пения на Руси, степенным пометам, в целях обучения, стали давать названия западных нот. Они происходят от первых слогов шести строк Григорианского песнопения Иоанну Крестителю:

В напеве этого гимна каждая строка начинается на одну ступень выше другой, что и позволило связать эти т.н. сольмизационные слоги с конкретной высотой.

Эти названия (Ут; Ре; Ми; Фа; Соль; Ля), вошли в практику обучения пению у всех старообрядцев. Отсюда само знаменное пение часто называется солевым. Петь по солям – значит петь, называя пометы этими слогами.

 

Кратко говоря о традициях знаменного пения, развивавшихся в старообрядчестве, достаточно выделить три: 1)Выговская старо-поморская наонная. 2) Поповская наречная призначная. 3) Новопоморская наречная.

 

Полемика между последователями этих традиций не прекращалась. Для християнина прошлого, важнейшим оказывается непрерывность предания, идущего с времен апостольских. Эта непрерывность и неповрежденность является гарантией подлинности, позволяющей християнину правильно обратиться к Богу. Наонный певец обращает свое пение прежде всего к Богу, а для этого пение должно быть правильно и полно выражено. Наречник же прежде думает о человеке, а для этого пение должно быть правильно и полно понято. Зачем петь то, что непонятно слушателю?

 

Как уже упоминалось, до комиссии Александра Мезенца, существовали различные попытки исправить тексты на речь, но единого целого списка всех книг, необходимого для богослужения, не существовало. Весь круг певческих наречных книг появился только после Александра Мезенца. Старообрядцы-поповцы воспользовались этим кругом, заменив никоновскую редакцию текстов на Иосифовскую.

 

Новопоморцы, сторонники наречного пения, отказались от всех мезенцовских исправлений и нововведений и составлять круг певческих книг им пришлось самим. Новопоморцы брали выговские книги, сверяли их с печатными текстами и, используя выговскую систему помет и графику, составляли свои – наречные. Но эта работа не была завершена.

 

Одним из наиболее крупных староверческих согласий было Федосеевское, потомками которого являются и рижские староверы. Вероятно, Феодосий пользовался именно наонными книгами. Когда центр Федосеевского согласия оказался в Москве, Илья Алексеевич Ковылин (основатель богаделенного дома на Преображенском кладбище) обратился на Выг и пригласил оттуда певцов с книгами. Таким образом, у Федосеевцев утвердилась старопоморская выговская наонная традиция. При Преображенском монастыре купцом Горбуновым была организована большая типография. После Манифеста о веротерпимости 1905 г, с 10-го по 16 год, типография Горбунова выпустила огромное количество церковных книг, высочайшего полиграфического качества, которыми мы пользуемся и поныне. Это знаменитые книги Преображенской печати. В этой типографии при Преображенском богадельном доме, были отпечатаны и певческие книги. Первыми в 1910 г. были изданы «Ирмоло́й» (Ирмосы) и в 1911 – «Обиход», и также «Азбука певчая». Это факсимильные издания полностью воспроизводящие в цвете выговские рукописи 19 в. В 1913 г. последовало второе издание Ирмосов в более крупном формате, где текст песнопений был набран типографским тиснением. (переиздано совсем недавно и сейчас ещё доступно для приобретения). В 1914 году таким же способом был издан «Октай» и, по заказу новопоморцев, так же отпечатаны Октай и Ирмосы наречные.

 

Старообрядцы-поповцы, в это же время, тоже успешно освоили печать своих знаменных книг.

 

Если в конкретной общине мы сталкиваемся с наонным пением, это значит, что община имеет федосеевские корни, либо выговские – филиповцы, странники. Если в общине наречное пение, это значит, что она новопоморского происхождения. Регионально, поморцы Поволжья, Сибири и Москвы, как правило – наречники. Прибалтика, как бывшие федосеевцы – наонники. В России наонное пение у поморцев можно встретить в Петербурге, Пскове и Новгороде или непосредственно у федосеевцев.

 

Известно, что среди поморцев в Даугавпилсе ещё недавно были попытки введения наречного пения. Известный наставник Гривской общины Прокопий Стрелков сам писал наречные книги. В 1-й Новостроенской общине, выдающийся головщик Филипп Куприянов был сторонником наречного пения.

 

Говорить о дальнейшем развитии знаменного пения в староверии не приходится. Интерес к пению падает, количество исполняемых в богослужении песнопений по знамени неуклонно сокращается. Поэтому, как компьютерный набор знаменных книг, так и типографское тиражирование рукописей ныне нецелесообразно. Отдельные востребованные экземпляры, исследователи пения и головщики теперь распечатывают на принтере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: