Государство объявило развитие малого бизнеса одним из приоритетов экономической политики. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» опубликовала отчет о результатах исследования в сфере малого и среднего бизнеса. Задачи исследования ставились следующие: оценка отдельных факторов государственного администрирования и поддержка малого и среднего бизнеса [9].
На нынешнем этапе экономики большое значение имеет усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечением им гарантий, как гражданам, так и организациям.
В ходе проведенного исследования были выявлены основные препятствия в развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, представлены на рис. 1.
рис.1
По рис. 1 можно видеть, как расположились в процентом отношении факторы, которые в настоящее время мешают развитию предпринимательства:
1. высокая налоговая нагрузка;
2. ограниченность финансовых средств;
3. нестабильность законодательной базы;
4. коррупция в органах власти и управления;
5. высокая ставка арендной платы;
6. проверки контрольно-надзорных органов;
7. трудности с получением кредита.
Наряду с ухудшающими развитие факторами, стоит чрезмерное вмешательство контролирующих органов, найденное в процессе исследования процентное отношение представлено на рис. 2.
рис. 2
1. проблемы с сотрудниками милиции;
2. Госсанэпиднадзор;
3. государственная противопожарная служба;
4. Госторгинспекция.
По моему мнению, государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность, поскольку по своей сути предпринимательство – это свободная деятельность граждан, но вместе с тем государство должно обеспечивать защиту экономической и политической свободы.
Несмотря на неблагоприятные условия для малого и среднего бизнеса, опираясь на анализ, можно отметить ряд преимуществ:
– большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
– гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
– относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
– большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности и т.д.
Кроме того, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Как показывает практика хозяйствования, многие неудачи малых фирм связаны с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
Существуют льготы, предусмотренные законодательством, проведение социального опроса показало - льготными условиями налогообложения пользуются 15% предпринимателей, льготными ставками арендной платы – 4,2%, льготой по ускоренной амортизации основных фондов – 5%. [2]. Почти 40% предпринимателей показали, что реальную помощь и поддержку они получали в региональных и отраслевых предпринимательских объединениях, союзах, ассоциациях. Существуют и другие каналы получения информационных, финансовых и других видов поддержки малых и средних предприятий. Так, 14% опрошенных отметили помощь в развитии бизнеса, оказанную Торгово-промышленной палатой РФ. В то же время весьма незначительна была, по их мнению, помощь со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей, а также агентств по поддержке малого и среднего бизнеса и международных фондов.
Как известно, одной из характерных черт малых предприятий является проблема их финансирования. Как правило, они обладают недостаточной суммой стартового капитала и испытывают постоянные трудности с аккумулированием денежных средств и их инвестированием в бизнес. Несмотря на предусмотренные всеми федеральными программами меры, механизм оказания финансовой поддержки малому бизнесу в целом неэффективен. В целом государственная политика поддержки предпринимательства и особенно механизмы ее реализации требуют пересмотра и реформирования. Сложившаяся экономическая ситуация также негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства.
Для удачного развития малого предпринимательства необходимо пополнять свои знания, хорошо владеть нормативно-правовой информацией, касающейся ведения бизнеса, уметь юридически грамотно составлять контракты и добросовестно исполнять договорные обязательства. В современных условиях малый и средний бизнес не может эффективно развиваться без применения основ стратегического и инвестиционного менеджмента и повышения инновационного потенциала предприятий.