История: организация времени (2 часа).




Пояснительная записка

Общепрофессиональная дисциплина «Методология истории» преподаётся на пятом курсе в 9 семестре при дневной форме обучения и на 6 курсе в 11 семестре при заочной формы обучения. Данная дисциплина является наряду с курсом «Теория исторического процесса», изучаемой на предыдущем курсе, составляющей общего курса «Теория и методология истории».

«Методология истории» является базовым учебным курсом, занимает важное место в профессиональной подготовке историка, систематизируя и обобщая полученные им ранее знания. Данная дисциплина завершает обучение историческим дисциплинам и ставит своей главной целью дать профессиональному историку надёжную теоретико-методологическую базу для самостоятельной научно-исследовательской работы, снабдить его набором методов, традиционно применяемых в исторической науке и научить правильно ими пользоваться.

Овладение методами исторического исследования невозможно в отрыве от теоретических знаний. Поэтому, как было отмечено выше, данный курс является логическим продолжением курса «Теория исторического процесса» и находится с ним в неразрывной связи. Овладение совокупностью теоретико-методологических знаний позволяет студентам более грамотно подойти к оформлению итогов своей научно-исследовательской деятельности в виде дипломной работы.

История как наука имеет целью получения максимально точного знания о человеке во времени и человеческом опыте. Исходя из этого, методология истории имеет своим предметом пути достижения этого знания, его теоретическую основу, историю формирования методов и категорий исторической науки, область их применения. В современных условиях, когда существует плюрализм методологических парадигм и отсутствует единая методология и теория истории, возникают определённые трудности при усвоении курса. Поэтому большее внимание уделяется самостоятельной выработки студентами своих теоретико-методологических взглядов, опираясь на статьи, монографии, и, в меньшей мере – на учебные пособия.

Курс позволяет студентам ознакомиться с особенностями исторического познания, его природой и объективностью, объясняет возможность получения объективных и истинных исторических знаний исходя из принятых в исторической науке принципов и применяемых методов. Поскольку некоторые аспекты являются дискуссионными и не решёнными до конца в исторической науке, то по ним предполагается проведение научных диспутов на семинарских занятиях. Это позволит студентам ознакомиться с различными взглядами на проблемные вопросы и научиться обосновывать и аргументировать свою точку зрения, опираясь на данные науки.

Принцип построения курса – проблемно-тематический. Курс имеет тесные междисциплинарные связи с историографией, источниковедением, философией, теорией исторического процесса.

В заключении данных методических рекомендаций приведены темы контрольных работ для заочного отделения и основные требования к написанию и оформлению. Предлагаемые темы, при их рассмотрение на заочном отделении, сокращаются по согласованию в зависимости от написанных студентами контрольных работ. Кроме того приведены основные требования к оформлению контрольных работ и краткие методические рекомендации к их написанию.

Необходимо обратить внимание на то, что поскольку первая тема (вводная) рассматривается только на лекции, то планы семинарских занятий начинаются с темы 2.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Основная цель семинарских занятий по курсу методологии истории – выработать навыки самостоятельного анализа имеющейся литературы. Поскольку учебные пособия носят либо общий характер, либо в значительной мере устарели, главное внимание следует уделить рекомендуемой научной литературе. Обращаясь к учебникам и монографиям советской эпохи, студенту следует учитывать их совершенно определенную идеологическую направленность. Вместе с тем некоторые труды того времени не утратили в основе своей актуальности и поэтому они рекомендуются для изучения и обсуждения на семинарских занятиях.

Приступая к подготовке к семинару, следует учитывать дискуссионность многих вопросов, их открытость. Поэтому крайне нежелательно при подготовке к одному из вопросов пользоваться только одним источником, необходимо исследовать и сопоставлять позиции нескольких авторов. Тематика занятий и формулировка вопросов предполагает наряду с традиционным рассмотрением тем подготовку рефератов и проведение занятий в виде диспутом по наиболее спорным вопросам, что предполагает более углубленную их проработку докладчиками.

 

Тема 2.

История: организация времени (2 часа).

Цель занятия – определить место исторической науки в упорядочивании времени и провести разграничения между временем историческим и временем физическим.

 

План

1. Время физическое и историческое. Роль временного фактора в исторической науке

2. История и хронология – игры со временем.

3. Направленность времени и проблема исторического прогресса

 

Методические рекомендации

При подготовке к данной теме следует помнить, что время – одна из основных категорий исторической науки. Вместе с тем, время историческое заметно отличается от времени физического, что связано с особенностью исторического знания, поскольку оно носить ретроспективный характер. Поэтому нужно разделить два этих понимания времени. Полезно вспомнить и различные трактовки категории времени, а также основные понятия из курса вспомогательных исторических дисциплин (раздел «Хронология»). При подготовке к третьему вопросу необходимо остановиться на линеарных и циклических концепциях времени, рассмотреть возникновения идеи направленности времени, понятия прогресса, выделить основные критерии прогресса в различных философско-исторических школах, привести позиции, ставящие под сомнение идею прогресса и обоснования этих идей.

 

Литература

1. Барг М.А. «Историческое время»: методологический аспект//Новая и новейшая история. 1990.№ 1.

2. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Гл.5.

3. Савельева И.М., Полетаев А.Н. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. С.72 – 96, 159 – 222, 280 - 342.

4. Шильман А. Такты истории как элементы структуры исторических процессов// https://www.abuss.narod.ru/Biblio

 

 

Тема 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: