Введение
Гребной винт – это устройство, чье прямое предназначение состоит в создании упорного давления, необходимого для приведения в движение судна. Является самым распространённым движетелем в современном судостроении
В зависимости от точности обработки, гребные винты должны изготовляться четырех классов: S — особый, I — высший. II — средний. III — обычный.
Класс и материал гребного винта устанавливаются разработчиком судна по согласованию с заказчиком судна в зависимости от назначения судна, в соответствии с ГОСТ 8054-81.
Индивидуальное задание «Изучение оборудования и технологии восстановления гребных винтов судна»
Освидетельствование гребных винтов на наличие разрушений
Освидетельствование гребного вала осуществляется инспектором РС с учетом результатов дефектации, выполняемой судоремонтным предприятием.
Инспектор PC должен потребовать, чтобы гребной винт, подлежащий освидетельствованию, был очищен от загрязнений, продуктов коррозии и обрастания.
После очистки выявление дефектов и повреждений осуществляется
путем визуального осмотра, а в зоне А — с обязательным применением МПД или капиллярной дефектоскопии.
Если у инспектора PC возникают сомнения в отсутствии дефектов в корневых сечениях лопастей в зоне А, то он может потребовать в качестве дополнительного контроля применения метода ультразвуковой дефектоскопии.
При выявлении дефектов инспектор должен отразить это в соответствующих документах. После чего следует устранение выявленных дефектов.
Необходимые сведения о гребных винтах
В соответствии с ГОСТ 8054-81 все гребные винты, изготовленные из стали, разделяются на три класса: высший, средний и обычный, не считая особый класс. Классы выбираются проектантом гребных винтов или судовладельцем, но отдельные виды ремонта и технического наблюдения за ними необходимо осуществлять, ориентируясь на класс гребного винта, указанный на чертеже.
Углеродистые и коррозионно-стойкие стали, применяемые для изготовления гребных винтов
Положения Морского Регистра распространяются на следующие материалы, из которых изготавливаются гребные винты в России:
углеродистую конструкционную сталь марки 25Л по ОСТ 5Р.9285-95;
дисперсионно-упрочняемую сталь марки 08ГДНФЛ по ОСТ 5Р.9285-95;
коррозионно-стойкую сталь марки 08X14НДЛ по ТУ 5.961-11836-2003;
коррозионно-стойкую сталь марки 08Х15Н4ДМЛ по ТУ 5.961-11835-2003;
коррозионно-стойкую сталь марки 06Х15Н4ДМЛ по ТУ 5.961-11835-2003.
Соответствующие рекомендации могут быть распространены на техническое наблюдение за ремонтом и освидетельствованием гребных винтов отечественного и зарубежного изготовления других марок, близких к указанным.
Технологические зоны на лопастях и ступицах гребных винтов
Порядок устранения дефектов в стальных гребных винтах, количество и размеры дефектов, допускаемых без устранения, зависят от расположения дефектов. на лопастях и ступице. Стальные лопасти и ступицы разбиваются на технологические зоны, учет особенностей которых необходим при ремонте гребных винтов и техническом наблюдении за ремонтом. В целях установления взаимосвязи степени серьезности дефектов с уровнем контроля за их устранениями устанавливаются три технологические зоны на лопастях и ступицах гребных винтов:
зона А — участок, испытывающий воздействие самых высоких рабочих напряжений и поэтому требующий максимального контроля. В зоне А сварка для устранения дефектов, как правило, не допускается, но она может быть разрешена после специального рассмотрения инспектором PC по технологии, одобренной им, для каждого частного случая;
зона В — участок, в котором рабочие напряжения не выходят за пределы стандартных для данного гребного винта. В этой зоне следует избегать устранения дефектов сваркой, если имеются альтернативные технологические приемы. Сварка в зоне В допускается по технологии, одобренной Регистром;
зона С — участок, в котором рабочие напряжения невелики, а толщины лопастей сравнительно небольшие, и ремонт дефектов и повреждений методом сварки безопасен, если он осуществляется методом, одобренным Регистром. Сварка в этой зоне допускается без особых ограничений.
Зоны на лопастях цельных стальных гребных винтов со стандартной откидкой лопастей (см. рис. 1). Зона А располагается на нагнетательной и засасывающей сторонах и охватывает поверхность лопастей, заключенную между r - 0,4R и радиусом ступицы, включая 0,5 радиуса галтельного перехода, исключая кромки лопастей по 0,15 Сr с входящей и выходящей кромки. Здесь Сr — ширина лопасти по хорде на r-0,4R.
Зона В расположена по обеим сторонам лопастей от r - 0,4R до r-0,7R и площадки по кромке от r-0,4R до ступицы по 0,15 Сr ширины сечения вдоль зоны А.
Зона С охватывает остальную часть лопасти по обеим сторонам от г = 0,77? до внешнего края и ступицу цельного гребного винта.
Рисунок 1. Зоны на лопастях цельных стальных гребных винтов со стандартной откидкой лопастей