Мы уже выяснили, что пришедшие из тёплых южных мест потомки беглых рабов из Китая, холодные места современной Сибири, где проживали «лесные люди» (динлины), стали именовать словом — «сивĕçĕр», то есть «холодной землёй». Где, слово «сивĕ» (в огурских языках), значит «холод», а «çĕр» — «земля».
В огузских же языках, в результате редуцирования звуков, слово «çĕр» превратилось в слово «ер» (земля), а звук «ĕ», вообще выпал из слова «сивĕ». Поэтому слово «сивĕçĕр» в огузских (тюркских) языках превратилось в слово «сивер» (савир), а в латинской транскрипции в слово — «sever» (север). В дальнейшем местное население Сибири, вместо прежнего своего названия «динлины», стало всё чаще именоваться — «савирами» (северянами).
Во времена одного из «великих переселений народов» основная масса савирских (динлинских) племён ушла на запад, за Уральский хребет60, где и стала известна: у восточноевропейских народов как «северяне», а у западноевропейцев — «норманны».
Часть савирских племён, отделившись от основной своей массы, осталась проживать в лесах горного Алтая, а после частичного смешения с индоиранскими (арийскими) племенами перешла от лесного образа жизни к полустепной, занимаясь на южных склонах Алтайских гор пастбищным скотоводством.
В XIV-XIII веках до н. э., после затопления Люкчунской котловины, в верховья Иртыша пришли тюркоязычные земледельческие потомки серов (сижуны) и здесь смешались с угороязычными племенами савиров. Савирская племенная знать с удовольствием приняла к себе в подданные потомков серов, которые, будучи оседлыми земледельцами, не претендовали на их горные пастбища, занимали небольшие территории, а главное они обладали секретами металлургии и изготовления оружия из металлов.
|
С течением времени более развитые тюркоязычные земледельческие племена пришельцев ассимилировали в своей среде местные менее развитые кочевые угороязычные племена, превратившись к III-II векам до н. э. в смешанные жуно-угорские племена, сохранив при этом их прежнее угорское название «савиры», так как их племенная знать оставалась прежней.
В результате смешения тюркоязычных и угороязычных племён, в верховьях Иртыша на основе тюркского сложился своеобразный смешанный язык подданных савирской племенной знати, названный впоследствии «алтайской семьёй тюркских языков», в которую входит и чувашский язык.
Сформировавшиеся на основе земледельческих племён, тюркоязычные алтайские савиры отличались своим миролюбием. Разрушительные войны земледельческим племенам савиров были не нужны. Поэтому они были народом не агрессивным, не стремившимся к завоеваниям, но при необходимости они умели и храбро защищать свою свободу и достоинство.
В VIII-VI веках до н. э., на территорию современного Казахстана пришли ираноязычныеюэчжи (среднеазиатские скифы), которые, потеснив кангюйцев (предков казахов), оказались соседями алтайских савиров.
Встретив в излучине Иртыша среди воинственных хуннов миролюбивые племена савиров, юэчжи стали их именовать не словом «савир», а сходным в их языке {«метким» к этому случаю) словом «сабир», что в их языке и означало «мирный», «смирный», «кроткий».Местность же, где проживали «сабиры» (савиры), они стали именовать «Сабирией», то есть «Сибирью».
|
С лёгкой руки юэчжей и другие соседи савиров, стали их именовать — «мирным племенем», или «мирными людьми», но уже на своих наречиях.
Так, например, «кроткий» (незлобивый) характер человека у узбеков выражается словом «ювош», у уйгуров — «жуваш», у каракалпаков — «жуу-ас», у казахов (кангюйцев) — «шупаш» (пограничное мирное племя), у тувинцев — «чааш», у китайцев — «чаш», или «чеши», у предков балкарцев (Кабардино-Балкария) — «джууаш», а у предков болгар — «джувас». С этого времени часть савиров и стала именоваться китайцами словом «чеши», а соседними народами словами: «савир», «сабир», «шупаш», «суваз», или «джувас» (чувас, чуваш).
Вероятнее всего, этноним «чăваш» пришёл к нашим предкам через протоболгарское племя «пулэй» (пулу), начавшее проживать в Турфане (на дне Люкчунской котловины) совместно с проточувашским племенем (именовавшимся в китайском произношении, словом «чеши»), ещё со времён Модэ и его сына Лаошаня. А слово «шупаш», очевидно, появилось гораздо позже, когда одно из племен алтайских савиров было переселено в предгорья Тарбагатая для охраны западных границ хуннов с дружественными кангюйцами (предками казахов). Здесь предки казахов стали именовать их не словом «джувас», или «жувас», а своим словом «шупаш», придавая этому слову значение «пограничники» («маркоманы»).
Балкарские и булгарские слова «джууаш» и «джувас» вполне могли превратиться в чувашском языке в слово «чăваш» (чуваш) из таких соображений: балкарский (булгарский) аффикс «дж» в чувашском языке превращается в «ч», которое подтверждается тем, что название булгарского города Джукетау в чувашском языке превращается уже в город под названием — Чукту, то есть балкарские (булгарские) слова, написанные как «джууас», или «джувас», произносятся на слух как «чууас», или «чувас», а в русском произношении как «чуваш».
|
Происхождение этнонима «чăваш» от слова «мирный» (незлобивый) подтверждает также хорошо сохранившаяся ещё со времён Булгарии татарская поговорка: «Чуваш эттэнюаш, песийдэнкырыс », что при дословном переводе означает «Чуваш смирнее собаки и злее кошки». Эта поговорка говорит о том, что одни из предков татар (булгары) тоже связывали слово «чуваш» со словом «юаш», которое (как и слово — «сабир»), означает: «мирный», «смирный», «кроткий». Эта поговорка подтверждает также (в аллегорической форме) и предыдущее наше высказывание о том, что «чуваши, будучи сугубо мирным племенем, при необходимости могли достойно и храбро постоять за себя и свои земли». Венгерский ученый Г. Немет также считает, что в тюркских языках слово «dzuvas» означает «мирный, радушный».
Таким образом, ко II веку до н.э. на Алтае сформировалось в составе десятиплеменныхстепныхугров (смешанное из серов и угров) савирское племя, именуемое: скифами — сабирами, тувинцами — чааш, китайцами — чеши, кангюйцами (караханидами) — шупашами, другими тюркоязычными народами словами савир, суваз, джувас, или чуваш.
После смерти Модэ, при его сыне Лаошане, часть савиро-чувашей и усуней была переселена в Илийскую долину, а позже и в долины рек Турфанской впадины. В Илийской долине ими было образовано царство Усунь, а в оазисах Турфана княжество Чеши, включая небольшое их вассальное владение Пулэй.
После же распада «Западного края» хуннов на Тарбагатайскую орду «караханидов», во главе которой закрепился знатный род Сюйбу, и на королевство «модэаров», в верховьях Иртыша, во главе которых остался знатный род Хуянь, савиры оказались расколотыми на три части.
Предки чувашей, оказавшиеся в составе Тарбагатайской орды, стали именоваться «шупашами», а проживавшие в оазисах Турфана «чешисцами» (чувашами).
Алтайские же савиры, оказавшиеся в составе королевства «модэаров», после разгрома их королевства сяньбийцами вместе с венгерским королём, знатью из рода Хуянь и их подданными в 155 году н. э. бежали, под ударами сяньбийцев на запад. После этого они почти что на 200 лет исчезают из поля зрения историков древности, пока в 350 году н. э. не появляются в поле зрения европейской медиевистики (см.24, с.202), и становятся известными европейцам: одни уже как «уногуры» (венгры) Приуралья, а другие (чуть позже) — как прикамскиесувары.