Целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются, в том числе, развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ, обеспечение благоприятных условий для развития данных субъектов. Данные цели могут быть достигнуты за счет создания специального режима деятельности субъектов малого и среднего бизнеса и оказание им различных форм поддержки.
Закон о субъектах малого и среднего предпринимательства в ст. 7 перечисляет основные направления, по которым должны быть предусмотрены особенности правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Сами же особенности правового регулирования находят свое отражение в специальном законодательстве[9]. При этом некоторые особенности распространяются лишь на малые предприятия, другие – как на малые, так и на средние[10].
1) Специальные налоговые режимы.
НК РФ предусматривает виды специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения[11]; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.
В зарубежных странах налоговые льготы играют большую роль в развитии малого и среднего бизнеса. Например, в Японии, Великобритании и Германии установлены дифференцированные ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость, в Германии также – пониженные ставки по подоходному налогу, в Японии – пониженные ставки по местным налогам. В Германии также применяются такие льготы, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли для категорий малого предпринимательства в зависимости от вида деятельности, освобождение малого предприятия в первые два года существования от всех выплат[12].
|
В то же время, предоставление налоговых льгот субъектам малого предпринимательства не является общераспространенной практикой. В США, например, признано, что для мелких фирм важнее первоначальная поддержка в виде разнообразных займов, а не предоставление налоговых льгот[13].
2) налоговые каникулы. В соответствии с п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ с 1 января 2015 г. законами субъектов РФ могут быть введены «налоговые каникулы» путем установления налоговой ставки в размере 0 процентов для субъектов, осуществляющих определенные виды деятельности и соответствующие установленным требованиям. При этом категории субъектов (микро-, малые или средние предприятия), в отношении которых будут применяться «налоговые каникулы» устанавливается субъектами РФ самостоятельно;
3) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий (отсутствуют средние предприятия), осуществляющих отдельные виды деятельности. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ она должна быть установлена федеральными стандартами бухгалтерского учета. Пока такие акты не приняты, следует руководствоваться действующими Положениями по бухгалтерскому учету[14];
4) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности. Так, приказом Росстата от 15 июля 2015 г. № 320 утверждены формы № 1 – предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год»; № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год»;
|
5) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество (будет рассмотрен в параграфе об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства);
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 мая 2013 г. № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15 процентовсовокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Исключение составляют закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в области использования атомной энергии и др. Соответствующие заказчики вправе осуществлять такие закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, но не обязаны.
Начальная (максимальная) цена контракта (лота) установлена в 20 млн. руб.
Закупки могут проводиться путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к таким субъектам.
|
При этом закупаться у субъектов малого предпринимательства могут любые товары, а не только те, которые ранее были утверждены Правительством РФ.
Заказчик имеет право установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого или среднего бизнеса. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Закупки для нужд отдельных видов юридических лиц
В порядке реализации права, закрепленного в ч. 8 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, Правительством РФ принято постановление «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 11 декабря 2014 г. № 1352. Данным постановлением предусмотрены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства могут осуществляться путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы либо физические лица;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства установлен в размере не менее 18 процентовсовокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных посредством проведения закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее чем 10 процентов.
При определении указанной доли закупок определены виды закупок, которые не учитываются в данном объеме (для нужд обороны страны, в области использования атомной энергии, закупки финансовых услуг и др.).
В случае проведения закупок только среди субъектов малого и среднего предпринимательства заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у таких субъектов.
Для участия в закупках, которые проводятся только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо декларировать свое соответствие условиям, установленным ст. 4 Закона о субъектах малого и среднего предпринимательства.
Заказчик обязан осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 200 млн. руб. и соответствующие товары, работы, услуги входят в перечень закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если же товары, работы, услуги включены в перечень и цена превышает 200 млн. руб., но не превышает 400 млн. руб., заказчик вправе осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по своему усмотрению.
Размер обеспечения заявки на участие в закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств на счет или путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке. В свою очередь, обеспечение исполнения договора, не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса.
По общему правилу срок заключения договора при осуществлении закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора; максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора).
Если закупка проводится с условием о привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве субподрядчика (соисполнителя), то участники такой закупки представляют в составе заявки соответствующий план. В нем указывается наименование и контактные данные субъектов малого и среднего предпринимательства, предмет и цена заключаемого с ним договора, сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. № 867-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». В п. 11 Дорожной карты в качестве одного из мероприятий закрепляется расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. Минэкономразвития РФ во исполнение указанного положения разработало Методические рекомендации по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства. Под программой партнерства понимается документ заказчика, в котором описан комплекс мероприятий, направленных на формирование сети квалифицированных и ответственных партнеров из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих заказчику товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по прямым договорам и субподрядным договорам 1-го уровня, активное вовлечение в деятельность заказчика инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся участниками такой программы.
Целью программ партнерства является обеспечение через закупки заказчиков реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе предусматривающей увеличение: доли закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков; доли прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков; доли закупок инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства и др.
В Рекомендациях приведены требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, участвующим в реализации программы партнерства;
7) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) по общему правилу срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства установлены иные сроки: общий срок проведения плановых выездных проверок для малых предприятий не может превышать 50 часов и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.
Для субъектов среднего предпринимательства особенности проведения государственных мероприятий по контролю по непонятным причинам не установлены.
С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. введен мораторий на проведение плановых проверок малых предприятий (надзорные каникулы), которые по итогам предшествующих лет не имели существенных нарушений законодательства.
Запрет на проведение плановых проверок касается только тех субъектов, которые по итогам предшествующих лет не имели существенных нарушений законодательства. Исключение сделано в отношении предпринимателей, работающих в области здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, в социальной сфере. Также запрет не распространяется на отдельные виды госконтроля (надзора) – надзора в области промышленной и радиационной безопасности, использования атомной энергии, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, лицензионный контроль в отношении управляющих организаций многоквартирных домов и др.;;
8) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (будут рассмотрены ниже);
9) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных (региональных, муниципальных) программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительства), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, маркетинговые и учебно-деловые центры, лизинговые компании, микрофинансовые организации, бизнес-инкубаторы и др.
Наиболее востребованными являются бизнес-инкубаторы, целью которых является оказание помощи компаниям на начальной стадии их функционирования в создании работающей бизнес-модели на основе оригинальной идеи. Целью системы бизнес-инкубирования является создание условий для выхода предпринимательского проекта на точку самоокупаемости посредством оказания комплекса услуг: проведения финансовых и юридических консультаций, обучения и тренингов, предоставления в аренду помещения («офисного пространства»), помощь в привлечении финансирования, включение в сеть партнерских связей[15]. В последнее время подобные стартапы создаются при ведущих университетах;
10) иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона о субъектах малого и среднего предпринимательства.
В юридической литературе было обращено внимание на то, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса пока ориентированы на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-ориентированные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.[16]