Кинезиологические упражнения.




Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнения – упражнения, способствующие:

- развитию межполушарного взаимодействия,

- улучшению контроля и регуляции деятельности,

- развитию речи,

- развитию внимания, памяти, мышления,

- развитию мелкой и крупной моторики,

- повышению работоспособности и снижение утомляемости,

- облегчению процесса письма.

Для большей результативности необходимо выполнять следующие условия:

- точно выполнять движения,

- заниматься ежедневно,

- каждое упражнение выполнять по 1-2 минуте,

- их можно выполнять в любом порядке и сочетании,

- продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 мин. в день),

- упражнения должны проводиться в эмоционально-комфортной обстановке, если есть возможность под спокойную музыку,

- инструкции даются четко, спокойно,

- дети могут выполнять упражнения стоя или сидя за столом,

- когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, упражнения рекомендуется применять перед началом работы,

- для постепенного усложнения можно использовать ускорение темпа выполнения упражнения, и выполнение с закрытыми глазами.

Движения рук.

1. «Ленивые восьмерки». Начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук).

2. «Восьмерки локтями». Разведите ноги в стороны, слегка согните в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Проделать то же самое с левой стороной.

3. «Слон». Ухо плотно прижать к плечу. Вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Выполнять медленно, по 3-5 раз каждой рукой.

4. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5. «Корзинка». Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

6. «Очки». Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

7. «Улитка». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

8. «Ежик». Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

9. «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

10. «Домик». Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Цепочка».

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д. В этом упражнении участвуют все пальчики.

12. «Дом-ёжик-замок». Чередовать позы.

Дом Ёжик Замок

 

13. «Гусь-курица-петух».

Гусь Курица Петух

Кулак—ребро—ладонь».

15. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

16. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Графические упражнения.

Зеркальное рисование.

На листе бумаги одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы.

2. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий (сопутствующих движений). Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

3. Рисовать лежачие 8 правой рукой, левой и обеими руками.

4. Рисовать «клеверный лист» (две 8- горизонтальную и вертикальную).

Сенсорные упражнения.

1. Рисование букв пальцем на ладони. Указательным пальцем одной руки ребенок пишет проблемную букву на ладони другой руки 3-5 раз. Повторяет, поменяв руки. Затем, соединяет пальцы обеих рук ладонями наружу, образовав треугольное отверстие над соединенными большими пальцами. Ребенок смотрит в отверстие и пишет руками с «окошком» проблемные буквы. Не забывайте напоминать, чтобы при написании букв он смотрел в «окошечко». В заключении можно нарисовать руками большую проблемную букву от потолка до пола скрещенными ладонями, затем, закрыв глаза, в уме.

2. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Перекрестные движения.

1. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Нарисуйте другие рисунки.

7. Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз.

12. «Ножницы». Перекрестные движения руками перед собой, меняя правую и левую руки.

13. «Наполеон». Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении.

14. «Перекрестная ходьба». Медленная перекрестная ходьба, при выполнении которой дети попеременно касаются правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено».

15. Пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом; правая ладонь касается левой коленки и наоборот.

Дыхательные упражнения.

1. «Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох. На пальчики, изображающие горящую свечу дуньте, постарайтесь одним выдохом задуть свечку.

А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте свечи маленькими порциями воздуха.

2. «Дышим носом». Исходное положение стоя. Дыхание только через левую, потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

3. «Ныряльщик». Исходное положение - стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

4. «Облако дыхания». И.п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем живот, руки перед грудью. Медленно выдыхаем через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Затем рисуем квадраты и треугольники.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия. Систематическое выполнение кинезиологических упражнений способствует функциональному развитию головного мозга, увеличению количества невральных связей, улучшению памяти и внимания, приводят к стабильной динамике улучшения качества устной и письменной речи детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: