Модель реализации Концепции
Вишева М.В.,
директор МБОУ ДОВ УМЦ г. Салавата
В городе создаются условия для реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Разработана модель, целью которой является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки, развития и социализации молодых талантов. Определены ведущие идеи:
1) развитие личности каждого ребенка (с любым видом одаренности, а так же с ограниченными возможностями здоровья), его самоопределение и самореализация, достижение успеха в жизни;
2) отбор целей, содержания и форм работы с детьми на основе принципов индивидуализации и дифференциации;
3) непрерывное развитие талантливого ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям детей на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);
4)создание информационного пространства для выбора вида деятельности;
5) рассмотрение комплекса условий и средств развития одаренного ребенка как многоуровневой системы;
6) поддержка эффективной деятельности образовательных учреждений и педагогов в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Реализация данных идей осуществляется через следующие направления работы:
1.Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития молодых талантов через непрерывную систему конкурсов, олимпиад, предполагающую создание ситуации успеха для детей разного возраста и разработку программы адресного мониторинга динамики достижений.
2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности, которая осуществляется через:
- организацию межведомственного взаимодействия как сферы социального партнерства по выявлению одаренных детей и работе с ними;
- создание педагогических комплексов по работе с одаренными детьми на базе школ, дошкольных учреждений и 8 учреждений дополнительного образования города. Успешно работает городское межшкольное объединение для одаренных детей «Интеллект»;
- организацию взаимодействия с вузами: совместно со Стерлитамакской государственной педагогической академией на протяжении 5 лет организована работа «Школы одаренного ребенка» по 4 предметам для обучающихся 9-11 классов. В лицее №1 реализуется трёхсторонний договор «школа-ВУЗ-предприятие»;
- развитие форм реабилитации, поддержания и восстановления здоровья детей. На базе школы № 15 работает реабилитационный центр. Школа включена в Федеральную программу «Доступная среда». Ежегодно оздоравливаются в лагерях, санаториях, профилакториях 80% детей и подростков;
- проведение конференций по проблемам работы с одаренными детьми. Ежегодно проводятся «День науки», «Шаг в науку»;
- разработку и активное использование Интернет технологий в организации работы с одаренными детьми;
- развитие проектной и исследовательской деятельности детей и молодежи в социальной сфере;
- интеграцию со средствами массовой информации в подготовке материалов для программ городского телевидения «Телеконтур», печатных изданий в газетах «Салават», «Выбор», «Педагогический поиск».
3.Непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одаренных детей осуществляется через:
- обобщение опыта социально-педагогического сопровождения одаренных детей. Материалы представлены на сайте отдела образования, осуществляется электронный мониторинг педагогических кадров и технологий, проводятся мастер-классы;
- организацию городских опорных и экспериментальных площадок, программ адаптации одаренных детей;
- разработку и апробацию новой позиции педагога в работе с одаренными детьми: позиции тьютора, фасилитатора.
4. Подготовка педагогических кадров к работе с талантливой молодежью.
5. Создание системы мотивационной поддержки одаренных детей и педагогов через премии, стипендии, чествование на городских праздниках «Умники и умницы», «Созвездие талантов».
6. Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития молодых талантов.
Мы надеемся, что в результате реализации предлагаемой модели появятся новые возможности в работе с одаренными детьми, удастся создать инфраструктуру одаренности, объединяющую в рамках города учреждения и общественные организации, образовательные и социальные программы, направленные на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи.
Модель реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в муниципальном образовании