Четыре основные функции, выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.




1) Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный.

Ощущение и интуиция

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей.

Вопрос №22

Структура личности по Фрейду.

 

В начале 20-х годов Фрейд ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

1) Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон), которые наполняют наше поведение энергией. Ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид выражает себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению.

2) Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

3) СУПЕРЭГО. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго. С точки зрения Фрейда, организм нерождается с суперэго. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

А) Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины.

Б) Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости. Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем.

 

Вопрос №23+24

Способности.

 

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Задатки врожденны и статичны, сами по себе не определены, ни на что не направлены, многозначны. Они получают свою определенность, только будучи, включенными в структуру деятельности, в динамику способности. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности.

Иерархия способностей:

Одаренность - качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Она бывает интеллектуальной, академической, творческой, социальной, спортивной. Согласно позиции Б. М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие, прежде всего качественное. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности.

Талант - высокая степень одаренности, проявляющаяся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры.

Гениальность – наивысшая ступень развития и проявления таланта и одаренности.

Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому “непризнанных гениев” много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу.

 

 

Вопрос №25

Эмоции и чувства. Теории эмоций, функции и виды. Роль

 

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. Основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные - испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе.

Праксические - связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности.

Эстетические - испытывает восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

Положительные функции:

1) Мотивационно-регулирующая - заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулироват.

2) Коммуникативная - эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга.

3) Сигнальная - эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

4) Защитная - возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость.

 

Вопрос №26

Воображение. Виды, формы проявления. Функции воображения. Творчество

 

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Функции воображения:

1) Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция связана с мышлением.

2) Регулирование эмоциональных состояний. Таким образом удовлетворяются многие потребности, в том числе и физиологические.

3) Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи.

4) Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5) Планирование и программирование деятельности – составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды воображения:

1) Пассивное ( не стимулирует человека к активным действиям)/ Активное (образы реализуются в практических действиях и продуктах деятельности)

2) Продуктивное ( в образах имеется много нового (элементов фантазии)/ Репродуктивное (в образах имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового)

3) Произвольное (осознанная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов)/ Непроизвольное

4) Воссоздающее (создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались)/ Творческое (самостоятельное создание новых образов)

5) Реалистическое (человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов) /Фантастическое (не видит такой возможности)

Продукты воображения: галлюцинации (измененное сознание человека), мечты (нацеленное на будущее), грезы (неосуществимые мечты), сновидения

 

Вопрос №27

Общение. Виды, функции, типы, компоненты.

 

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Функции (Панферов):

1) Коммуникативная - осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия

2) Информационная - обмен информацией между людьми

3) Когнитивная - осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии

4) Эмотивная - проявление эмоциональной связи индивида с действительностью

5) Конативная - управление и коррекция взаимных позиций

6) Креативная – развитие и формирование новых отношений между людьми

Содержание: передача информации, восприятие друг друга, взаимооценка партнерами друг друга, взаимовлияние партнеров, взаимодействие партнеров

управление деятельностью и т.д.

Виды общения:

1) «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

2) Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают.

3) Формально-ролевое - общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения.

4) Деловое - учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

5) Духовное - каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

6) Манипулятивное - извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.)

7) Светское общение - характеризуется беспредметностью (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Точка зрения людей не имеет никакого значения.

 

Вопрос №28

Общение. Вербальное, невербальное.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Два основных вида коммуникации:

1) вербальное - является основным и универсальным способом общения. К нему относится как устная, так и письменная разновидности языка.

2) невербальная - это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.

Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении играют естественные невербальные языки – жесты, мимика, положение тела, тактильная коммуникация.

1. Жесты - способ знакового использования рук.

2. Мимика - способ использования выражения лица.

3. Положение тела - способ держать себя.

4. Тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п.

"Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация теряет изначальный смысл.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации. Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов.

стилистический барьер – возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства.

 

Вопрос №29

Коммуникативная сторона общения

 

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Источники информации в общении:

1) сигналы непосредственно от другого человека;

2) сигналы от собственных сенсорно-перцептивных систем;

3) информация об итогах деятельности;

4) информация от внутреннего опыта;

5) информация о вероятном будущем.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида противопоставления внушению: избегание, авторитет и непонимание.

Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером. Проявляется и в уклонении от определенных ситуаций.

Авторитет - разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Основания для присвоения конкретному человеку авторитета - статус, превосходство в параметрах. Определяются основания собственной историей и основными ценностями.

В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Способы привлечения внимания:

1) прием «нейтральной фазы» - в начале произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая ценность для всех присутствующих.

2) Прием «завлечения» - говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

3) Прием установления зрительного контакта - пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание.

 

 

Вопрос №30

Интерактивная сторона общения

 

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний:

1) Ребенок - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость и т. п.).

2) взрослый - обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру).

3) родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.).

Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”.

Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

 

 

Вопрос №31

Перцептивная сторона общения

 

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Перцептивная сторона - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам.

Фактор превосходства. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам.

Фактор привлекательности. Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д.

Фактор “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

 

 

Вопрос №32

Мотивы и потребности личности. Структура мотивации

 

Потребности человека являются истоками побуждения к деятельности. Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.

Мотивы различают по:

1) виду тех потребностей, которым они отвечают. Например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные

2) форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал.

3) степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными.

4) степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.

Потребности высших уровней (по А. Маслоу) приобретаются по мере общего развития организма и психики. Этапы развития потребностей:

1) Первый год жизни: основные интересы, на основе которых развиваются мотивационные начала ребенка, связаны с восприятием предметов. В сферу его интересов попадают те, которые привлекают его внимание своей яркостью и незнакомыми звуками. Наблюдаются и зародыши эмоциональных переживаний: ребенок улыбается, испытывая удовольствие от контакта со взрослыми.

2) 1,5-2 года: расширение спектра интересов через повышение двигательной активности. Ребенок производит самостоятельные манипуляции с предмета ми (рассматривает их, вращая в руках, периодически бросает их на пол, отслеживая их полет и звук при ударе, и др.). Начинает формироваться ценностная сторона мотивационной сферы: он в состоянии отличать плохое от хорошего.

3) От 3 до 5 лет: формирование собственных потребностей, связанных с предметным миром игрушек, который существенно расширился благодаря контактам ребенка со взрослыми и сверстниками. Важнейшую роль при этом играет речь. Начинается развитие социальных потребностей через интерес к играм с другими детьми. Проявляется склонность к соперничеству. Взрослым приходится часто отвечать на их вопросы типа «А почему?».

4) Возраст начальных классов школы: резкий рост интересов к знаниям, к школе как к процессу трудовой деятельности, к миру вообще. Для ребенка здесь все одинаково интересно: и поведение сверстников, и поведение учителя, и оценки в тетрадях, и возня в перерывах между уроками.

5) Возраст средних классов школы: здесь характерна резкая смена интересов, особенно в сфере отношений со сверстниками. Это период полового созревания и появления ярких влечений. Свергаются прежние идолы и авторитеты, а новые формируются на основе собственных представлений, что обеспечивает им определенную устойчивость.

6) Возраст старших классов школы: рост потребностей в интеллектуальном, физическом и нравственном самосовершенствовании. На первом месте оказываются те интересы и потребности, которые соответствуют представлениям индивида о своем будущем, о своей профессии. Все большее место в мотивационной сфере занимают потребности в самореализации. Интенсивно формируются потребности в справедливости.

7) Юношеский и последующий за ним возраст актуализирует интересы, связанные в первую очередь с профессиональной деятельностью, отношением полов, семьей и т.п.

 

Вопрос №33

Психология познавательных процессов

 

Познавательная сфера включает в себя: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.

1) Ощущение - процесс психического отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Через ощущения нам представлены физико-химические свойства окружающего мира и даже собственного тела. Ощущения как субъективные образования возникают на основе аналогичного по названию психофизиологического процесса.

2) Восприятие — психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. На основе восприятия у человека формируется субъективный образ объекта.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несуществующих. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание, движение глаз/рассматривание) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа. Восприятие не дано человеку генетически, а формируется в процессе активной жизнедеятельности. Наиболее активный период его формирования — первые годы жизни и дошкольный возраст.

3) Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-то реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуру мозга, обеспечивающее функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Внимание - глубоко личностный процесс. Внимание нельзя отнести ни к познавательным, ни к эмоциональным, ни к волевым процессам.

Непроизвольное внимание — это сосредоточенность сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя.

Произвольное внимание подчинено воле человека. Процесс удержания внимания на чем-либо осуществляется преднамеренно.

Послепроизвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано произвольное внимание, по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека. В дальнейшем отпадает необходимость в произвольном удержании внимания.

 

 

Вопрос №34

Виды психического отражения

 

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира - качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия.

Высшая, свойственная человеку форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности - называется сознанием.

1) физическое отражение. Примером физиологического отражения являются изменения, происходящие в сетчатке глаза под влиянием света, сокращение мышцы и проведение возбуждения по нерву.

2) психическое отражение. Оно становится возможным, когда раздражители внешнего мира приобретают сигнальное значение, вследствие того, что головной мозг, развиваясь, получает свойства субъективного переживания и познания внешних воздействий. Вначале возникает та форма отражения, которая называется эмоциями, и предупреждает о возможности гибели организма, подкрепляя эти раздражители отрицательными сигналами, а положительными сигналами - избавляя от опасности.

Психическое отражение имеет три стадии развития: а) Сенсорная, б) Перцептивная, в) Интеллектуальная

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность; совершается в процессе активной деятельности;

углубляется и совершенствуется;

преломляется через индивидуальность;

носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

 

 

Вопрос №35

Структура психики

 

психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;

психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности;

психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;

психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

 

Вопрос №36

Свойства личности

 

Психические свойства личности - устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны.

В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

1)Направленность - это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений человека.

Как сложное психическое свойство личности, направленность имеет свою внутреннюю структуру, включающую потребности, цели и мотивы.

Потребности - нужда человека, как социально-биологического существа, в конкретном духовном или материальном предмете (явлении). Они требуют своего удовлетворения и побуждают личность проявлять для этого активность, выполнять конкретную деятельность.

Мотив - непосредственное внутреннее побуждение к совершению конкретного действия для достижения поставленной цели деятельности.

2) Темперамент - закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека.

Сангвинический темперамент - свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному.

Холерический темперамент - присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность.

Флегматический темперамент - спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами.

Меланхолический темперамент - легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности.

3) Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие.

4) Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности. Способности являются целостным отражением индивидуально-психологических особенностей человека и проявляются в мотивационном, операционном и функциональном механизмах его деятельности.

Вопрос №37

Психические состояния

Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н.Д. Левитов).

Психические состояния различаются по:

- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);

- уровню интенсивности (активационные);

- уровню психофизиологического ресурса (тонические);

- уровню психического напряжения;

- продолжительности состояния (временные);

- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).

Психические состояния являются реактивными состояниями – системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью – являются текущей модификацией психики данной личности.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. 1) Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются на:

а) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; б) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; в) конфликтные психические состояния.

2) К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

а) оптимальные и кризисные состояния, б) пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость); в) психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: