Преемственность в обучении математики на уровне начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.




В общих положениях Профессионального стандарта учителя математики и информатики сказано, что основная задача учителя – сформировать у учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную. Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени является наличие в ней целостной основной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. В частности, содержание математического образования в старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и основной школе. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему. Откладывание этого формирования до более поздних периодов приводит к снижению результативности обучения и качества образования. Как мы видим, проблема преемственности при переходе из начальной школы в основную актуальна и, по всей видимости, будет оставаться таковой на протяжении многих лет. Но сегодня она стоит особенно остро, поскольку мы наблюдаем переход к новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Преемственность в обучении -это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

 

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. В ФГОС НОО и ООО заложены преемственность и развитие. Цель НОО: учить ученика учиться, а цель ООО- учить ученика учиться в общении. Принцип преемственности НОО и ООО предусматривает дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжение формирования умения учиться.

Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения. Переходные периоды имеют ряд специфических проблем, которые требуют пристального внимания. Так как вопрос преемственности обучения – один из основополагающих вопросов педагогики, то при решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса: обучащиеся, педагоги, администрация школы, специалисты психолого-педагогической службы.

В настоящее время, когда школа вступила в процесс модернизации: внедрение новых технологий обучения, программ, методик, вопрос о преемственности стал наиболее актуальным и значимым. Преемственность обучения математике предполагает собой соблюдение правил последовательности, систематичности, взаимосвязанности и согласованности в методах и формах обучения, которые должны обеспечить безболезненный переход от одной системы обучения к другой.

Вопрос преемственности в условиях новых ФГОС является принципиально важным, поскольку стандарты разработаны и утверждены по уровням образования. Преемственность обучения предполагает соблюдение последовательности, систематичности, взаимосвязанности и согласованности в содержании, формах и методах обучения, которые должны обеспечить на первоначальном этапе по возможности безболезненный переход от одной системы обучения к другой. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Стандарт для каждого уровня общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Поэтому с целью наиболее эффективной реализации принципа преемственности между начальным и основнымуровнями обучения следует обратить внимание на следующие направления:

- совместная работа учителей начального и основного уровней образования. Проведение заседаний кафедр, где обсуждаются единые требования к ведению тетрадей, оформлению работ, ответам, формам и методам контроля обучающихся. Осуществляется взаимопосещение уроков, знакомство с УМК.

- педагогическая и психологическая диагностика для предупреждения возможных негативных явлений, выявления потенциальной «группы риска», т.е. тех обучающихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями; и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.

- консультативная работа педагогов с обучающимися и их родителями,

- коррекционно-развивающая и аналитическая работа. Эта работа выявляет проблемы преемственности в преподавании математики и предлагает возможные пути их решения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: