ЭТАП II. ГРОДНО В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (СЕРЕДИНА XVI – XVIII В.)




ВИДЕОМАТЕРИАЛ: КОРОЛЕВСКИЙГОРОД

Это время, когда город приобрел всемирную известность благодаря гравюре Матея Цюндта «Истинное изображение города Гродно на Литве» (1568 г.), которая в цветном варианте Франца Гогенберга украсила 2–й том издания Георга Брауна «Города земного мира» (1577 г.).

I. Эпоха Стефана Батория

1 июля 1569 года был заключен государственный союз (Люблинская уния) между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским, который положил начало единому федеративному государству, известному как – Речь Посполитая. Гродно оставался центром политической жизни нового государства наряду с Вильней и Варшавой. Наивысшего расцвета в этот период город достиг при короле польском и великом князе литовском Стефане Батории (1576–1586).Гродностановится фактически его столицей. С этого момента его официальное название – Гродна (латинизированный вариант имя Городен, трансформированный в польское Grodno).

Первый визит короля в город состоялся в 1579 году. Он приехал сюда, чтобы участвовать в заседании Сената (верхняя палата польского парламента) с представителями шляхты (польского дворянства).На нем обсуждалась Ливонская война и дальнейшее участие Речи Посполитой в ней. Король был восхищен городом. С тех пор Гродно становится его любимой столицей. Здесь король был вдалеке от придворных интриг, отсюда было ближе к театру военных действий, отсюда он уходил в военные походы. На протяжении 1579-1582 годов Стефан Баторий участвовал в Ливонской войне. Самой значительной победой Батория считается взятие Полоцка. По мнению ряда историков, роль Стефана Батория в истории Европы достаточно значительна. Не будь его походов, Московское царство на 100 лет раньше могло получить выход к Балтийскому морю, чего так упорно добивался Иван Грозный, но смог осуществить только Петр Великий. А это наложило серьезный отпечаток на всю европейскую историю конца XVI — начала XVII вв.

В Гродно Стефан Баторий принимал посольства. В 1581 году он принимает послов московского царя Ивана Васильевича Грозного, а в 1584-м – посла королевы Англии Герберта и ведет переговоры с прусским князем, в августе 1586 г. прибывает посольство русского царя Федора.

Король полюбил Гродно. Город и горожане обрели привилегии от короля, в том числе и на открытие крупнейшего в ВКЛ таможенного соляного склада. Он выдал привилей (жалованную грамоту, дававшуюся монархом) соборной Пречистенской церкви.

Он перестроил Старый замок в ренессансном стиле, превратив его в королевскую резиденцию.

Восхищаясь образованностью монахов ордена иезуитов, король пригласил их в Гродно и отвел под строительство костела и коллегиума ( высшее образовательное учреждение ордена иезуитов, существовавшее в XVII-XVIII веках) в самом центре Гродно - на Рыночной площади. Недостаток кадров в ордене и скорая смерть короля отложили реальное основание коллегиума до 1622 г. А вот восточную часть гродненского рынка заняли монастырь и костел иезуитов, а также каменный дворец Батория, выстроенный несколько ранее дворца Старого замка, так называемая «Баториевка ». Предположительно, именно в этом здании проходили гродненские сеймы Речи Посполитой, а также принимались иностранные послы.

Стефан Баторий прожил в Гродно 7 лет. Месяцами монарх пропадал здесь – занимался делами и охотой. И никак не стремился видеться с женой (к слову, королева Анна была старше Стефана на десять лет). Ходили слухи, что Стефан нашел здесь свою любовь, мол, сердце короля чаще стучало при виде дочки лесничего. И слухи имели основание: известно, что возлюбленная вскоре родила ему сына.

Король чувствовал приближение своей смерти. Еще 12 мая 1585 года он написал завещание, в котором 96 тысяч злотых дарил родной Трансильвании, а 30 тысяч – любимому Гродно, где и пожелал быть похороненным.12 декабря 1586 года он умер в любимом замке. Позже он был перезахоронен в Кракове, где покоятся все польские монархи.

При Стефане Батории Гродно достигает своего расцвета. К 1588 году в Гродно насчитывается более 700 домов и около 4 тысяч жителей. А на 31 улице располагаются 9 православных церквей, 2 замка, 1 синагога и 3 костела. Об успешном развитии и значимости Гродно в составе Речи Посполитой свидетельствует тот факт, что в 1589 г. была образована Гродненская королевская экономия ―королевскоехозяйство, доходы которых шли на содержание королевского двора.

 

2. ГРОДНО В XVIIПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

 

Люблинская уния 1569 года и особенно Брестская церковная уния 1596, объединившая православную и католическую церкви и создавшая униатскую церковь при руководящей роли и сохранении основных догматов католицизма и православной обрядности, во многом изменили религиозную палитру Гродно. В Гродно обосновались католические монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, иезуитов, бернардинцев, кармелитов, бригиток и др. К концу XVIII в. в городе было 9 костёлов и 2 униатских монастыря.

К XVII в. Гродно выделяется своими региональными особенностями в этнической структуре населения. Помимо белорусов и литовцев (коренные этносы) жили поляки, русские, немцы, евреи, татары. Эти этнические группы в целом составляли достаточно значительный процент населения (25 %) в сравнении с основным этническим массивом, что, в свою очередь, отражалось на возникновении определенной специфики в этноконфессиональной структуре города.

В XVII в. строятся или перестраиваются монументальные культовые комплексы, которые принадлежали различным орденам. В 1602-1618 гг. на месте бывших королевских конюшен возведен костел бернардинцев, а в 1621-1651 гг. напротив него на соседнем холме — монастырь бернардинок.

К 1630-х гг. относится строительство доминиканского монастыря на Вильнюсской улице (после жилой корпус перестроен в стиле классицизма, костел разрушен в 1874 г.), к 1634-1642 гг.— возведение бригитского монастыря на улице Озерской.

В 1635 г. в Занеманском предместье заложен францисканский монастырь (перестроен в XVIII в.).

Одним из наиболее крупных и значимых в архитектурно-художественном отношении сооружений стал костел иезуитского коллегиума на главной площади (1678-1700 гг., достроен в 1750-1752 гг.), возведенный на месте, где в XVI в. стояла Семёновская церковь. В 1673 г. на Подоле возник деревянный кармелитский костел.

К первой половины XVII в. относится также строительство новой каменной синагоги. Ко времени образования общееврейской организации в 1623 г. Гродненская еврейская община уже являлась одной из трех (Брест, Гродно и Пинск) главных общин в ВКЛ. В 1617 г. Большая синагога Гродно сгорела, вместе с ней сгорели все дома еврейского участка (гетто). В 1619 г. евреи получают от Сигизмунда III грамоту: «на улице, которая посередине улицы Замковой лежит, дома свои на этих участках, разрушенные огнем, и также свою синагогу могут выстроить в камне, однако, чтобы эта синагога не была возведена выше других домов, только наравне с другими домами и на том же самом месте, где была старая, а не на улице Замковой, которую мы хотим иметь свободной от жилых домов». Вопреки королевскому постановлению высота вновь выстроенной каменной синагоги (просуществовала до пожара 1897 г.) значительно превышала окружающие дома, и здание являлось одним из наиболее монументальных сооружений города. Судя по старым фотографиям, синагога представляла собой характерное для этого типа зданий XVII в. «девятипольное» строение, т. е. крестовые своды его главного зала опирались на стены и четыре столба помещенной в центре зала ораторской трибуны – бимы.

В XVII в. строятся городские дворцыРадзивилла, включенный в ансамбль главной площади, Сапеги — на Озерской, Пухальског о — на Демьяновской улицах, Огинского — на берегу Немана.

С середины XVII века мирное развитие Гродно прерывалось неисчислимыми бедствиями, которые приносили с собой войны Речи Посполитой с Россией (1654—1667) (Тринадцатилетняя война) и Швецией (1655—1660).

Во время Северной войны в 1702-1708 гг. город несколько раз переходил из рук в руки, был разрушен и разграблен шведскими войсками. В 1702 году его заняли шведы, но уже в сентябре 1705 года Гродно стал центром сосредоточения союзных войск Петра I и польского короля Августа II. Прибывший сюда накануне Меньшиков нашел, что это самое лучшее место для расположения русской армии. В донесении царю от 1 сентября он восторженно отзывался о неприступности «натуральной крепости », то есть удобным для обороны рельефом местности, «понеже зело сия натуральная фартефикация крепка и безопасна», и неприятель с нею ничего не поделает, «кроме что себя изнурит». Восхваляя укрепления, созданные самой природой, Меньшиков продолжал убеждать царя: «В здешний замок хотя и 300 человек посадить, то неприятелю ни по которому образу невозможно оного взять, кроме што прямою атакою атаковать».

Петр распорядился построить вокруг Гродно укрепленный лагерь и озаботился снабжением Гродно большими запасами продовольствия. В городе были срочно восстановлены и усовершенствованы бастионные укрепления. Гродно быстро превращался в неприступную крепость. Были созданы две линии обороны. Внешняя линия включала в себя бруствер и ров, окружавшие город, во внутреннюю входили все крупные каменные постройки: дворцы местной знати, монастыри и костелы, соединенные между собой окопами. Город ощетинился рогатками, штыками, жерлами орудий, укрытыми в мощных редутах. Укрепления обоими флангами примыкали к реке Неман. В районе Гродно было решено оставить армию на зимние квартиры.

В январе 1706 года город был блокирован шведскими войсками. Карл XII готовился штурмовать гродненские укрепления. Однако после рекогносцировки, проведенной утром 15 января 1706 года, он лично убедился в солидности гродненских укреплений и отказался от штурма.

В марте 1706 года русские войска вышли из Гродно, затопив при отступлении в водах Немана пушки, ядра и порох. Быстро наведенная по тонкому льду переправа через Неман была уничтожена, и противник вследствие начавшегося ледохода не смог переправиться через реку и организовать преследование. Вход в город шведов сопровождался грабежами и поджогами. В 1707 году русская армия опять овладела Гродно, чтобы вновь сдать его более сильному шведскому войску после непродолжительного боя зимой 1708 года. Город был отвоеван у шведов уже в 1709 году, на сей раз окончательно.

В 1709-1710 пережил эпидемию чумы. Значительная часть населения погибла. Демографический кризис, наступивший после Северной войны, сократил население Великого Княжества Литовского настолько, что король Речи Посполитой был вынужден пригласить сюда на постоянное проживание немецких евреев. Дело в том, что из-за людских потерь практически некому было платить налоги. И как следствие – во многих города ВКЛ, и в Гродно – в первую очередь, резко увеличилось количество проживающих евреев. В дальнейшем евреи стали преобладающей национальностью среди горожан.

Большой ущерб городу нанесли пожары 1675, 1720, 1750 и 1782 годов. Наступает время длительного экономического упадка в развитии городас 1650 по 1740-е годы.

И все же жизнь в Гродно не остановилась. В 1673 году статус города как «третьей столицы » Речи Посполитой, был закреплен проведением в Гродно каждого третьего сейма (сословно-представительного органа, обладавшим законодательными и частично судебными полномочиями) Речи Посполитой. С 1678 года здесь прошел третий сейм Речи Посполитой, или Первый гродненский сейм. Следующий был в 1688 году, а в 1699 году состоялся последний сейм в стенах Старого замка (всего одиннадцать). По этой причине, в первой трети XVIII век в городе был построен Новый замок как место заседаний Сейма и Сената икоторому суждено было сыграть судьбоносную роль в истории Речи Посполитой.

В XVIII века символами утверждения в Гродно Римско-католической церкви стало возведение в 1738-1765 гг. каменного кармелитского костела (сгорел в 1904 г.). Великолепный собственный костел Святого Франциска Ксаверия, занимавшего целый квартал в центральной части города, гродненские иезуиты строили в 1678-1705 гг. Служение в костеле началось в 1700 г., а торжественное посвящение его святому Франциску Ксаверию состоялось в 1705 г. в присутствии союзников в войне против Швеции – короля Речи Посполитой Августа II и российского царя Петра I.

В 1720-1751 гг. по проекту архитектора Фонтана на месте сгоревшего Пречистенского монастыря построен униатский греко-католический монастырь с церковью Рождества Богородицы (достроен в XIX в.).[В свое время о православной богадельне заботился Сигизмунд II Август, повелевший отчислять для ее нужд деньги с доходов от королевских имений. Церкви также принадлежали земли в Ольшанском урочище. В 1614 году хорунжий Кунцевич завещал Пречистенской соборной церкви Большой плац в Гродно. В XVII веке православный храм был передан униатам. Сюда переехала Василиса Сапега с тремя монахинями для основания в Гродно женского базилианского монастыря. В 1642 году митрополит Антоний Селява передал монастырю земли к западу от Пречистенского храма. Деревянный базилианский храм несколько раз горел и восстанавливался. Опустошительные пожары случались в нем в 1647 и 1654 годах.]

В XVIII в. построен дворец Масальского на Замковой улице.

 

*************



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: