Главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.




По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами.

Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти.

1) Инстинкты жизни (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

2) Инстинкты смерти (Танатос) — лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: “ Цель жизни является смерть”.

 

 

Вопрос №42

Теория трансактного анализа Э.Берна

 

Главная цель трансактного аналитика — научить клиента занимать адекватную позицию в общении с окружающими. Основы теории трансактного анализа сформулировал в начале 1960-х годов американский психотерапевт Э.Берн. Каждый день человек общается с окружающими, и в каждой ситуации по-разному: с одними спокойно, с другими — поучая, чего-то требуя от третьих, безропотно подчиняясь четвертым.

Во всех многочисленных жизненных коллизиях и проявляются, по утверждению Эрика Берна, три базовые человеческие эгосостояния: авторитарный Родитель, подчиненный Ребенок и Взрослый, умеющий отстаивать собственное мнение и стремящийся организовать равные отношения.

Трансакциями, то есть сделками, он называет контакты с другими людьми. Если вы разговариваете с тем, кто находится в позиции Взрослого, то должны занять ту же позицию. В этом случае трансакция называется Взрослый—Взрослый (или Ребенок—Ребенок, Родитель—Родитель — в зависимости от обстоятельств). Но в любом из этих случаев диалог будет происходить на равных.

Есть и внутренние диалоги. Ежедневно в нас спорят Ребенок и Родитель.

Суть трансактной терапии — групповая или индивидуальная работа, в ходе которой психолог работает не только с внешними проявлениями эмоций, но и с внутренним мироощущением клиента. С помощью специалиста человек по полочкам разбирает структуру своей личности. Он учится улавливать внешние признаки (жесты, мимику, тембр голоса) изменения в поведении своего «я», выбирая модель поведения то Родителя, то Ребенка, то Взрослого.

 

Вопрос №43

Малая группа. Динамика развития группы. Коллектив.

 

Малая группа - небольшое объединение людей (от 2—3 до 20—30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный — композицией. Структуру межличностного общения именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. группы

1) Естественные - группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

А) Формальные - создаются и существуют в рамках официально признанных организаций/Неформальные - возникают вне рамок организаций

Б) Высокоразвитые/Слаборазвитые (нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений)

2) Лабораторные - создаются с целью проведения какого-либо научного исследования.

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психологически развитой как коллектив считается малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Качества коллектива: нравственность - построение отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность - добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разрушает коллектив. Коллективизм — это развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе контактность. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости.

Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы. А.Г.Кирпичником была установлена, например, такая зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллективобязательно проходит через период временного спада. В самом начале развития группы наблюдается подъем, который затем сменяется спадом. Если группе удается сохранить себя как общность, снова наблюдается подъем, не достигающий той высоты, на которой коллектив находился в начале.

Вопрос №44

Движущая сила развития личности

 

Движущей силой, источником, мотором роста и развития может быть сам человек, но в человеке есть два начала:

Позитивные или негативные силы внутри человека.

Нас изнутри всегда что-то куда-то толкает или от чего-то отталкивает. В нас постоянно происходят бессознательные движения души и тела в рамках нулевой позиции восприятия - телесные автоматизмы, встроенные привычки, привычные страхи и естественные влечения. Дети чаще живут в светлом мире и на позитивной мотивации, с возрастом ситуация меняется. Для массовой личности внутренним побудителем активности является, как правило, негативная мотивация (страх, скука, необходимость компенсации потерянного), развитая личность использует для себя и позитивную, и негативную мотивацию, в зависимости от ситуации и стоящих задач.

Собственная сознательная инициатива.

Сознательный выбор человека, волевая составляющая, реализация первой и выше позиции восприятия: «Я активно развиваю себя сам».

Движущей силой, мотором роста и развития может быть общество: родители, школа, представители различных общественных и государственных учреждений («Со мной занимаются»).

Итого: мотором роста и развития может быть:

естественный внутренний источник "Какой-то мотор внутри меня"

собственная сознательная инициатива: "Я активно развиваю себя сам"

• инициатива других людей или организаций: "Со мной занимаются"

Личностные особенности

Определенно, есть люди, у которых ценность и мотивация к развитию собственной личности на каком-то жизненном этапе является ведущей, определяющей, важнее ценностей Личной жизни и ценности Дело-работа-бизнес.

Стабильная мотивация к развитию у Творца, когда на это есть внешний запрос (людям и делу нужно).

У Паразита и Потребителя самостоятельной мотивации к развитию - нет. Когда телу хочется двигаться и развиваться, они двигаются и развиваются. Когда с возрастом энергия пропадает, они в отсутствии внешних воздействий начинают деградировать.

 

Вопрос №45

Общая характеристика конституционных теорий личности

 

Под конституцией понимаются структура организма человека, врожденные физиологические характеристики. Идеи биологической обусловленности индивидуальных различий развивали Гиппократ, Л. Ростан, Г. Виола, Кречмер, Шелдон, К.Конрад.

Кречмер выделил четыре типа конституции: астенический, атлетический, пикнический, диспластический.

Астеник отличается хрупким телосложением, высоким ростом, линейными пропорциями, плоской грудной клеткой, узкими плечами. (шизофрения, эпилепсия)

Пикник выглядит тучным, у него наблюдается избыток жировой ткани, выраженное развитие периферич. частей тела, округлость форм. (маниакально-депрессивный психоз)

Атлетик - развитая мускулатура, крепкое телосложение, широкие плечи и узкие бедра. Пропорции и характерные особенности диспластика трудно поддаются описанию. (иногда шизофрения, эпилепсия)

С точки зрения Шелдона, биол. структура лежит в основе внешних, поддающихся наблюдению физических характеристик индивида (фенотип).

Типы темперамента (Шелдон):

1) Висцеротоник - стремление к расслаблению, любовью к комфорту, удовлетворением от приема пищи, крепким сном, потребностью в общении,

2) Соматотоник - уверенность в движениях, горделивая осанка, свободный голос, потребность в разрядке энергии, физич. активности, энергичность, выносливость.

3) Церебротоник - скованность, неловкость в движениях, сдавленный, заторможенный голос, беспокойный неглубокий сон, робость, нерешительность, скрытность.

Психические заболевания Шелдон также разделял на три группы и выделил три диагностических компонента:

аффективный выражает тенденцию к маниакально-депрессивному психозу; параноидный соответствует параноидному психозу;

гебоидный представляет гебефреническую форму шизофренического психоза.

Конституционная теория не является собственно концептуальным построением с системой теоретических аксиом и посылок, а представляет собой определенный подход, акцентирующий внимание на биол. факторах в системе личностных детерминант.

 

Вопрос №46

Поведение в теории бихевиористов

 

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон, который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами. Д.Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы. Бихевиоризм утверждает, что социология — это поведенческая наука, или наука, о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми. Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования социологов с точки зрения его представителей состоит не в объяснении, а в описании поведения. Бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количественным, математическим и статистическим методам. Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим существенным параметрам не могут быть измерены.

 

Вопрос №47

История развития психологии как науки.

 

Античность. Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума.

Средние века. Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами.

Новое время. В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

18 век. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии.

19 век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

20 век. Первые десятилетия отмечены бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго).

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

1930—1940-е годы. Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии

1950—1960-е годы. Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

1970—1980-е годы. Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период возникает психолингвистика.

 

 

Вопрос №48

Типология людей по ведущей репрезентативной системе

 

Репрезентативная система - это способ получения и обработки информации из окружающего мира.

А если проще, то каждый из нас любит больше всего смотреть (визуалы) или слушать (аудиалы), ощупывать (кинестетики), нюхать (олфакторная РС), пробовать на вкус (густаторная РС), или логически осмысливать(дигитал или дискрет).

По мере взросления у человека становится ведущим один канал.

1) Визуал - это человек, который получает наибольшее количество информации через зрение.

Обычно это худые или тощие высокие люди. Они оценивают и составляют мнение об окружающей среде через зрение, поэтому они стильно, ярко и красиво одеты. Так как информация поступает через зрение, при общении визуалы смотрят на собеседника, отмечая детали лица, положение тела.

Голос высокий и громкий, истинный визуал мало значения придаёт звукам.

2) Аудиал - информацию из внешнего мира воспринимает через звуки.

Выглядят скорее тощими, чем полными. Когда общаются стоят так, чтобы хорошо слышать собеседника: голова немного наклонена в сторону или повернута вбок. Взгляд направлен в сторону-вниз, чтобы не отвлекаться на визуальные образы.

3) Кинестетик(кинестет) – через прикосновения и ощущения воспринимает информацию. Это чаще всего полные люди. При общении становятся ближе к собеседнику, чтобы иметь возможность потрогать его. Мыслит при движении, поэтому лучше всего дать кинестетику пространство для перемещения, чтобы не ждать, пока он будет долго думать.

4) Дигитал(дискрет) - это человек работающий, как логическая система. В какой-то момент жизни происходит отделение от ощущений и остается только логика.Общаясь дигиталы стараются поближе расположиться к собеседнику и при этом нежелательны касания, так как их это отвлекает от обработки поступающей информации. В разговоре всё логично и нет терминов, описывающих мир.

 

 

Вопрос №49

Общая характеристика стилей мышления

 

Стили мышления:

1) Синтетический – проявляется в том, что чтобы создавать что-то новое, оригинальное, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз синтезатора: «Что если…?». Синтезаторы стремятся создать более широкую концепцию, позволяющую объединить разные подходы, примирить противоположные позиции. Они любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих. Они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен.

2) Идеалистический – проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. У идеалистов повышен интерес к целям, потребностям, нравственным проблемам. Они легко принимают разнообразные идеи, предложения и успешно решают проблемы, где важными факторами являются эмоции и чувства.

3) Прагматический – опирается на личный опыт, на использование тех материалов, которые легко доступны. Девиз прагматиков: «Что-нибудь да сработает». Поведение может казаться поверхностным и беспорядочным, но они придерживаются установки: события происходят несогласованно и поэтому в непредсказуемом мире надо попробовать все.

4) Аналитический – ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы. Склонность к логической, тщательной манере решения проблем. Они воспринимают мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы.

5) Реалистический – ориентирован только на признание фактов, и реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать. Конкретность и установка на исправление. Проблема для реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

 

Вопрос №50

Как развивать память, мышление, воображение.

 

1) Память.

a. Запоминаем мы только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Нужно тренировать внимание. Можно делать это и в игровой форме, также для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях.

b. Многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память.

c. Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам».

d. Студент, активно занимающийся и посещающий лекции, имеет хорошую память, но часто об этом даже не подозревает. Во время лекций мы записываем конспект, вникаем в материал, но совершенно не думаем о том, как его запомнить.

2) Мышление.

a. Развивать мышление – это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию об окружающем мире, о предметах и явлениях, человеке.

b. Мышление активизируется тогда, когда готовые, стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому важно формировать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

c. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно развивать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

d. Анализируй — себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.

3) Воображение.

a. Воображение развивается при чтении книг. При чтении литературы нужно воссоздавать то, что описано в них.

b. Изучение разных географических карт. Умение путешествовать по карте

c. Внимательное рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в раз­личных проекциях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: