Внимательно прочитайте инструкцию.
2. Дайте ответы на контрольные вопросы в письменном виде
Оформите лабораторный журнал, запишите уравнения реакций.
Для оформления практической части вам необходимо перейти по ссылкам:
https://www.youtube.com/watch?v=NWdlS8e7kF8
https://www.youtube.com/watch?v=oEoltmPOvwA
https://www.youtube.com/watch?v=ws6SEOdyQA8
https://www.youtube.com/watch?v=Zj1oLvjgAxM
https://www.youtube.com/watch?v=QQG6Ne3ODUU
https://www.youtube.com/watch?v=6dTTmgNyPls
https://www.kakprosto.ru/kak-46423-kak-usilit-gidroliz
Выполненные задания присылать в виде фото или скринов в ЛС ВК под своим именем, не перевернутые.
Срок сдачи до 04.11.2020 г.
Внимание!!!
После изучения темы и заполнения лабораторного журнала вам необходимо перейти по ссылке и пройти онлайн-тестирование.
Https://onlinetestpad.com/hnhgxxs6zk3ne
Практическое занятие № 7
По неорганической химии
Для студентов 1 курса специальности 33.02.01 Фармация
Тема: «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей»
Цель работы: экспериментальное определение признаков протекания реакций ионного обмена «до конца»; ознакомление с реакциями гидролиза различных типов, в зависимости от природы основания и кислоты, образующих соли, а также влияние температуры на степень гидролиза. Приобретение навыков составления молекулярных и ионных уравнений, уравнений гидролиза.
В результате освоения темы студент должен знать:
ü Свойства растворов электролитов.
ü Типы гидролиза
ü Факторы, влияющие на степень гидролиза.
Дайте ответы на контрольные вопросы, выполните контрольные задания:
1. Что такое электролит?
2. Приведите примеры сильных и слабых электролитов.
3. Что такое гидролиз соли?
4. Напишите уравнения диссоциации солей, оснований, кислот.
|
5. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия растворов: гидрата аммиака с уксусной кислотой углекислого газа с гидроксидом кальция углекислого газа с гидроксидом кальция сульфата меди (2) с сульфидом натрия.
6. Среди приведенных соединений укажите соли, которые гидролизуются:
Al2 (SO4 )3 ; K2 S; K и; Na2 SO4 .
Напишите ионно - молекулярные уравнения реакции.
5. Напишите ионно - молекулярные уравнения реакций:
NH4 NO3 + H2 O
CuSO4 + H2 O
(NH4 )2 CO3 + H2 O
Добавить реакцию среды в каждом растворе.
Выполните лабораторный практиаум:
Обязуюсь выполнять правила ТБ и охраны труда:
_________________________________
(Подпись студента)
___________________________________
(дата)
К работе допущен ________________________________
№ опыта | Техника и алгоритм выполнения лабораторной работы | Уравнение реакции | Наблюдения и выводы |
Опыт №1. Реакция нейтрализации Налейте в пробирку раствора гидроксида натрия и добавьте раствор фенолфталеина. Запишите наблюдения (цвет раствора). К полученному раствору малинового цвета добавьте раствор соляной кислоты до обесцвечивания. Запишите уравнения реакции в молекулярной и ионной (полное и краткое) формах. Назовите все вещества. Опыт №2. Образование газа Налейте в пробирку раствора карбоната натрия и добавьте (осторожно!) раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярной и ионной (полное и краткое) формах. Назовите все вещества. Опыт №3. Образование осадка Налейте в пробирку раствора сульфата меди(II) и добавьте раствор гидроксида натрия. Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной (полное и краткое) формах. Назовите все вещества. Опыт №4. Действие кислот и щелочей на индикаторы На предметное стекло нанесите на некотором расстоянии друг от друга две капли воды и добавьте к первой капле метиловый оранжевый, ко второй –фенолфталеин. Как изменили окраску индикаторы? Отметьте наблюдения. На предметное стекло нанесите на некотором расстоянии друг от друга две капли раствора соляной кислоты (уксусной кислоты или раствора серной кислоты) и добавьте к первой капле метиловый оранжевый, ко второй –фенолфталеин. Как изменили окраску индикаторы? Отметьте наблюдения. На предметное стекло нанесите на некотором расстоянии друг от друга две капли раствора гидроксида натрия (гидроксида калия) и добавьте к первой капле метиловый оранжевый, ко второй – фенолфталеин. Как изменили окраску индикаторы? Отметьте наблюдения. Сделайте вывод о действии воды, кислот, щелочей на индикаторы. Опыт №5. Гидролиз солей 5.1. Насыпьте в пробирку несколько кристаллов хлорида аммония. Налейте в пробирку дистиллированной воды. Тщательно размешайте стеклянной палочкой содержимое пробирки до полного растворения соли. Добавьте туда же 3-5 капель метилового оранжевого. Отметьте наблюдения (какова окраска метилового оранжевого в растворе хлорида аммония). Составьте уравнение гидролиза соли. 5.2. Насыпьте в пробирку несколько кристаллов карбоната натрия. Налейте в пробирку дистиллированной воды. Тщательно размешайте стеклянной палочкой содержимое пробирки до полного растворения соли. Посмотрите, выделяется ли из раствора какой-либо газ. Добавьте туда же 3-5 капель фенолфталеина. Отметьте наблюдения (какова окраска фенолфталеина в растворе карбоната натрия). Составьте уравнение гидролиза соли. Опыт № 6. Необратимый гидролиз солей 6.1. Налейте в пробирку раствора сульфида натрия. Затем добавьте в ту же пробирку раствора сульфата алюминия. Осторожно понюхайте выделяющееся вещество. Отметьте наблюдения (каков запах вещества, выделяющегося при смешении водных растворов сульфида натрия и сульфата алюминия, и каковы агрегатное состояние и цвет второго наблюдаемого продукта реакции). Запишите соответствующие уравнения реакции. 6.2. Налейте в пробирку раствора сульфата меди(II). Затем добавьте туда же раствора карбоната натрия. Отметьте наблюдения (каковы агрегатные состояния и цвета веществ, образующихся при смешении водных растворов сульфата меди(II) и карбоната натрия). Запишите соответствующие уравнения реакции. № 7. Влияние температуры на степень гидролиза В две пробирки налейте приблизительно одинаковое количество раствора ацетата натрия (CH3COONa) и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Изменилась ли окраска индикатора? Одну из пробирок с раствором ацетата оставьте в штативе при комнатной температуре, а другую нагрейте над пламенем спиртовки Сравните окраску индикатора в двух пробирках (не дожидаясь остывания раствора во второй пробирке). Дайте второй пробирке 2 минуты остыть и охладите ее под краном. Отметьте наблюдения (как изменяется интенсивность окраски фенолфталеина в растворе ацетата натрия при охлаждении). На основании проведенного эксперимента сделайте вывод о влиянии температуры на степень гидролиза. Составьте уравнение гидролиза соли. |
|
|
Оснащение: реактивы — вода дистиллированная, раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты, раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия (калия), хлорид аммония (кр.), карбонат натрия (кр.), раствор сульфида натрия, раствор сульфата алюминия, раствор сульфата меди, раствор карбоната натрия, раствор ацетата натрия, индикаторы: метиловый оранжевый, фенолфталеин.
Используемая литература:
1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 2009.
2. Глинка Н.Л. Общая химия. КноРус, 2009.
3. Егоров А.С. и др. Химия. Пособие - репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону. Феникс, 2003.
4. Э.Т.Оганесян неорганическая химия. М. Медицина. 1989г