Чему учил китайский мудрец Конфуций
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с местоположением и природными условиями Китая; содействовать формированию представлений о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей |
Тип и вид урока | Усвоение знаний, навыков и умений / урок-исследование |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом |
Личностные результаты | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Местоположение и природные условия Китая. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Конфуций – самый знаменитый мудрец Древнего Китая. Поднебесная, Сын Неба, дракон, бамбуковая книга |
Образовательные ресурсы | Учебник. Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 1. Проверочные материалы. Карты: «Древние государства мира», «Индия и Китай в древности». Рисунок-схема «Главные реки и древнейший район земледелия в Китае» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | Читает текст «Беседа полководцев», предлагает ответить на вопросы к нему (см. Приложение 1) | Перечисляют культурные достижения индийцев | Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи Чему учил китайский мудрец Конфуций | Слушают учителя и отвечают на его вопросы | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком-схемой, иллюстрациями, беседа | Рассказывает о местоположении и природных условиях Китая, опираясь на карту и рисунок-схему, об условиях жизни и хозяйственной деятельности населения, используя иллюстрации Страна, где жили китайцы - Китай находится в Восточной Азии (стр. 106-карта) на Великой Китайской равнине. - Китайцы в 1 тыс. до н.э. расселились между реками Хуанхэ и Янцзы. - Возникло несколько государств, воевавших друг с другом, но жители этих государств считали себя одним народом. - Об обычаях китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали (стр. 105 – портрет) | Показывают на карте Китай, ре-ки: Хуанхэ и Янцзы. Характеризуют условия жизни и хозяйственную деятельность населения | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Работа с картой, беседа по вопросам |
Религиозно-философские учения (конфуцианство). Конфуций | Фронтальная, групповая. Словесный, творческий, проблемный. Сообщение, работа с текстом, беседа | Предлагает выполнить исследовательскую работу, изучить учение Конфуция. Высшая добродетель – уважение к старшим - Нужно соблюдать древние порядки. - Младшие уважают старших. - Старшие заботятся о младших. - Покойные родственники – могучие покровители. - Китайцы любили рассказы о старине. - Китайцы верили в богов, духов, чудовищ, драконов. - Самое высшее существо – Небо. - Царь Китая – «Сын Неба». - Китай – «Поднебесная». Мудрость – в знании старинных книг. - Китайцы писали на дощечках расщепленного бамбука (стр. 103). - Иероглифы наносили сверху вниз. - Ошибки соскабливали ножом. - В дощечках делали отверстия и связывали бечевкой (стр. 102). - Было несколько тысяч иероглифов. Как должны вести себя учтивые китайцы - Перед входом в дом китаец снимал обувь. - Сидели, подогнув под себя пятки (по-другому – невежливо). - Ели двумя палочками. - Делали прически, собирая волосы в пучок (распущенные волосы – у дикарей). - Носили халат. - Воспитанный китаец не грубит. - Со старшими – почтительный, с младшими – благосклонный. - Государство подобно семье. - Подданные должны уважать правителя как отца. - Правитель относится к подданным как к детям. - Правитель не должен быть жестоким. - Казнить нельзя. | Знакомятся с личностью мудреца Конфуция, характеризуют его учение. Объясняют значение понятия «конфуцианство» | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения. Коммуникативные: готовят сообщения, используя информацию, полученную из ресурсов Интернета; высказывают свое мнение | Сообщение, работа с текстом, беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий | Парная, коллективная. Словесный, практический. Работа с картой, беседа, тест | · Организует коллективное выполнение тестовых заданий- задаю вопросы (см. Приложение 2) · Обсуждаем какие порядки изложенные Конфуцием можно соблюдать сегодня | Находят на карте называемые географические объекты. Выполняют тестовые задания | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: умеют работать в паре | Работа с картой, тест |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Параграф 22. Задание 86 в рабочей тетради. Индивидуальные задания: сообщения «Великий шелковый путь», «Научные знания и изобретения», «Храмы», «Великая Китайская стена» (по ресурсам Интернета, энциклопедий) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение | Задания в рабочей тетради, контурная карта, сообщения |