Древнейшие люди
Педагогические цели | Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / вводная лекция с элементами беседы |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Первобытные люди. Восточная Африка – прародина человечества. 2 млн лет назад – появление первого человека на Земле. Жизнь и занятия древнейших людей. Первые орудия труда. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, человеческое стадо, собирательство, археолог, реконструкция |
Образовательные ресурсы | Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных», «Загон оленей». Аппликация (слайды) «Охота неандертальцев на сибирского козла». Атлас. Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Проверка Д.З. Слайд 1-2- тестовые задания. Тема урока. Слайд 3. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы | Слайд 4 – план урока. Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы: – Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? – Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? | Слушают учителя; получают проблемное задание | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Древнейшие люди | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа | Рассказывает о происхождении человека. Слайд 5-6. Организует работу с картой. – Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок. Слайд 7. Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей. Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян Слайд 8,9,10,11 Реконструкция, облик. Слайд 12-13. Записать в тетрадь ответ 13. | Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе ил- люстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам, работа с картой |
Использование орудий труда как главное отличие людей от животных | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа | Слайд 14-15. Задачки (рассуждение) На основе работы с иллюстрациями, Слайд 16. аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод. – Что характеризует «человека умелого»? Слайд 17. Вывод ↓↓↓ Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. - Дубины, - палки-копалки, - заостренные камни. Задание: Прочитать в учебнике на стр. 11 об изготовлении орудий труда. | Называют характерные, существенные признаки «человека умелого» | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста | Работа с текстом, беседа по вопросам |
Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с ап- пликацией (слайдами), беседа | Слайд 18. С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты. Слайд 19,20,21,22 – В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей? Характеризует собирательство Целыми днями, от мала до велика занимались собирательством: искали съедобные коренья и улиток, дикорастущие плодов и ягоды, яйца птиц. Как люди охотились? Люди вспугивали стадо, которое спасается бегством. Стадо разбегалось быстро, но в стаде были и больные, старые или ещё молодые животные, которые не поспевали за остальными и отставали. Охотники отрезали животное от стада, оглушали его дубинами и убивали. | Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам |
Человеческое стадо – древнейший коллектив людей | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа с иллюстрациями | Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами) Слайд 23. Человеческое стадо — древнейший коллектив людей. Эти группы называют человеческими стадами. Учёные предполагают, что в каждом стаде насчитывалось несколько десятков человек. Стада древнейших людей были столь же непрочными объединениями, как и стада животных. Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи. Они были мало связаны друг с другом, каждое вело самостоятельную жизнь. Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. Слайд 24. Овладение огнем Зажигали ветку от загоревшего от молнии дерева. Польза от огня: - Мясо вкуснее и нежнее. - Обогревал. - Разгонял мрак. - Отпугивал диких зверей. Огонь поддерживали день и ночь. | Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа | Наблюдение |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа, работа с контурной картой, тест | Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение). Организует работу в рабочей тетради № 1 (задания 2, 3) | Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Коммуникативные: умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест |
V. Подведение итогов | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой | Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. – Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка? | Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Беседа по вопросам, работа с картой |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что вам понравилось больше всего на этом уроке? – Что было самым ценным из услышанного? – Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе? | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Вопросы, основные понятия, термины, задание в рабочей тетради |