ОТЧЕТ
по производственной (педагогической) практике
студентки 4 курса группы СКТИД-132
направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»
Работу выполнила:
студентка 4 курса
Бондарь Екатерина Валерьевна
Руководитель практики от кафедры:
Засл.работник культуры РФ, худ.руководитель ДК г.Барнаула
Ильина Л.Г.
Барнаул 2017
Введение
Цель: формирование знаний, умений и навыков осуществлению педагогической деятельности в учреждениях культуры, образовательных организациях.
Задачи:
1. Изучение учебно-методической литературы, лабораторного и программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
2. Получение представления о современных образовательных информационных технологиях;
3. Формирование и решение задач, возникающих в ходе педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;
4. Проведение педагогической работы с привлечением современных технологий;
5. Разработка методических материалов по профориентационной деятельности для учащихся школ (беседа, сценарный материал
6. Проведение анализа результатов работы;
Знать:
Уметь:
Владеть:
Место прохождения: Алтайская краевая общественная организация родителей детей-инвалидов и инвалидов детства «Незабудка»
Продолжительность практики: с 09.02.2017 г. по 22.02.2017 г.
Перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе производственной практики:
1.Изучение с нормативно-правовой базы АКООРДИИД «Незабудка»
2.Посещеня практических занятии у педагогов РДИИД «Незабудка»: занятия по декоративно-прикладному творчеству, занятия с логопедом
3.Изучение планов работы РДИИД «Незабудка», изучение планов работы педагогов РДИИД «Незабудка». и нормативно-правовых документов;
4.Подготовка и проведение воспитательного мероприятия среди детей с ограниченными возможностями здоровья
5.Самостоятельная работа.
Глава 1. Общие положения
Цели и задачи:
Алтайская краевая общественная организация родителей детей-инвалидов и инвалидов детства (АКООРДИИД) «Незабудка» создана по инициативе граждан имеющих на своём попечении детей с тяжёлыми заболеваниями – ДЦП (детский церебральный паралич), Синдром Дауна, аутизм, олигофрения и другие нарушения головного мозга. В основу создания организации легла идея общения и взаимопомощи граждан, воспитывающих ребёнка-инвалида. В настоящее время на учёте в организации состоит 150 семей.
Руководящим органом является общее собрание, которое выбирает правление и председателя. Правление организации состоит из 13 человек. Все члены организации являются добровольными помощниками. К волонтёрской работе привлекаются не только родители детей-инвалидов и люди с ограниченными возможностями здоровья, но и молодёжь города – студенты и школьники.
Основной деятельностью организации, является работа Центра для детей с ограниченными физическими возможностями, который был создан силами родителей, при поддержке администрации г. Барнаула, и открыт в декабре 1999г. В этом Центре дети, не посещающие (в силу тяжести своего заболевания) детские учреждения, имеют возможность общения; учатся лепить, рисовать, слушают музыку; с ними занимаются опытные педагоги. В летний период работают оздоровительные площадки. Для детей и родителей «Незабудка» проводит культурно-массовые мероприятия, организует посещения музеев, выставок, театров.
В процессе деятельности общественной организации «Незабудка», приходится работать с людьми, находящимися в сложном материальном положении. Чтобы помочь нуждающимся при Центре «Незабудка» действует пункт сбора вещей для малоимущих граждан. Постоянно ведётся приём граждан и консультирование по телефону по вопросам, касающимся прав и возможностей детей-инвалидов.
Уставные направления деятельности:
- социально-психологическая адаптация детей-инвалидов и инвалидов с детства в современное общество;
- защита гражданских и социальных прав детей и их родителей;
- развитие взаимодействия и сотрудничества по вопросам социальной защиты инвалидов с органами государственной власти и управления, иными общественными объединениями, предприятиями и гражданами;
- само и взаимопомощь среди членов организации;
- изменение отношения общества к детям-инвалидам, инвалидам с детства и к лицам, осуществляющим уход за ними (родителям, опекунам, попечителям);
- разработка и выполнение целевых программ.
Во время прохождения практики, осуществлено знакомство с нормативно-правовой базой АКООРДИИД «Незабудка», а именно с:
1.Плнами работы педагогов, а именно, были проанализированы: планы работы на год, составленные педагогами РДИИД «Незабудка», тематические планы на месяц, лексические темы занятий на 2 недели, цели задачи занятий, планы проведения занятий.
Исходя из анализа тенденции и особенности современного этапа развития культурологического образование, одно из основных направлений трудоемкости, что благотворно влияет на образовательный процесс и помогает студентам овладеть способами проектной и инновационной деятельности в сфере культурологического образования, благодаря дисциплинам: основы социально-культурного проектирования, история искусств, культурология и др.).
3. Приказом № 1367 от 19 декабря 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; исходя из анализа следует отметить, что в пункте 10 «Образовательная программа, разрабатываемая в соответствии с образовательным стандартом, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно - базовая часть и вариативная часть)» Базовая часть образовательной программы является обязательной вне зависимости от направленности образовательной программы, обеспечивает формирование у обучающихся установленных образовательным стандартом общекультурных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций, отнесенных к выбранному профилю.
Глава 2. Результаты образования в ходе прохождения практики
В процессе практики были приобретены знания, умения, навыки в области профессиональных и общекультурных компетенций, а именно:
1.Навыки в самоорганизации и самообразования, через изучение рабочих планов педагогов РДИИД «Незабудка», а именно были получены знания организационной деятельности в РДИИД «Незабудка». Умение искать, анализировать информацию в сфере деятельности НКО, для применения обоснованных решений на всех этапах практики.
2.Знания для проведения занятий, различных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и умения к оказанию консультативной помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, через подготовку практического материала для проведения группового занятия, а также посещение данного занятия, в качестве ассистента преподавателя Марины Карпешиной.
На данном занятии были применены образовательные технологии, а именно:
3. Знания научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и умения проведения воспитательных мероприятий, через подготовку и проведение воспитательного мероприятия «День доброты»
Цель: напомнить детям о том, как важно проявлять доброту к окружающим людям. Задачи: - воспитание у детей желания быть добрыми и отзывчивыми;
- развитие творческих способностей детей;
- развитие познавательной активности детей;
- развитие памяти и мышления;
- развитие диалоговой речи;
- развитие мелкой моторики рук;
- создание благоприятной атмосферы общения.
Заключение
Таким образом, в результате прохождения производственной (педагогической) практики в АКООРДИИД были получены и применены практические навыки самостоятельной педагогической деятельности, а именно:
-Способности к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса и проведению воспитательных мероприятий с различными категориями участников социально-культурной деятельности;
- Готовность к оказанию консультативной помощи специалистам социально- культурной сферы;
- Способность к осуществлению педагогической деятельности в учреждениях культуры, образовательных организациях общего образования и среднего профессионального образования, образовательных организациях дополнительного образования.
Достигнута цель производственной (педагогической) практики, а именно, сформированы знания, умения и навыкоя осуществления педагогической деятельности в учреждениях культуры, образовательных организациях.
Решены задачи, поставленные в начале прохождения практики:
1. Изучена учебно-методическая литература, лабораторного и программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
2. Получены представления о современных образовательных информационных технологиях;
3. Сформированы и решены задачи, возникшие в ходе педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;
4. Проведена педагогической работы с привлечением современных технологий;
5. Разработаны методические материалы по профориентационной деятельности;
6. Проведен анализ результатов работы;
Специалистами РДИИД «Незабудка» было поручено выполнение различного рода заданий, требовавших самостоятельности, ответственности и направленности на качественное их выполнение. Благодаря практике были закреплены знания, полученные мной в процессе теоретического обучения. На протяжении всей практики специалисты РДИИД «Незабудка» помогали адаптироваться в новых условиях.
Список литературы:
1.Положение об организации образовательного процесса по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Электронный ресурс] / – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:
https://www.altgaki.org/obrazovatelnaya-deyatelnost/metodicheskie-i-inye-dokumenty-dlya-obespecheniya-obrazovatelnogo-proczessa/dokumenty-ob-organizaczii-uchebnogo-proczessa
2. Порядок организации освоения элективных дисциплин (модулей, курсов) [Электронный ресурс] / – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:
https://www.altgaki.org/obrazovatelnaya-deyatelnost/metodicheskie-i-inye-dokumenty-dlya-obespecheniya-obrazovatelnogo-proczessa/dokumenty-ob-organizaczii-uchebnogo-proczessa
3. Приказ № 1367 от 19 декабря 2013 г. «об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] / – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:
https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5242
4. Порядок организации образовательного процесса по образовательным программам при сочетании различных форм обучения, при использовании сетевой формы реализации указанных программ, при ускоренном обучении [Электронный ресурс] / – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:
Приложение
Приложение 1. План мероприятия «День доброты»
Цель: напомнить детям о том, как важно проявлять доброту к окружающим людям. Задачи: - воспитание у детей желания быть добрыми и отзывчивыми;
- развитие творческих способностей детей;
- развитие познавательной активности детей;
- развитие памяти и мышления;
- развитие диалоговой речи;
- развитие мелкой моторики рук;
- создание благоприятной атмосферы общения.
1 этап 1) Приветствие друг друга (стихотворение «Привет»); 2) Прочтение стихотворения «Доброта»; 3)Пальчиковая гимнастика; 4) Просмотр сказки «Мешок яблок»; 5) Разыгрывание сказки «Мешок яблок» (раздача ролей); 6) Обсуждение сказки; 7) Подведение итогов занятия (д/з – репетиция сказки);
Приложение 2. Сценарий мероприятия Праздник «Проводы Зимы» 2017
В то время когда гости заходят в зал и рассаживаются, фоном звучит красивая музыка
Фонограмма 1 Фанфары
Ведущий:
Здравствуйте дорогие друзья! Мы очень рады вновь встретиться с вами в этом уютном зале, ведь сегодня мы встречаем долгожданную, теплую, цветущую весну, которая совсем скоро придет на смену холодной вьюжной зиме.
Уходит зима неохотно,
Морозом пугает с утра,
Но твердо стоит на пороге
Весны наступившей пора.
Пусть в каждой душе тают льдинки,
Улыбками радует взгляд;
Пусть холод, метель и снежинки
Уже не вернутся назад.
Фонограмма 2 Появляются Скоморохи
Скоморох 1:
Подходи, честной народ, Интересное вас ждет! Подходите, торопитесь, Наши милые друзья, Отдыхайте, веселитесь. Здесь скучать никак нельзя! Всех на праздник приглашаем, Проводы русской зимы начинаем! Скоморох 2:
Будет праздник здесь большой,- Встретится Зима с Весной. Зиму песней мы проводим, Спляшем с нею в хороводе! А Весну весельем встретим, Словом ласковым приветим!
Скоморох 1:Ты только посмотри, сколько народу вокруг! И все такие красивые и, наверное, очень веселые!
Скоморох 2: Привет девчонки и мальчишки, а также их родители! Давайте скорее знакомимся! Меня зовут Фома,
Скоморох 1: А меня Ерёма, а теперь давайте каждый из вас на три, четыре дружно крикнет свои имя! Готовы? Три, Четыре! Дети кричат свои имена. Ой, что-то я ничего не разобрал. А ты?
Скоморох 2: И я что-то тоже ничего не понял. Давайте еще разочек три, четыре! Дети кричат свои имена. Ну, вот теперь - то все понятно. Познакомиться нам с вами очень и очень приятно!
Скоморох 1: Настроение, какого? Дети: Во! Отлично! Сегодня не будем грустить, и скучать, мы прямо сейчас начинаем играть!
Скоморох 2: Прежде чем мы с вами встретим Весну, мы предлагаем вам ее позвать и отправить ей письмо. А для этого нужно сыграть в игру, которая называется «Почта», но перед тем как мы начнём, вам нужно будет запомнить несколько фраз: 1 Кто там? Давайте скажем ее все вместе, три, четыре… Молодцы! 2 Откуда? (проговаривают вместе с детьми). Отлично!И самая последняя третья фраза 3 А что в городе делают? (проговаривают вместе с детьми). Просто замечательно! Ну что ж я думаю, что можно начинать!
Игра «Почта»
Скоморох 1: Молодцы ребята! Вот и завершается зима, а казалось, что совсем недавно, мы встречали Новый Год, радовались первому снегу, катались с ледяной горки, играли в снежки.
Скоморох 2: И всё - таки зима – это чудесное время года, веселое! Ребята, а давайте вспомним, как нам было весело зимой, и поиграем в игру, которая называется «Что мы делаем зимой».
Игра «Что мы делаем зимой»
Что мы делаем зимой, Дай, дружок, ты нам ответ. Слушайте внимательно, Отвечая “да” иль “нет”.
Скоморох 1: Когда вы будете говорить да – громко хлопайте в ладоши, а когда будете говорить нет – хлопайте ладошками по коленкам. Договорились? Ответ детей. Отлично тогда мы начинаем!
Скоморох 2: В снежки играем мы с друзьями? Скоморох 1: Грибы по лесу собираем сами? Скоморох 2: С горки на санках катаемся? Скоморох 1: В деревне на речке купаемся? Скоморох 2: По лесу на лыжах бродим? Скоморох 1: А много цветов находим? Скоморох 2: В саду своем грядки копаем? Скоморох 1: Новый год мы весело встречаем? Скоморох 2: Друзья, не устали еще отвечать? Скоморох 1: Пора нам артистов на сцене встречать!
Фонограмма 3 Песня «У леса на опушке"
Сценический номер в исполнении детей. Песня «У леса на опушке»
Звучит красивая музыка. В зале появляется Зима
Фонограмма 4 Появляется Зима
Зима:
Снег пушистый стелется, Улица бела. Я — Зима-метелица, В гости к вам пришла!
Здравствуйте мои дорогие. Какие вы все красивые, нарядные, а как замечательно вы поёте! Большое вам спасибо за такую чудесную зимнюю песню. Мне она очень понравилась! Ох как жарко у вас здесь не по –зимнему! Но ничего сейчас мы все вместе поиграем в мою любимую игру, которая называется «Заморожу», и в этом зале сразу станет холодней. Вы готовы ребята? Тогда мы начинаем!
Ира «Заморожу»
Скоморох 1: Ой, Зима ты уж нас совсем заморозила, холодно - то как стало! Я совсем продрог!
Зима: Ну, ничего мы сейчас быстро согреемся! Будем петь и танцевать, дружно холод прогонять! Вставайте скорее в хоровод и повторяйте все движения вместе со мной.
Фонограмма 5 «Мы погреемся немножко»
Детская песня – танец «Мы погреемся немножко» (дети танцуют с Зимой и Скоморохами).
Зима: Как же с вами весело танцевать, а в снежки друзья вы любите играть! Ответ детей. Отлично! Тогда мы можем начинать!
Игра «Снежки»
Реквизит: небольшие ватные снежки и два пластиковых ведра среднего размера.
Условия игры: Всем участникам игры раздаются ватные снежки, которыми они должны постараться закинуть в пластиковые ведра. Игра заканчивается тогда, когда все вёдра будут наполнены снежками. Во время игры звучит весёлая музыка.
У нас есть много мягких белых снежков и два совершенно пустых ведра. Сейчас у каждого из вас в руках появятся снежки, и вам нужно будет постараться попасть своими снежками в эти ведра. Всем понятны правила игры? Поехали!
Фонограмма 6 Игра «Снежки»
Ух ты! Ребята, какие же вы меткие. Все вёдра доверху снежками наполнили, а теперь отгадайте, пожалуйста, мою загадку.
Его слепили дети ловко, из снега сделали клубки. Вместо носика морковка, вместо глазок угольки. На голову ведро одели и соломенный парик. А теперь скажи скорее кто же это? (Снеговик)
Ответ детей.
Конечно же это Снеговик!
Скоморох 2: Эх, жаль, что мы не можем прямо сейчас слепить вместе с вами большого снеговика.
Зима: Слепить снеговика прямо сейчас у нас, конечно, не получиться, но зато мы можем его нарисовать, тем более что вокруг столько маленьких художников.
Скоморох 1: Ребята, вы нам поможете?Ответ детей. Замечательно! Выходите к нам скорее!
Игра «Нарисуй снеговика»
Реквизит: Два мольберта, два белых листа формата А3, цветные маркеры.
Условия игры: Каждая команда рисует снеговика на своём мольберте, каждый из участников должен нарисовать какую – то одну часть Снеговика. Во время игры детям помогают их родители, Зима и Скоморохи. Во время игры звучит весёлая музыка.
Фонограмма 7 Игра «Нарисуй Снеговика»
Скоморох 2: Один снеговик хорошо, а два лучше! Раз уж нас так много давайте разделимся на две команды и нарисуем двух Снеговиков!
Скоморохи делят детей на две команды.
Скоморох 1: Ну что ребята вы готовы? Поехали!
Зима: Молодцы ребята! Какие красивые снеговики у нас получились! С вами очень весело! Так жаль, что совсем скоро мы расстанемся на целый год.
Время быстро пролетело, И закончен мой черёд, Солнце ярче засветило, Вслед за мной Весна идёт!
Скоморох 1:
Раз, два, три, четыре, пять, Будем зиму провожать!
Скоморох 2:
Раз, два, три, Вот весна идет, смотри! Вы ей двери отворите, Дружно в гости позовите! Скоморох 1: Давайте-ка, ребята, все вместе позовем Весну – красну! Повторяйте вместе с нами! Весна - Красна приходи
Скоморох 2:
Снег холодный растопи
Скоморох 1: Деревья зеленью одень
Скоморох 2:
Пусть теплее будет день!
Все зрители повторяют веснянку вместе со скоморохами по одной строчке.
Под красивую музыку в зале появляется Весна с корзинкой в руке, в корзинке цветы с загадками.
Фонограмма 8 Появляется Весна
Весна:
Здравствуйте друзья!
Я Весна – красна, бужу землю ото сна, Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки. Всюду - в поле и в лесу людям радость я несу!
Вижу, ждали вы меня и приметы мои, наверное, хорошо знаете? Ответ детей. Тогда выочень легко отгадаете мои весенние загадки! Слушайте внимательно, отвечайте обязательно.
Весна достаёт из своей корзинке по одному цветочку и загадывает загадки.
Весенние загадки
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли... (почки)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький... (подснежник)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит... (капель)
В теплый день из-подо льда
Мчится талая вода.
И шумит всех птиц звончей
Этот озорной... (ручей)
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется... (трава)
Посмотрите-ка, ребята,
В небесах повисла вата —
К нам плывут издалека
В синем небе... (облака)
Молодцы! Все мои загадки отгадали!
Зима: Здравствуй сестрица Весна! Меня заменить ты должна.
Весна: – Здравствуй сестрица Зима! Тебе отдохнуть наступила пора.
Зима: Как же мне не хочется уходить, у меня ещё очень много сил!
Скоморох 1: Говоришь Зима сил у тебя много! Ну, тогда мы тебе предлагаем устроить небольшие соревнования по перетягиванию каната!
Игра «Перетягивание каната»
Ребята, давайте, скорее, разделимся на две команды! Одна команда будет тянуть канат вместе с Зимой, а другая будет помогать тянуть канат Весне. Если Зимушка победит твоя команда так уж и быть оставайся, а если победит команда красавицы Весны придется тебе уступить ей законное место.
Если дружно взять канат, Потянуть вперед – назад. И сказать три раза: «Эх!» Победит, наверно, смех.
Зима и Весна вместе со своими командами тянут канат, побеждает команда Весны! В роли судьи выступает Скоморох. Во время игры звучит весёлая музыка.
Фонограмма 9 Игра «Перетягивание каната»
Зима: Молодец Весна – красна! Ты уж на меня не серчай, я и вправду что-то задержалась, пора мне в путь дорогу, теперь настал твой черёд. Спасибо вам ребята за ваши улыбки и хорошее настроение! Всего вам самого доброго! До встречи в следующем году!
Весна: До свидания Зимушка – зима!
Скоморох 2: Собирайтесь ка ребятки в наш весёлый хоровод, потанцуем вместе и красавицу Весну встретим звонкой песней.
Фонограмма 10 «Песня про Весну»
«Песня про Весну» (дети танцуют в хороводе вместе с Весной и Скоморохами).
Весна: Спасибо вам мои дорогие за эту теплую весеннюю песню.
На солнечной проталинке, где таял старый снег, вдруг ручеёчек маленький весёлый взял разбег. Он, солнечными блёстками играя и искрясь струился под берёзками. - Весна уж началась!
М. Блинникова (автор.)
Друзья давайте все вместе поиграем в «Ручеёк».
Весна играет с детьми в игру «Ручеёк». Во время игры звучит весёлая музыка.
Фонограмма 11 Игра «Ручеёк»
Игра «Ручеёк»
Скоморох 1: Вы, наверное, устали, быстро бегать и плясать, и теперь пора настала нам на ложках поиграть!
Песня «Ложки деревенские» (дети, играют на ложках, сидя на стульях)
Скоморох 2: Ну что ж, Зиму мы с вами проводили, а теперь давайте для нашей красавицы Весны откроем «Золотые ворота».
Весна играет с детьми в игру «Золотые ворота». Во время игры звучит веселая музыка.
Фонограмма 12 Игра «Золотые ворота»
Весна: Игра «Золотые ворота»
Скоморох 1: Идет Весна по льду, несет блинов сковороду. Принимайте молоду – Разбирайте по блину!
Весна с большой тарелкой блинов встаёт рядом со скоморохом
Скоморох 2: Ребята, а на какой весенний символ похож блин? Правильно на солнышко!
Весна: Друзья, а блины-то у нас, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжи пословицу дружок! Да получи заветный блинок!
Скоморохи раздают зрителям блины, загадывая им пословицы.
Скоморох 1: Делу время........(отвечает:...потехе час)
Скоморох 2: Землю красит солнце, а человека.......... труд.
Скоморох 1: Терпение и труд...................... все перетрут
Скоморох 2: Семь раз отмерь,.....................один раз отрежь
Скоморох 1: Не имей сто рублей,...............а имей сто друзей
Скоморох 2: Яблоко от яблони ………………недалеко падает
Скоморох 1: Тише едешь…………дальше будешь
Скоморох 2: Копейка……рубль бережет
Скоморох 1: Первый блин………комом
Весна: Ну, вот мы с вами и блинов поели, и пословицы русские вспомнили, а теперь давайте все вместе напечем много – много вкусных сладких блинов. Готовы? Поехали!
Скоморохи вместе с Весной проводят игру «Блины»
Скоморох 1: Ребята, мы с вами сегодня Зиму проводили, Весну встретили, поиграли и даже вкусных блинов напекли!
Скоморох 2: Весна, тебе понравилось у нас в гостях?
Весна: Конечно, понравилось! Славно мы повеселились и все вместе порезвились. Жаль мне с вами расставаться, но пришла пора прощаться!
Скоморох 1: Надеемся, что этот весенний праздник подарил вам только хорошее настроение и множество ярких, незабываемых впечатлений! А мы говорим вам до свидания, до счастливых добрых встреч!