Рабство в Древнем Риме. Организационная структура урока




Рабство в Древнем Риме

Педагогические цели Способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян
Тип и вид урока Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия
Планируемые результаты (предметные) Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
Личностные результаты Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека
Метапредметные результаты Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.)
Основное содержание темы, понятия и термины Источники рабства. Рабы – «говорящие орудия». Сферы применения рабского труда. Гладиаторы. Имение, амфитеатр
Образовательные ресурсы Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Учебные картины: «Труд и жизнь рабов в имении», «В римском амфитеатре». Диск «История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы»

Организационная структура урока

Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД
I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм  
II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока Регулятивные: формулируют учебную задачу; планируют учебные действия Беседа
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Завоевания – главный источник рабства Индивиду-альная, фронтальная. Словесный, практический. Работа с текстом, беседа Предлагает прочитать п. 1 § 49 и назвать источники рабства в Риме Завоевания – главный источник рабства. - Покоряя страну, обращали в рабство военнопленных и мирных жителей. - Завоеванную страну объявляли провинцией. - Сенат назначал наместника для ее управления. - Наместники грабили провинции. - Рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали. - В Римском государстве появилось много рабов. Проводят поиск необходимой ин- формации в тексте Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения (ос- мысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели) Беседа по вопросам
Сферы применения рабского труда Групповая. Словесный, творческий, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, рассказ, инсценировка – Прочитайте п. 2, 3 § 49. Подготовьте рассказы по темам: «Рабы в имении землевладельца», «Рабы в богатом доме». Организует работу с рисунками (изображены тюрьма, рабы в кандалах, с исполосованными спинами, в лохмотьях), беседу: – Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции? – Почему труд рабов в Риме стоил дешево? – Какой в Риме был главный источник рабства? Рабы в имении землевладельца -Имение – земельное владение богатого человека. - Богатые владели иногда несколькими имениями в разных частях Италии. - Выращивали оливки и виноград. - Хлеб привозили из провинций. - В имении трудилось по 15-20 рабов. - Землевладелец обычно жил в Риме. - Работами руководил раб-управляющий. - Рабы трудились от зари до зари. - Зимой рабы плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг. - «Раб должен трудиться или спать». - Рабов кормили простой пищей. - Раз в 2 года давали короткий плащ и деревянные сандалии. - Из старой одежды шили лоскутные одеяла. - Заболевшего раба отвозили на остров на Тибре. - Суровые наказания: - оплеухи, зуботычины, - порка, - отправляли в каменоломни, - держали в оковах.   Рабы в богатом доме - Дом богача был переполнен слугами. - убирали помещения, - помогали господину одеваться, брили его, укладывали прическу, - готовили пищу, - певцы, музыканты во время обеда исполняли музыку, - Много было образованных рабов (в основном греков): - раб – врач, - раб – библиотекарь, - раб – секретарь. - Раб был бесправен, считался вещью. На основе учебного текста и картины составляют рассказ, готовят инсценировку, представляют «воображаемую экскурсию». Анализируют изображения на рисунках. Сравнивают рабочую силу в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют деятельность партнера Рассказ, ин- сценировка
Римские ученые о рабах (документ) Коллективная. Словесный, проблемный. Работа с документом, бе-седа Формулирует задания для работы с документом (вопросы к § 49 «Познакомьтесь с документом») Анализируют документ. Характеризуют рабство, условия и жизнь рабов Познавательные: осуществляют анализ, приводят доказательства; строят логическую цепь рассуж-дений Беседа по вопросам
Гладиаторы на арене амфитеатра Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картиной, беседа Рассказывает о гладиаторских боях, используя картину Гладиаторы на арене амфитеатра - Сильных и ловких рабов обучали владеть оружием в специальных школах. - Гладиаторы сражались на потеху публике (стр. 241). - Строили специальные сооружения для гладиаторских игр амфитеатры. - Богачи и бедняки приходили как на праздник. - Если обессиленный воин бросал оружие и просил пощады, то его судьбу решали зрители: - если кверху поднимали большой палец – раненому сохраняли жизнь, - если палец опускали – несчастного добивали. Составляют рассказ по картине, высказывают свое отношение к гладиаторским боям Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания Рассказ по картине
IV. Закрепление знаний Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа – Объясните смысл высказывания: «Раб должен трудиться или спать». – Римляне любили повторять: «Господин имеет над рабом право жизни и смерти». Как вы объясните смысл этого высказывания? Анализируют высказывания. Объясняют их смысл Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других Беседа по вопросам
V. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Комментирует задание. Параграф 49. Задания 57-58 в рабочей тетради. Карточки (компакт-диск) Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу Задания в рабочей тетради, карточки

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: